Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная педагогическая практика направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Специальная психология» занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и является особой формой взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Важно обеспечить единство теоретической и практической подготовки будущих бакалавров-дефектологов, комплексное формирование системы дефектологических знаний и организационных навыков.
3. Протоколы психологического обследования
Для психологического обследования детей 1-го класса с отклонениями в развитии использовались следующие методики: методика изучения внимания и памяти, методика исследования уровня и особенностей мышления, методика изучения личностных особенностей.
1. Методика для исследования внимания и памяти.
Методика «Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева).
Цель:
1) определение уровня развития опосредованной памяти;
2) изучение особенностей мышления, способности к речевому опосредованию познавательных задач.
ФИО ребенка Трохина Вероника Андреевна Возраст: 8 лет Класс: 1
По результатам обследования – 5 баллов. Что соответствует среднему развитию опосредованной памяти. Девочка задание поняла, но с трудом. Сначала назвала все предметы, изображенные на картинках. Затем она соотнесла слова чай-чашка, дерево – лист, волосы-расческа. При предъявлении картинок она назвала слова чай и дерево.
ФИО ребенка Сычёв Никита Владимирович Возраст: 7 лет Класс: 1
По результатам обследования – 3 балла. Что соответствует низкому развитию опосредованной памяти. Мальчик задание понял, но с трудом. Используя пример педагога, он смог соотнести только одну пару слов (волосы-расческа). После совместной работы и анализа каждой пары слов, он при предъявлении картин назвал то, что изображено на картинке.
1. Методика для исследования уровня и особенностей мышления.
Методика «Нелепицы».
Цели:
- выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связей и отношенияй, существующих между некоторыми объектами окружающего мира;
- умение логически рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.
ФИО ребенка Трохина Вероника Андреевна Возраст: 8 лет Класс: 1
По результатам обследования – 2 балла, за отведенное время Вероника не успела заметить 4 из 7 нелепиц, до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития.
ФИО ребенка Сычёв Никита Владимирович Возраст: 7 лет Класс: 1
По результатам обследования – 2 балла, за отведенное время ребенок не успел заметить 3 из 7 нелепиц на картинке, а до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития.
3. Методика для исследования личностных особенностей.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
ФИО ребенка Трохина Вероника Андреевна Возраст: 8 лет Класс: 1
По результатам обследования – средний уровень, ответы на вопросы с помощью педагога; затрудняется в идентификации и назывании абстрактных образов, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого, может показать некоторые эмоции на своем лице.
5. Проект программы коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности и личностной сферы для детей с ОВЗ (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа направлена на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, которые испытывают трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер.
Данная программа представляет собой психолого-педагогическую программу образовательного учреждения, разработанную в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Она направлена на формирование социального, личностного и интеллектуального развития, самостоятельное осуществление образовательной деятельности, обеспечивающей социальный успех, личностное развитие и самосовершенствование, сохранение и улучшение психического здоровья учащихся.
Разработка программы обусловлена психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ, учащихся 1 класса.
Цель коррекционно-развивающих занятий: развитие и коррекция познавательных процессов у младших школьников с целью улучшения восприятия, обработки и усвоения программного материала, повышения уровня обучаемости учащихся с низким и ниже возрастной нормы развитием познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Развивать высшие психические функции познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширить представление об окружающем и обогатить словарь.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Укреплять психологическое здоровье: предупреждать психофизические перегрузки, стабилизировать эмоциональную сферу, создать атмосферу психологического комфорта в обучении.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ
1. Развивать до необходимого уровня психофизиологические функции: артикуляционный аппарат, фонематический слух, мелкие мышцы руки, оптико-пространственная ориентация, координация рук и глаз.
2. Обогащать кругозор, формировать отчетливые и разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формировать учебную мотивацию.
4. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодолевать интеллектуальную пассивность.
5. Формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, самоконтролем и самооценкой.
6. Формировать общеинтеллектуальные умения, соответствующие возрасту (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
7. Организовать благоприятную социальную среду.
8. Системный и планомерный мониторинг развития обучающихся с ОВЗ педагогами - членами психолого-педагогического консилиума школы.
Принципы реализации программы: принцип системности коррекционных и развивающих заданий; принцип единства диагностики и коррекции, общедидактический принцип; принцип динамичности восприятия; принцип продуктивной обработки информации; принцип учёта эмоциональной окраски материала.
Методы и приемы работы с обучающимися ОВЗ:
В коррекционно-развивающей работе используются следующие приемы и методы:
- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
- пошаговое изложение материала,
- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане,
- речевое произношение действий на каждом этапе обучения,
- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
- эмоционально окрашенное изложение материала.
Коррекционная работа проводится в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция определённых аспектов психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и распознавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетических и фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыки анализа, обобщения;
- навыки группировки и классификации;
- умение работать в соответствии со словесными и письменными инструкциями, алгоритмом;
- способность планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных типов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа, интегрированных друг с другом:
1. Развитие познавательной сферы: внимание (8 часов).
2. Развитие познавательной сферы: память (7 часов).
3. Развитие познавательной сферы: мышление (10 часов).
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов).
Диагностика особенностей познавательной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 часа.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 40-45 минут. Занятия проводятся раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
- положительная динамика личностного и эмоционального развития учащегося;
- положительная динамика развития познавательной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с ОВЗ;
- эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащихся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Заключение
За период производственной практики приобрела новые знания и навыки, приобрела опыт в осуществлении профессиональной деятельности.
В период практики помогала психологу в его повседневной профессиональной деятельности: помогала готовиться к занятиям, организовывала детей, изготавливала наглядные пособия, дидактические материалы, оформляла документацию, помогала в работе с родителями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахметзянова, А.И. Прогностические способности детей-инвалидов. // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 41 – 47.
2. Бабенков, С.М. Теория Л.А. Регуша о прогностических способностях и их развитие. // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 65 – 69.
3. Бабанцев, С.М. Общая психология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Дашков и Ко, 2016. – 232 с.
4. Власов, С.М. Классификация детей с ОВЗ. // Вестник КГУ. – 2017. – № 5. – С. 60 – 68.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. М.: Просвещение – 2016. – 320 с.
6. Ганеева, Э.Я. Структура прогностических способностей младших школьников. // Вестник ПФУ. – 2015. – № 11. – С. 71 – 79.
7. Денисова, О.А. Способность к прогнозированию у детей. // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 86 – 93.
8. Жабова, С.М. Прогностические способности у детей с ОВЗ // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 76 – 88.
9. Игнатьев, С.М. Целеполагание для младших школьников. // Педагогический портал. – 2016. – № 2. – С. 96 – 101.
10. Кунаев, С.М. Основы дефектологии. М.: Эксмо, 2017. – 340 с.
11. Махмутова, С.М. Развитие прогностических способностей. // ЭКО. – 2016. – № 2. – С. 65 – 89.
12. Мушкин, В.В. Общая психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2016. – С. 41 – 56.
13. Нослухин, В.М. Моделирование как составляющая прогноза. // Педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 85 – 92.
14. Очаповская, М.А. Развитие прогностических способностей в учебной деятельности учеников начальных классов. // ЭКО. – 2017. – № 2. – С. 88 – 94.
15. Понченко, В.А. Теория и практика развивающего обучения. // ЭКО. – 2017. – № 6. – С. 65 – 69.
16. Практикум по общей, специальной, прикладной психологии/ под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб. – 2000. – 560 с.
17. Репкин, В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пелинг, 2014. – С. 33 – 56.
18. Степанов, С.М. Психологические особенности детей с ОВЗ. Казань: Идель, 2016. – 223 с.
19. Фатхуллина, С.М. Развитие прогностических способностей у педагогов. // Вестник КГУ. – 2017. – № 1. – С. 89 – 93.
20. Шапочкин, В.К. Обучение детей с ОВЗ: построение адаптационной среды. М.: Академия, 2016. – 202 с.
21. Юсупов, А.П. Коррекционная педагогика. М.: Академия, 2017. – 404 с.