Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель преддипломной практики состоит в сборе фактического материала для выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра. Прохождение преддипломной практики на предприятии позволяет получить ценный практический опыт по исследованию бизнес-объектов с точки зрения эффективности их работы, выявления недостатков и последующих предложе-ний по их устранению. В большинстве случаев модернизация может заклю-чаться в структурной оптимизации или разработке программно-информационных инструментов для автоматизации бизнес-процессов пред-приятия. В обоих случаях решение задачи состоит в предварительном анали-зе и, на основе его, последующей разработке эффективных решений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧОУ ВО «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИ-ТЕТ ИМ. С.Ю. ВИТТЕ»
1.1 Анализ административно-организационной структуры ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»
Частное образовательное учреждение высшего образования «Москов-ский университет имени С.Ю. Витте (Университет) занимается подготовкой профессионалов, вооруженных технологиями, и использующих в своей дея-тельности лучшие достижения в области теории и практики менеджмента, экономики и юриспруденции, а также культуры управления.
Учредителем университета является акционерное общество "Совре-менное образование". Имеет филиалы в таких городах как Ростов-на-Дону, Пенза, Нижний Новгород. На сайте университета в разделе «Сведения об образовательной организации» приведена структура и органы управления образовательной организации.
Основные подразделения Университета и их функции:
– Департамент информационных технологий;
– Департамент учебно-методической работы;
– Департамент электронного сопровождения и обучения.
– Институт дополнительного образования;
– Научно-исследовательский центр;
– Организационно-правовое управление;
– Отдел воспитательной работы;
– Отдел инженерно-технического обеспечения;
– Планово-экономический отдел и бухгалтерия;
– Служба безопасности и внутреннего контроля;
– Служба персонала;
– Факультеты и кафедры;
– Канцелярия и др.
Департамент информационных технологий предназначен для обеспе-чения бесперебойной работы информационных ресурсов и доступа к сети Интернет. На сайте Университета представлена информация для студентов, преподавателей, абитуриентов. На сайте приведена информация, документы, регламентирующие деятельность Университета. В Университете создана электронно-образовательная среда, функционирование которой поддержи-вают специалисты департамента.
Департамент учебно-методической работы выполняет обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами занимается разра-ботка и внедрение новых форм организации учебного процесса.
Департамент электронного сопровождения и обучения предназначен для организации и сопровождение дистанционного обучения, которое в пе-риод пандемии и эпидемий имеет первостепенное значение и позволяет не прерывать обучение в связи с возникающими жизненными обстоятельствами.
1.2 Анализ документооборота Университета
Для анализа документооборота Университета используется методоло-гия DFD. Схема внешнего и внутреннего документооборота представлена на рисунках 1, 2.
Внешними объектами, с которыми Университет обменивается различ-ного рода информацией, являются: государственные органы (Министерство образования, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, Меж-районная налоговая инспекция ФНС России, отделение Фонда социального страхования РФ), банк, абитуриенты. Контроль над деятельностью Универ-ситета со стороны государственных органов осуществляется посредством нормативных документов (инструкций), приказов, положений, распоряже-ний и указаний.
В государственные органы Университет представляет различные отче-ты, связанные с деятельностью организации (финансовая отчетность, отчеты об отчислениях, налоговые декларации).
В Управление Пенсионного фонда Российской Федерации передаются сведения о сотрудниках предприятия. В свою очередь, пенсионный фонд из-готавливает и передает страховые свидетельства.
В отделение Фонда социального страхования РФ предоставляются от-четы об отчислениях и сведения о сотрудниках.
На диаграмме внутреннего документооборота представлены некото-рые подразделения Университета. Практически все документопотоки связы-вающие Университет с внешними сущностями все внутренняя документация проходят через канцелярию, где происходит их регистрация и передача по-лучателю по различным каналам связи (курьер, почта, электронная почта, факс).
Диаграмма DFD наглядно демонстрирует движение потоков информа-ции в Университете.
1.3 Стандарты и регламенты Университета
На сайте Университета, в разделе «Сведения об образовательной орга-низации» представлены документы, регламентирующие деятельность обра-зовательной организации:
Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой орга-низации;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
Свидетельство о государственной аккредитации Университета;
Устав образовательной организации.
В университете утверждены нормативные документы в соответствии с которыми осуществляется деятельность основных подразделений, например, «Положение о бухгалтерии», «Положение о факультете довузовской подго-товки», «Положение о колледже» и др. Среди нормативных документов по-ложения о различных сторонах деятельности, например, «Положение об управлении по организации приема», «Положение о службе маркетинга и ре-кламы» и др.
1.4 Анализ материально-технического и программного обеспече-ния Университета
Материально-техническое обеспечение представляет собой набор ауди-торий для проведения всех видов занятий. Аудитории должны соответство-вать форме проведения занятий, оснащены мебелью, компьютерной техни-кой, специальным оборудованием. Аудиторий должно быть в достаточном количестве для проведения всех занятий и желательно проведение занятий в одну смену. Лекционные аудитории и аудитории для проведения семинар-ских и практических занятий имеют классную доску, мультимедийный ком-плекс (проектор, экран), ноутбук, колонки. В компьютерных классах рабочие места обучающихся оснащены персональными компьютерами для проведе-ния лабораторных занятий. Кроме того для проведения лабораторных заня-тий по дисциплинам связанных с изучением информационных технологий, программирования и баз данных используются лаборатории программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем, программирования и баз данных. Для самостоятельной работы обучающихся в Университете имеется библиотека, в том числе читальный зал, оснащенные столами, стуль-ями и ПК. Занятия по физической культуре и спорту проводятся в тренажёр-ном зале, где можно воспользоваться : колонками (комплект); кушетками; шведскими стенками; навесными турниками и др.
2 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ИНФОРМА-ЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ДОКУМЕНТ»
2.1 Перечень служебных поручений и задач при прохождении производ-ственной практики
В соответствие с профилем подготовки, руководителем практики сформулированы служебные поручения:
Принять участие в разработке информационной подсистемы «До-кументационное обеспечение» Университета.
2.2 Техническое задание на разработку информационной подси-стемы «Документационное обеспечение» Университета
Техническое задание разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34608–2020 «Техническое задание на создание автоматизированной системы»
Техническое задание
Общие сведения
Полное наименование разрабатываемого информационной подсистемы «Документационное обеспечение» Университета Условное обозначение ин-формационной подсистемы «Документ».
Заказчик: Университет.
Разработчик: студент факультета Информационных технологий в ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте».
Перечень документов, на основе которых создается модуль:
– Устав Университета;
– положение о канцелярии.
Назначение и цели создания системы
Назначение модуля
Информационная подсистема предназначен для автоматизации работы сотрудников канцелярии Университета, которые занимаются приемом доку-ментов, регистрацией, тиражированием, хранением и рассылкой по подраз-делениям Университета или отправкой исходящих документов адресатам. Информационная подссистема необходима, во-первых, для автоматизации действий с документами циркулирующими в Университете, во-вторых для упрощения процесса хранения и доступа к документам
Вид автоматизируемой деятельности: документационное обеспечение Университета.
Цели создания модуля
Целями разработки модуля являются:
– сокращение трудоемкости работы;
– автоматизация процессов работы с документами;
– более надежное и эффективное хранение данных и защита от несанк-ционированного доступа.
Характеристики объекта автоматизации
Объектом автоматизации деятельность канцелярии Университета.
Основные задачи канцелярии:
информационное и документационное обеспечение деятельности;
ведение архивного делопроизводства Университета;
осуществление контроля за формированием и оформлением дел в делопроизводстве Университета.
Функции канцелярии:
обеспечение единого порядка документооборота в Университете;
разработка Номенклатуры дел Университета;
методическое руководство делопроизводством в структурных под-разделениях Университета;
обработка и регистрация корреспонденции, поступающей в Универ-ситет;
подготовка документов на доклад руководству Университета, дове-дение документов до исполнителей;
обеспечение единого порядка подготовки и сдачи в архив докумен-тов Университета, подлежащих архивному хранению и др.
Требования к способам и средствам связи для информационного об-мена между компонентами системы заключаются в выборе архитектуры про-ектируемой подсистемы. В данном случае архитектура является «клиент-серверной». В этой концепции подразумевается, что помимо хранения цен-трализованной базы данных сервер баз данных должен обеспечить выполне-ние основного объема обработки данных. Запрос на данные, выдаваемый клиентом, порождает поиск и извлечение данных на сервере. Извлеченные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архи-тектуры «клиент-сервер» является использование языка запросов SQL. Огромным преимуществом «клиент-серверной» организации является ее масштабируемость, способность к развитию, что необходимо для дальней-шей модернизации проектируемой системы. Применение архитектуры «кли-ент-сервер» является целесообразным в данной организации, так как такая технология позволяет решать следующие проблемы: работа многочисленных пользователей с общей базой данных, высокая загрузка вычислительной се-ти, защита от сбоев оборудования.
К основным достоинствам «клиент-серверной» архитектуры относят следующие:
– для работы с данными используется реляционный способ доступа, что снижает нагрузку на сеть;
– приложения не управляют напрямую базой, этим занимается только сервер. В связи с этим можно обеспечить высокую степень защиты;
– в приложении отсутствует код, связанный с управлением БД, поэтому приложения упрощаются.
Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы.
Пользователей подсистемы можно разделить на три группы:
– специалист, осуществляющий обслуживание и настройку подсистемы, обеспечивающий ее работоспособность. Квалификация – администратор си-стемы, программист. Он должен контролировать правильное функциониро-вание системы, следить за оперативностью получения информации, устранять возникшие неполадки в системе, иметь расширенные права для просмотра и внесения изменений, составлять требуемые отчеты, осуществлять поиск в ар-хиве данных;
В задачи администратора также входит:
1)создание учетных записей пользователей и управление ими;
2) защита данных;
3) обучение и поддержка пользователей;
4) модернизация существующего ПО и установка нового;
5) архивирование и резервное копирование данных;
6) предупреждение потери данных;
7) диагностика и контроль за свободным пространством для хранения данных на сервере;
8) настройка сети под максимальную производительность;
9) защита сети от вирусов.
– специалисты, непосредственно работающие с подсистемой. Квалифи-кация персонала – опытный пользователь. К этой группе относятся сотруд-ники канцелярии Универсистета.
Режим работы пользователей системы определяется режимом работы Университета.
Показатели назначения
ПО должно устойчиво функционировать при различных конфигураци-ях программно-технических средств системы.
Должна быть учтена возможность вносить требуемые изменения в па-раметры проектируемой подсистемы, для чего всю информацию необходимо хранить в удобной для изменения форме – базе данных. Изменение этих дан-ных должно выполняться в соответствии с текущим состоянием дел. Однако необходимо иметь возможность ограничивать права пользователей при об-ращении к данным, с целью защиты информации от различных ошибок, свя-занных с нарушением целостности и непротиворечивости хранимых данных.
Система должна иметь дружественный интерфейс с пользователем, быть легко масштабируема и пригодна к применению в течение временного срока не менее пяти лет. За этот период аппаратные и программные средства ком-пьютера существенно не испытывают изменений.
Требования к надежности
Требования к надежности системы устанавливаются в соответствии со следующими стандартами:
– ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
– ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила за-дания требований по надежности.
Требования к надежности заключаются в обеспечении возможности восстановления подсистемы после сбоев и правильная реакция на ошибки пользователей. В случае сбоя необходимо, чтобы работоспособность восста-навливалась в небольшой промежуток времени, обеспечить сохранность и целостность данных, с которыми непосредственно работает модуль, а также достоверность и целостность данных, обрабатываемых во время обнаруже-ния сбоя. Поэтому для обеспечения надежности необходимо наличие источ-ников бесперебойного питания, резервных копий базы данных на разных магнитных носителях. Также необходимо предусмотреть защиту данных от ошибок и несанкционированного доступа. В подсистеме должна быть реали-зована возможность верификации данных, вводимых пользователем, а также по возможности ограничения значений вводимых параметров стандартными наборами – списками, масками ввода.
Требования безопасности
По требованиям безопасности информационная подсистема должна га-рантировать возможность безопасной установки, наладки, эксплуатации и обслуживания.
Локальная вычислительная сеть должна гарантировать высокую сте-пень защиты, безопасности и производительности своей работы, гибкую си-стему управления пользователями.
Для обеспечения безопасности предполагается оснастить разрабатыва-емую информационную подсистему контролем доступа к данным, на основе введения уникальных идентификационных паролей и системой соответству-ющих логинов.
Требования к эргономике и технической эстетике
Проектируемая информационная подсистема должна соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики. Информационная подси-стема должен создаваться с учетом обеспечения максимального удобства и комфортности рабочих мест пользователей. Для этого необходимо преду-смотреть применение дружественного, интуитивно понятного пользователю интерфейса БД с применением справок и подсказок, имеющего удобные для работы пользователей меню и различные пиктограммы для часто используе-мых функций (запросов).
Отдельные управляющие элементы интерфейса должны быть простран-ственно сгруппированы по функциональному назначению.
Все перечисленные рекомендации должны сопровождаться использова-нием понятной для пользователя терминологии.
Требования к защите информации от несанкционированного до-ступа
Информационная подсистема должен соответствовать требованиям к защите информации от несанкционированного доступа. Информационная подсистема должна иметь разграничения прав доступа к данным в соответ-ствии с функциями пользователя.
Эксплуатацию и контроль за правильной работой подсистемы должен обеспечивать системный администратор.
Требования к функциям, выполняемым информационной подси-стемой:
Модуль ввода данных должен решать следующие задачи:
– введение, дополнение и обновление информации в базе данных;
– предоставление удобного интерактивного режима ввода информации;
– проведение контроля правильности и целостности данных при вводе информации пользователем в базу данных.
Статистический модуль должен выполнять следующие действия:
рассчет статистических показателей; общее количествр документов, количество исходящих и входящи, их соотношение и др.
2.3 Технико-экономическое обоснование предлагаемых проектных реше-ний
Расчет экономической эффективности
Работа связана с разработкой информационной подсистемы и специ-альное оборудование и ПО для выполнения данной работы не потребуется, следовательно в материальные затраты включаются только расходы на элек-троэнергию:
Зэл = Р × Цэл × Ти (1)
где Р – потребляемая мощность оборудования, кВт/ч;
Цэл – стоимость 1 кВт/ч, руб.;
Ти – время использования оборудования при проведении работ, ч.
Для выполнения работы использовался персональный компьютер по-требляемой мощностью 360 Вт и принтер потребляемой мощностью 350 Вт. Время работы ПЭВМ в данном примере составляет 30 дней по 8 часов в день, а принтера – 4 часа.
Стоимость 1 кВт для предприятий в Московской области составляет 6,95 руб./кВт (на 2021 год). Данные подставляются в формулу и выполняет-ся расчет:
Зэл = 0,36*6,95*30*8 + 0,35*6,95*4 = 610,21руб.
Материальные затраты составят 610,21 рублей.
2. Затраты на оплату труда включают зарплату основную (Зосн) и зар-плату дополнительную (Здоп).
Основная зарплата начисляется исходя из ставки разработчика и вре-мени затрачиваемого на выполнение работы.
Для данного расчета примем, что руководитель имеет ставку 2000 руб/час., исполнитель (программист 2 категории) имеет ставку 1200 руб/час.
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ДО-КУМЕНТ»
3.1 Функциональные характеристика информационной подсистемы «Документ»
Для того чтобы лучше понять как функционирует программный мо-дуль была простроена контекстная диаграмма (рисунок 3).
Рисунок 3– Контекстная диаграмма функционирования информационной подсистемы
Из этой диаграммы видно, что входной информацией для подсистемы являются сведения о документах, сведения о подразделениях Университета, запросы пользователя. В качестве выходной информации выступают отче-ты, статистические отчеты, отчеты по запросам. Управляющей информацией является положение о канцелярии. Механизм – персонал канцелярии и про-граммно-аппаратное обеспечение.
Контекстная диаграмма позволяет понять работу информационной подсистемы в общих чертах, для того чтобы лучше понять работу системы была построена декомпозиция контекстной диаграммы (рисунок 4).
Информационная подсистема должна быть разделена на несколько мо-дулей. Каждый модуль выполняет определенный набор функций. Данное разбиение необходимо для нормального функционирования системы в це-лом. В программный модуль входит четыре модуля «Модуль ввода и редак-тирования данных», «Статистический модуль», «Модуль формирования от-четов и отчетов по запросам», «Модуль администрирования». Для каждой функции определены входные и выходные данные, механизмы и управляю-щая информация.
3.2 Разработка информационной подсистемы «Документ»
Информационное обеспечение
Проектирование БД.
Для функционирования модуля спроектирована и разработана БД, ко-торая включает восемь сущностей:
«Документ» – сущность, содержащая сведения о документах, поступа-ющих в канцелярию;
«Подразделение» – сущность со сведениями о всех подразделениях Университета;
«Автор» – сущность, содержащая информацию о сотрудниках подраз-деления, авторах документов;
«Адресат» – сущность со сведениями о адресатах и отправителях вхо-дящих и исходящих документов;
«Состояние» – сущность, содержащая сведения о всех состояниях до-кумента;
«Рассылка» – сущность, содержащая данные о рассылках документа;
«Вид» – сущность со справочной информацией по видам документов;
«Тип» – сущность, являющаяся справочником по типам документов.
Логическая модель БД, разработанная в MySQL Workbenc 8.0 CE представлена на рисунке 5.
На рисунке 12 приведена форма, которая предоставляет возможность ввода данных по документу, его состоянию и рассылкой документа.
Рисунок 12– Экранная форма для ввода данных по консалтинговому проекту
3.6 Выводы по разделу
Выполнено проектирование информационной подсистемы «Документ» для канцелярии Университета.
В работе выполнена характеристика функционального обеспечения мо-дуля.
Для модуля разработано информационное обеспечение, ядро которого представляет собой БД. Для разработки БД использовалась СУБД MySQL.
В разделе для модуля представлены диаграмма развертывания и структура модуля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения преддипломной практики самостоятельная работа выполнялась на всех этапах профессиональной деятельности решения бизнес-задач предприятия, на базе которого она была организована. Было изучено техническое и программное обеспечения, технология решения задач и прове-дения процессов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплекс стандартов на автоматизированные системы [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rugost.com/ – 18.01.2022.
2. Милехина, О.В. Информационные системы: теоретические предпо-сылки к построению: учеб.пособие/ О.В. Милехина, Е.Я. Захарова, В.А. Титова. – Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. – 2–е изд. – Но-восибирск : НГТУ, 2014. – 283 с.
3. Варфоломеева, А. О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 283 c.
4. Васильков, А. В. Информационные системы и их безопасность : Учебное пособие / А. В. Васильков, А. А. Васильков, И.А. Васильков. – М. : Форум, 2013. – 528 c.
5. Алистер, Коберн Современные методы описания функциональных требований к системам / Коберн Алистер. - М.: ЛОРИ, 2019. - 763 c.
6. Бородакий, Ю. В. Эволюция информационных систем / Ю.В. Боро-дакий, Ю.Г. Лободинский. - М.: Горячая линия - Телеком, 2020. - 368 c.
7. Брукс, Федерик П. Проектирование процесса проектирования. Запис-ки компьютерного эксперта / Брукс Федерик П.. - М.: Диалектика / Виль-ямс, 2018. - 538 c.
8. Буч, Грейди Язык UML. Руководство пользователя / Грейди Буч , Джеймс Рамбо , Айвар Джекобсон. - М.: ДМК, 2019. - 432 c
9. Грекул, В. И. Управление внедрением информационных систем / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - М.: Интернет-университет ин-формационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 224 c.
10. Гультяев, А. К. Проектирование и дизайн пользовательского ин-терфейса / А.К. Гультяев, В.А. Машин. - М.: Корона-Принт, 2018. - 350 c.
11. Даниэль, Арсеновски Рефакторинг в C# и ASP.NET для профес-сионалов / Арсеновски Даниэль. - М.: Диалектика / Вильямс, 2019. - 584 c.
12. Йордон, Эдвард Объектно-ориентированный анализ и проекти-рование систем / Эдвард Йордон , Карл Аргила. - М.: ЛОРИ, 2019. - 264 c.
13. Ларман, Крэг Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования. Введение в объектно-ориентированный анализ, проектирование и итератив-ную разработку / Крэг Ларман. - М.: Вильямс, 2020. - 736 c.
14. Леоненков, А. В. Объектно-ориентированный анализ и проекти-рование с использованием UML и IBM Rational Rose / А.В. Леоненков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных техно-логий, 2020. - 320 c.
15. Эспозито, Д. Программирование с использованием Microsoft ASP. NET 4 / Д. Эспозито. - СПб.: Питер, 2019. - 235 c.
16. Белов, В.В. Проектирование информационных систем: Учебник / В.В. Белов. - М.: Академия, 2018. - 144 c.
17. Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем: техно-логия автоматизированного проектирования. Лабораторный практикум. Учебно-справочное пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. - СПб.: Лань, 2018. - 156 c.
18. Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем. Стан-дартизация: Учебное пособие / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. - СПб.: Лань, 2019. - 252 c.
19. Мартишин, С.А. Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL с использованием MySQL Workbench: Методы и средства про-ектирования информационных систем и техноло / С.А. Мартишин, В.Л. Си-монов, М.В. Храпченко. - М.: Форум, 2018. - 61 c.
20. Перлова, О.Н. Проектирование и разработка информационных систем: Учебник / О.Н. Перлова. - М.: Академия, 2018. - 272 c.