Фрагмент для ознакомления
2
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Тема исследования: аддикции и особенности личности.
Исследование проводилось в ДГП №131 ДЗМ с 18 по 23 февраля 2022 года.
Тестирование проводилось на занятиях в рамках общего психологического практикума. Цель: познакомиться с теорией аддиктивного поведения и освоение технологии проведения тестов для диагностики особенностей личности и аддикций. Задачи: провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
В исследовании приняло участие 15 сотрудников компании ДГП №131 ДЗМ в возрасте от 25 до 55 лет. Выборка состоит из 8 женщин и 7 мужчин. По возрастному признаку респонденты распределились следующим образом: 5 человек – в возрасте от 25 до 35 лет, 7 человек – 36–45 лет, 3 человека – 46–55 лет.
Гипотеза исследования: наличие различных аддикций у человека связано с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности.
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики.
Первая методика исследования – «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича.
Цель данной методики – выявить склонность к зависимости респондентов от психоактивных веществ (ПАВ).
Опросник состоит из 55 вопросов, на каждый из которых респондент может дать один из 9 вариантов ответа:
1) совершенно согласен / совсем не так;
2) скорее согласен / скорее не так;
3) ни то, ни другое / и так, и не так;
4) скорее согласен / скорее так;
5) согласен полностью.
Получается, что 5 ответов являются прямыми, а 4 – обратными.
Интерпретация результатов исследования по данной методике осуществляется следующим образом:
Менее 98 баллов – отсутствие тенденции к зависимости от ПАВ;
98–107 баллов – признаки наличия тенденции к зависимости от ПАВ;
108–116 баллов – признаки повышенной склонности к зависимости от ПАВ;
117 и более баллов – признаки высокой вероятности наличия зависимости от ПАВ.
Вторая методика исследования – «Шкала самоутверждения» Розенберга.
Опросник состоит из 10 утверждений, на каждое из которых респондент может дать один из 4 вариантов ответа:
• полностью согласен;
• согласен;
• не согласен;
• абсолютно не согласен.
За каждый ответ начисляются баллы: 3 балла – полностью согласен, 2 балла – согласен, 1 балл – не согласен, 0 баллов – абсолютно не согласен.
Отношение к себе тест на самооценку Розенберга покажет в виде суммы баллов, полученных испытуемым.
Интерпретация результатов исследования по данной методике осуществляется следующим образом:
20–30 баллов – высокий уровень самооценки.
10–19 баллов – средний уровень самооценки.
0–9 баллов – низкий уровень самооценки.
Третья методика исследования – «Диагностика реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина.
Опросник состоит из 40 утверждений, на каждое из которых респондент может дать один из 4 вариантов ответа:
• полностью согласен (всегда) – 4 балла;
• согласен (почти всегда) – 3 балла;
• не согласен (почти никогда) – 2 балла;
• абсолютно не согласен (никогда) – 1 балл.
В ходе проведения исследования выявляются уровни реактивной и личностной тревожности респондента.
Интерпретация результатов исследования по данной методике осуществляется следующим образом:
Более 45 баллов – высокий уровень тревожности.
31–44 баллов – умеренный уровень тревожности.
Менее 30 баллов – тревожность отсутствует.
Средний результат в группе по методике «Склонность к зависимому поведению» – 107,8 баллов, лучший – 88, худший – 121 балл. Стандартное отклонение по данной методике составляет 16,71.
Так, выявлено, что у 3 респондентов отсутствует склонность к зависимому поведению, у 4 – наблюдаются тенденции к формированию склонности к зависимому поведению, у 3 – выявлена повышенная склонность к зависимому поведению, а у 5 наблюдаются четко выраженные признаки зависимого поведения.
Средний результат в группе по методике «Шкала самоутверждения» – 12,9 баллов, лучший – 30, худший – 3 балла. Стандартное отклонение по данной методике составляет 1,34 балла.
Высокий уровень самооценки выявлен у трех респондентов, у 4 участников исследования – средний уровень. Низкий уровень самооценки наблюдается у 8 респондентов.
Средний результат в группе по шкале «Реактивная тревожность» – 40,7 баллов, лучший – 19, худший – 53 балла. Стандартное отклонение по данной методике составляет 2,64 балла.
Средний результат в группе по шкале «Личностная тревожность» – 41,3 баллов, лучший – 20, худший – 58 баллов. Стандартное отклонение по данной методике составляет 3,22 балла.
Высокий уровень реактивной и личностной тревожности выявлен у 8 респондентов, у 4 участников исследования он может быть охарактеризован как средний, у 3 – тревожность отсутствует.
Корреляционный анализ полученных результатов показал, что высокий уровень склонности к зависимому поведению у респондентов имеет обратную зависимость от уровня самооценки и прямую от уровня реактивной и личностной тревожности. Это означает, что чем ниже у человека самооценка и выше реактивная и личностная тревожность, тем в большей степени он склонен к зависимому поведению.
Кроме того, выявлены значимые прямые корреляции между показателями возраста и реактивной и личностной тревожности, т.е. чем старше человек, тем более он тревожен, а, значит, ему легче поддаться различным типам зависимости, хотя прямой связи этих показателей в ходе исследования выявлено не было.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование склонности к зависимому поведению осуществляется по причине выраженности некоторых особенностей личности человека – низкой самооценки и высокого уровня реактивной и личностной тревожности.
2. С возрастом у человека повышается уровень реактивной и личностной тревожности, что может быть причиной формирования зависимостей, но прямой связи между возрастом и аддикцией в исследовании выявлено не было.
3. Гипотеза, которая была поставлена вначале, о том, что наличие различных аддикций у человека связано с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности, подтвердилась результатами исследования.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии / А.П. Бизюк. – СПб.: Лань, 2001. – 356 с.
2. Блейхер, В.М., Крук, И.В., Боков, С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Р.-н.-Д.: Феникс, 1996. – 460 с.
3. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под ред. О.В. Иониной. Тула: Региональный центр «Развитие», 2019. 39 с.
4. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология. Учебник / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2011. – 541 с.
5. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Сфера, 1994. – 298 с.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Лань, 2000. – 300 с.