Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ 4
1.1. Основные направления деятельности МБУ ДО «Школа искусств с. Троицкое» 4
1.2. Описание целевой группы для проведения занятий 6
РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ПРАКТИКЕ 8
2.1. Проведение открытого занятия по эстрадному вокалу с младшими школьниками 8
2.2. Анализ и самоанализ индивидуальных занятий по эстрадному вокалу 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Описание целевой группы для проведения занятий
В проведении занятий и исследовании, которое будет описано в выпускной квалификационной работе, приняло участие 15 младших школьника, которые обучаются в группе 4-го года обучения. Ниже представлены их характеристики.
В Таблице 2.3 представлено возрастное распределение выборки.
Таблица 2.3. – Распределение респондентов по возрастному критерию.
№ п/п Возраст, лет Количество, чел.
1 10 10
2 11 5
Таким образом, в реализации программы приняло участие 10 детей в возрасте 10 лет и 5 детей в возрасте 11 лет.
В Таблице 2.4 представлено гендерное распределение выборки.
Таблица 2.4. – Распределение респондентов по гендерному критерию
№ п/п Пол Количество, чел.
1 мужской 6
2 женский 9
Таким образом, в проведении занятий приняло участие больше девочек, чем мальчиков, что является стандартной ситуацией при формировании выборки для любого исследования.
В Таблице 2.5 представлено распределение выборки по показателю включенности детей в процесс обучения эстрадному вокалу (по шкале успеваемости, оценивают педагоги Школы искусств).
Таблица 2.5. – Распределение респондентов по критерию включенности детей в процесс обучения эстрадному вокалу
№ п/п Уровень включенности детей в процесс обучения эстрадному вокалу, средний балл Количество, чел.
1 «2» 0
2 «3» 5
3 «4» 8
4 «5» 2
Из Таблицы 2.5 видно, что большинство младших школьников, которые приняли участие в практической работе, имеют средний балл включенности в процесс воспитания и обучения в детском саду «4» (это было выявлено по данным, предоставленным педагогом школы искусств). Таких респондентов в выборке оказалось 8 человек.
Лишь 2 младших школьника условно являются отличниками. Также в выборке выявлено 5 детей, включенность в процесс обучения эстрадному вокалу может оцениваться на средний балл «3».
Таким образом, при описании выборки детей, которые приняли участие в реализации программы, не было выявлено сильных различий между респондентами, что говорит о том, что результаты исследования, которые будут получены в выпускной квалификационной работе, можно считать достоверными и «чистыми».
Для реализации программы также были собраны разрешения от каждого родителя и рекомендации по работе с конкретными детьми от педагогов школы искусств.
РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО ПРАКТИКЕ
2.1. Проведение открытого занятия по эстрадному вокалу с младшими школьниками
На первом этапе прохождения практики был проведен открытый урок для учащихся группы эстрадного вокала 4-го года обучения МБУ ДО «Школа искусств с. Троицкое»
Тема урока звучала так: «Работа с интонационной дикцией учащегося в классе эстрадного вокала. Скэт – как способ развития голоса».
Целью проведения урока было формирование у учащейся навыка чёткой правильной интонационной дикции и представления о ее значимости в образно-эмоциональном содержании, ритмическом рельефе мелодики вокального произведения.
Для достижения поставленной цели данного этапа практики необходимо было решить следующие задачи:
– развитие навыка четкой дикции;
– отработка приемов дикции: элементов орфоэпии, логики речи, правильного формирования гласных и согласных;
– воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся через приемы интонационной дикции.
1. Инструктивный материал:
а) подготовка певческой гортани;
б) пробуждение резонаторов;
в) работа с диафрагмой в сочетании согласных с гласными звуками;
г) упражнение на сочетание согласных с гласными и Й на конце слога;
2. Музыкальный материал:
Е. Сокольская «Джазовый Этюд №2». Муз. и сл. Т. Охомуш «Элла».
Наглядный материал:
– карточка-таблица исполняемых слогов;
– нотные тексты: «Джазовый Этюд №2» Е. Сокольской; «Элла» муз. и сл. Т. Охомуш.
Ход урока:
I. Организационный момент: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем проводить работу с джазовым произведением и отрабатывать технику скэта.
II. Беседа по пройденному ранее на занятиях в школе искусств материалу.
1. Какие признаки дают нам представление о джазовой музыке? (предположительный ответ: свободное исполнение, пульсация 2- й и 4-й доли, большой диапазон певца).
2. Что такое скэт? (предположительный ответ: слоговая техника в джазовой музыке)
3. Каких джазовых исполнителей ты знаешь?
4. Какие джазовые произведения тебе приходилось слышать?
5. Джаз – это популярная музыка?
III. Работа с интонационной дикцией учащегося.
1. Подготовка голосового аппарата к пению:
а) подготовка певческой гортани:
пение закрытым ртом – на одной ноте – мелодического отрезка (следить за раскрытой, расслабленной гортанью; ощущение «широкой улыбки» в гортани);
б) пробуждение резонаторов (при исполнении наблюдать за потоком звука направляемый точно в зону верхних полостей лицевой части /начало звука должно быть мягким без ударов/);
в) работа над сочетаниями согласных с гласными звуками (контролировать процесс произношения согласных так, чтобы «основной удар» приходился точно на определенную часть артикуляционного аппарата);
г) упражнение на сочетание согласных с гласными и Й на конце слога (работа над ровностью звучания голоса на всём диапазоне /петь гнусаво/).
2. Работа над «Джазовым этюдом № 2» Е. Сокольской.
а) беседа с учащейся о содержании этюда;
б) техника скэта; ее назначение;
в) показ музыкального фрагмента в записи;
г) пение этюда в медленном темпе;
д) пение этюда по полутонам вверх с увеличением темпа.
3. Работа над вокальным произведением: муз. Т. Охомуш «Элла»:
а) беседа с учащейся о содержании;
б) работа над вокализами-скэтами:
– пропевание в медленном темпе (следить за интонированием согласных в сочетании с гласными);
– увеличение темпа (пение а capella);
– пропевание фрагментов под фонограмму;
в) работа над интонационной дикцией в сложных для учащейся фрагментах куплетов;
г) концертное исполнение всего вокального произведения.
IV. Итог урока:
1. Эмоциональное ощущение ребенка от собственного исполнения (что получилось, что не вышло).
2. Выбор фрагментов для самостоятельной работы дома.
3. Д/З:
а) отрабатывать упражнение на сочетание согласных с гласными звуками;
б) этюд петь с увеличением темпа по полутонам;
в) отрабатывать отмеченные фрагменты в произведении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Особенности организации занятий по эстрадному вокалу в условиях музыкальной школы. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
2. Лаевская И.Т. Методические рекомендации по обучению младших школьников на занятиях по эстрадному вокалу. – Сыктывкар: Смена, 2017. – 128 с.