Фрагмент для ознакомления
2
Цель и задачи практики
Цель прохождения практики: разработка информационной системы для поддержки бизнес-процессов ООО «Энергетик».
Объект исследования – ИТ-подразделение компании «Энергетик».
Предмет исследования – автоматизация бизнес-процессов компании «Энергетик» в части обработки обращений от клиентов.
Задачи прохождения практики:
анализ теоретических аспектов построения моделей бизнес-процессов;
анализ деятельности компании;
построение модели бизнес-процессов организации подразделения службы по обслуживанию сетей энергоснабжения;
определение недостатков существующей технологии работы специалистов, построение модели реинжиниринга бизнес-процессов.
Новизна и актуальность
Актуальность реинжиниринга бизнес-процессов связана с необходимостью получения конкурентных преимуществ компаний за счет эффективной организации деятельности и взаимодействия подразделений. Разработка информационных систем является одним из инструментов реинжиниринга бизнес-процессов, обеспечивающих получение экономического эффекта за счет сокращения временных затрат на выполнение технологических операций, косвенного эффекта за счет формирования сводных отчетных показателей, на основе которых вносятся изменения в политику компании.
Новизна исследования: возможность использования различных методологий моделирования бизнес-процессов при проектировании информационных систем в условиях энергетических компаний.
Используемые источники для написания статьи и их научный анализ
1. Долганова О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 289 с.
В работе проведение описание научно-обоснованных подходов к организации бизнес-процессов что позволяет получать четкие представления о деятельности компании, выявлять причины возникающих проблем и прогнозировать перспективы развития бизнеса компании. В работе описаны нотации моделирования бизнес-процессов, области их применения. Рассмотрены вопросы проведения реинжиниринга бизнес-процессов, использования систем оценки экономической эффективности бизнес-процессов.
2. Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
В данной работе проведено обобщение опыта управления компаниями различного рода деятельности в контексте работы с моделями бизнес-процессов. В работе изложена терминология и представлены методы управления бизнес-процессами, не являющиеся интуитивно очевидными для руководства компаний. В данной работе сформулированы рекомендации для руководства по использованию процедурного подхода к управлению, рассмотрены инструменты, используемые для проведения оптимизации бизнес-процессов.
3. Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 367 с.
Работа посвящена анализу использования S-BPM-методологии в управлении компаниями. Рассмотрены положения S-BPM-методологии на всех этапах процессного управления, включающих анализ, построение моделей, их валидацию, оптимизацию, реализацию и мониторинг. Рассмотрена роль языка и коммуникаций при использовании технологий процессного управления. Также проведено изучение систем автоматизации построения BPM-моделей, особенности использования программных решений для построения диаграмм бизнес-процессов.
4. Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
В работе рассмотрены различные подходы к сущности системного подхода и системного анализа. Рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы системных исследований организаций в современных условиях хозяйствования с позиции теории хозяйственных систем. Также проведен анализ инструментов, используемых при проведении системного анализа, проведён обзор основных подходов к оценке эффективности реинжиниринга бизнес-процессов.
5. Грекул В. И. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с.
В данной работе проектирование информационных систем рассмотрено как метод формирования архитектуры предприятия. В работе представлены современные методики создания информационной системы как фрагмента общей архитектуры предприятия. Изложение теоретического материала сопровождается иллюстрациями, кейсами и примерами из реальных проектов, что обеспечивает качественное и практико-ориентированное освоение дисциплины. Также рассмотрены вопросы внедрения информационных систем как инструмента реинжиниринга бизнес-процессов.
Статья
Разработка модели бизнес-процессов для автоматизации работы с заявками компании «Энергетик»
Моделирование бизнес-процессов — это эффективное средство поиска путей повышения эффективности работы компании, инструмент по прогнозированию и сокращению рисков, которые могут возникать возникающих на различных стадиях реорганизации предприятия. Данный метод позволяет давать стоимостную оценку для каждого отдельного процесса и для всех бизнес-процессов компании в совокупности.
Методология (нотация) создания модели (описания) бизнес-процесса — это совокупность методов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в форме модели.
Бизнес-модель – представляет собой формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес-процессов, которое отражает реально существующие или предполагаемые функции в деятельности предприятия.
Имитационное моделирование представляет собой технологии по разработке и выполнению посредством использования программных систем, отражающих поведение и структуру моделируемых объектов. Компьютерные эксперименты с моделью предполагают необходимость выполнения моделирующей программы с различными значениями параметров (исход¬ных данных) и проведение анализа результатов этих выполнений.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с разработкой имитационных моделей.
Имитационное моделирование является очень обширной областью. Существуют различные подходы к классификации решаемых в них задач. В соответствии с одной из классификаций данная область насчитывает в настоящее время че¬тыре основных вида моделирования:
задачи моделирования динамических систем;
задачи по дискретно-событийному моделированию;
задачи системной динамики
задачи агентного моделирования.
В каждом из данных направлений развиваются собственные инструментальные средст¬ва, позволяющие упростить процесс разработки моделей и проведение их анализа. В простейших случаях бизнес-модель может включать единственную диаграмму, однако в практической работе это вряд ли допустимо, так как бизнес-процессы, как правило, являются сложными и многоаспектными. Модель бизнес-процессов включает следующие компоненты:
- Представления. С помощью представлений отражаются определенные аспекты бизнес-процессов. Представление является абстракцией, отражающей конкретную точку зрения и скрывающей детали, которые несущественны для указанной точки зрения.
- Диаграммы. Каждое представление включает ряд диаграмм различных типов, в которых отражаются структурные и динамические составляющие бизнес-процессов.
- Объекты и процессы. В качестве объектов представляются ресурсы, которые используются в процессах (включая финансовые, материальные, человеческие, информационные).
Основные понятия любой методологии моделирования бизнес-процессов связаны с понятиями объекта и связи. С помощью объектов модели отражаются некоторые реальные объекты исследуемой предметной области (организации), включая человеческие ресурсы, документацию, машины и оборудование, программные продукты и т. д. Как правило, в рамках одного метода объекты модели, которые отражают различные сущности реального мира, также являются различными. Связи предназначены при описании взаимоотношений объектов между собой. К таким взаимоотношениям могут относиться: последовательности исполнения во времени, связи при помощи потоков информации, использование другим объектом и т. д.
Наиболее распространенными нотациями для моделирования бизнес-процессов являются: IDEF0, IDEF3, ARIS epc, BPMN.
Моделирование в нотации IDEF0 для указанного направления работы включает:
- декомпозицию основного бизнес-процесса на составляющие;
- определение входящих и результатных информационных потоков;
- определение управляющих воздействие и исполнителей.
Детализация бизнес-процессов проводится до минимальных составляющих, в которых определяется движение информационных и материальных потоков.
Нотации ARIS epc, BPMN модель бизнес-процессов представляют в виде единого потока событий. на одной диаграмме определяются события, их результаты, возможные альтернативы. При этом отсутствует возможность декомпозиции функциональных блоков.
Специфика бизнеса как объекта моделирования предполагает необходимость детализации процессов на составляющие, для каждого из детализированных блоков анализируются входные и выходные блоки. Таким образом, в качестве инструмента моделирования выбрана нотация IDEF0. ООО «Энергетик» — организация, профилем деятельности которой является оказание услуг электроснабжения предприятий и жилых домов.
ООО «Энергетик» является одним из крупнейших коммунальных предприятий города. Имеющиеся мощности сооружений позволяют обеспечивать потребности граждан и организаций города в услугах энергоснабжения, обслуживания электрических сетей, проектирования систем энергоснабжения, оказания услуг по подключению к сетям энергоснабжения
Показать больше