Фрагмент для ознакомления
2
1.Основы бесплатной юридической помощи в России
1.1.Общая характеристика федерального и регионального законодательства
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон № 324-ФЗ) вступил в силу с 15 января 2012 г.
Согласно ст. 3 Закона № 324-ФЗ отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в рамках государственной и негосударственной систем, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи регулируются как федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Федеральный законодатель прямо предусмотрел возможность установления дополнительных гарантий на уровне субъектов РФ. В рамках реализации указанных полномочий специальные законы, регулирующие отношения по оказанию бесплатной юридической помощи, приняты и вступили в силу в субъектах РФ в период с 2012-го по 2014 год.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет сделать вывод об отсутствии единообразия в регулировании соответствующих отношений. В частности, в субъектах РФ определены различные уполномоченные органы, а также круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы. По информации, систематизированной и представленной на официальном сайте Министерства юстиции РФ, в подавляющем большинстве субъектов РФ бесплатную юридическую помощь оказывают адвокаты (Владимирская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Астраханская области и др.). Одновременно государственные юридические бюро и адвокаты оказывают помощь примерно в 20 % субъектов РФ (Свердловская, Волгоградская, Иркутская, Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатский край). Только государственные юридические бюро указаны в нормативных правовых актах небольшого числа субъектов РФ (Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Чеченская Республика и др.). При этом следует обратить внимание на то, что государственные юридические бюро продолжили свою деятельность в тех 10 субъектах РФ, где они были созданы в качестве эксперимента и зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Также бюро были созданы в субъектах РФ, обладающих достаточными для этого финансовыми ресурсами.
Органы власти субъектов РФ также активно реализуют возможность по установлению дополнительных гарантий реализации рассматриваемого права, дополняя перечни категорий граждан, имеющих право на получение помощи и случаев ее оказания, предусмотренные Законом № 324-ФЗ. Однако, несмотря на все положительные аспекты такого подхода, есть один существенный негативный момент - отличающиеся условия получения помощи гражданами одной страны при проживании их на разных территориях. Складывается ситуация, когда право, предусмотренное Конституцией РФ для всех («каждого»), становится различным по содержанию в зависимости от финансовых возможностей субъекта РФ. Показательным является пример Псковской и Ленинградской областей, где, согласно закону, правом на получение бесплатной юридической помощи наделены «граждане, среднедушевой доход семей которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в Псковской области в соответствии с законодательством Российской Федерации» и, соответственно, «граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Ленинградской области». В свою очередь, в других субъектах РФ указанная категория лиц получает помощь в рамках федерального законодательства, т. е. если доход ниже однократной величины прожиточного минимума. Также согласно закону Владимирской области, имеют право на получение помощи лица, освободившиеся из мест лишения свободы в течение трех месяцев со дня освобождения, а, например, в Воронежской области - лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения и только по вопросам трудоустройства.
Кроме того, встречаются категории граждан, которые в одном субъекте РФ имеют право на получение помощи, а в другом субъекте РФ таким правом не наделены.
Таким образом, с одной стороны, благодаря нормотворчеству субъектов РФ, увеличиваются дополнительные гарантии рассматриваемого конституционного права, что, безусловно, является положительным фактом. С другой стороны, очевидно нарушение равенства возможностей, которыми обладают граждане в данной сфере. Еще до принятия Закона № 324-ФЗ, в научных исследованиях отмечалось вызванное указанными обстоятельствами «частичное нарушение принципа равенства, требующего, чтобы при каждом неравном обращении существовали объективные обоснования того, в какой мере дифференциация представляется оправданной»
В целом нельзя не отметить, что подобная ситуация характерна для решения и иных вопросов, когда законодательство субъекта РФ предоставляет преференции лицам, проживающим на его территории, или, наоборот, условия предоставления тех или иных благ «хуже», по сравнению с другими субъектами РФ. Также очевидно, что ситуация в субъектах-донорах и дотационных регионах никогда не будет идентичной.
Аналогичная ситуация возникает и с перечнем случаев оказания помощи. Основной перечень содержится в Законе № 324-ФЗ, в свою очередь субъекты РФ активно его расширяют. В специальной литературе критикуется позиция законодателя, результатом которой является различный объем правовых возможностей у жителей субъектов РФ. Кроме того, по объективным причинам невозможно предусмотреть все случаи, когда правовая помощь будет действительно необходима социально незащищенным слоям населения. В связи с этим некоторые авторы предлагают отказаться от включения в нормативные правовые акты перечня случаев, а указывать только те ситуации, в которых такая помощь не будет оказываться, т. е. ввести так называемый негативный критерий. Данный подход уже частично реализуется в законодательстве. Так, согласно ст. 8 Закона Свердловской области от 05 октября 2012 г. № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области» государственные юридические бюро оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной форме по вопросам применения гражданского законодательства (за исключением вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, защитой интеллектуальной собственности), семейного законодательства, жилищного законодательства, земельного законодательства, трудового законодательства и гражданско-процессуального законодательства дополнительно к случаям, когда бесплатная юридическая помощь этим гражданам оказывается в соответствии с федеральным законом.
В литературе выделают три подхода к формулированию имущественного теста, дающего право на получение бесплатной юридической помощи. Первый подход предполагает установление имущественного порога, при недостижении которого юридическая помощь оказывается лицу бесплатно. Второй подход предполагает, что юридическая помощь может оказываться не только малоимущим, но и иным лицам на условиях частичной компенсации затрат на ее оказание. Третий подход основывается на индивидуализированной оценке имущественного положения конкретного лица, претендующего на получение субсидируемой помощи. В каждом случае оцениваются как доходы и имущество, так и расходы лица, а его имущественное положение соотносится с предполагаемой стоимостью необходимых ему юридических услуг.
Полагаю, было бы неправильно согласиться с авторами, которые указывают на то, что наиболее объективным было бы использование третьего подхода для определения лиц, нуждающихся в предоставлении бесплатной юридической помощи. Действительно, третий из названных походов позволяет оказывать помощь адресно, в полном объеме учитывая
Показать больше