Фрагмент для ознакомления
2
2. Методическая работа
Задания: Разработать и представить в письменном виде следующие задания по методической работе по следующим разделам:
1.Изучить и дать характеристику основных документов, регламентирующих урочные формы физического воспитания в школе. Программа преподавания предмета «Физическая культура», план-график, календарно-тематический план (поурочное планирование).
Представить фрагмент рабочего плана по физической культуре прикрепленного класса на период практики
Задание 2. Осуществить наблюдение 3-х уроков, проводимых членами бригады, учителем физической культуры.
ПРОТОКОЛ
полного педагогического наблюдения
и анализа урока
от « »__________2022 г.
Класс: 6 А
Тема наблюдения: подготовительная основная и заключительная части
Тип урока: простейшие соревнования по мини-футболу (мальчики) и пионерболу (девочки)
Задачи урока:
1. Закрепить технику выполнения приемов: прием и передача мяча, удары по мячу, выполнение штрафного удара в соревновательной деятельности.
2. Развивать координационные способности, скоростные качества и выносливость.
3. Воспитывать положительное отношение к занятиям физической культурой.
Место проведения: школьный спортзал
1. Изложение и анализ фактов
Задачи физкультурного занятия решаются на трех уровнях работы.
1-й уровень - информативный: на нем выяс¬няются представления учащихся и уточняются обще¬принятые по теме занятия знания.
2-й уровень - личностный: на нем у школьника следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, что¬бы ему захотелось применить к себе полученные знания.
3 -и уровень - осознание: на нем ученик учит¬ся осознавать, что с ним происходит, зачем и поче¬му он поступает так или иначе. На этом уровне развивается способность к само¬контролю.
Все три уровня обучения присутствуют вмес¬те на каждом занятии и создают для участников пространство возможностей, обогащенную разви-вающую среду.
Заключительная часть
Цель – обобщить действия команд учащихся и дать оценку каждой из команд, поощрить победителей и стимулировать проигравших.
Судьи выводят команды в порядке занятых мест на беговую дорожку стадиона для подведения итогов.
Учитель определяет лучших игроков играющих команд и отмечает игру отдельных учащихся. Победителям вручается кубок Команда-победитель совершает круг почета по беговой дорожке стадиона.
2. Оценка, выводы и предложения
Оценка занятия положительная.
Выводы.
На уроке использованы целевые ориентации:
- дидактические: формирование двигательных умений и навыков, осознанного отношения учащихся к своим двигательным действиям; обучение раз¬ным способам выполнения двигательных действий в условиях их творческого преобразования.
- развивающие: развитие личностных качеств учащихся, мышления, восприятия, психофизических качеств, двигательных способностей.
- воспитательные: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умения ра¬ционально их использовать; воспитание выразитель¬ности движений.
В процессе урока использовались педагогические средства:
• физические упражнения;
• спортивные игры;
• двигательные инсценировки;
• проблемно-двигательные задачи.
Подбор физических упражнений на занятии основывался на трех основных принципах.
Прежде всего учитывался функциональный принцип, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучива¬ния и уточнения техники осуществления. Все дру¬гие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.
Другой принцип - анатомический. Соглас¬но ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны соче¬таться по преимущественному воздействию на разные части тела. Смена движений обеспечива¬ет нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволяет достигать хорошего каче¬ства всех выполняемых движений, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении все¬го занятия.
Третий принцип - физиологический, т. е. учет меры воздействия физических упражнений на орга¬ны и системы. Движения, дающие высокую физи¬ческую нагрузку, должны сочетаться с двигательны¬ми действиями средней и низкой интенсивности.
В структуре игрового занятия услов¬но выделим три части: вводная - формирует эмоционально-положительное отношение и инте¬рес учащихся к двигательной деятельности; основная - побуждает к самостоятельному решению двига¬тельных задач; заключительная - решает задачи сня¬тия эмоционального напряжения приобретения навыков расслабления.
Предложения
• правильный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа;
• способность самостоятельно находить новые двигательные решения;
• своеобразное сочетание, комбинирование известных движений;
• выразительность движений;
• появление новых элементов при создании простейших форм движений;
поиск лучшего решения двигательной задачи.
Эти критерии позволят рассматривать эффек¬тивность развивающего обучения с учащимися 5 класса и как фактора са¬мореализации школьника, и как важнейшего условия становления его творческой индивидуальности.
Оценка и подпись методиста:______________________________
ПРОТОКОЛ
полного педагогического наблюдения
и анализа урока
от « »__________2022 г.
Класс: 4 Б
Тема наблюдения: подготовительная часть
Тип урока: подвижные игры
Задачи урока:
1. Учить называть простейшие правила игры в подвижных играх
2. Знать правила поведения на спортивной площадке.
3. Развивать физические и морально-волевые качества, игровое мышление.
4. Воспитывать ценностное отношение к занятиям физической культурой
Место проведения: школьный спортзал
1. Изложение и анализ фактов
Подготовительная часть занятия ставит цель организовать учащихся на выполнение заданий учителя в учебно-воспитательном процессе. В этой связи решаются следующие задачи:
А. Со стороны педагога:
-учить выполнению строевых команд;
- формировать ценностные отношения к занятиям физической культурой;
- воспитывать потребность к выполнению физических упражнений и стремление овладеть основами игры, ознакомиться с простейшими правилами подвижных игр;
- развивать личностные качества: дисциплинированность, ответственность, исполнительность, уважение к старшим.
Б. Со стороны обучающихся:
- адекватно воспринимать распоряжения и указания педагога;
- проявлять ответственность и дисциплинированность в процессе объяснения учебной задачи;
- изучать правила подвижных игр;
- учиться мотивировать и стимулировать себя в ходе урока физической культурой
В процессе постановки цели и задач урока педагог использовал следующие средства: наглядность, образность, сравнение, пошаговое изложение структуры урока и его содержание; применялись следующие методы: убеждение, показ, рассказ, наблюдение.
Учащиеся стояли в строю по принципу: кто выше ростом, тот стоит правее. Девочки стояли в этой же шеренге: первая девочка самая высокая после низкорослого мальчика.
Во время объяснения все учащиеся внимательно слушали педагога, задавали вопросы.
Тон и тембр голоса спокойный. Внешний вид педагога соответствовал требованиям к форме одежды учителя физической культуры: спортивный костюм и кроссовки.
Анализ и предложения по началу урока.
В начале урока класс строится на одном и том же месте в зале. Постоянно происходит один и тот же ритуал: приветствие, объяснение задач урока, команда: «Направо! Бегом – марш!» Но можно подать и другую команду: «Налево! Шагом – марш!» марш!» или «Класс, прямо шагом марш!» Дети по традиции поворачиваются направо и начинают движение в колонне по одному, так как они привыкли к раз и навсегда заведенному порядку и не вслушиваются в слова учителя. Ошибки, смех, подначки - все вместе создает атмосферу непринужденности.
Хорошее начало урока - игра «Класс, смирно!» Причем чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с мень¬шим удовольствием проигрывают. Задача учителя — заставить ошибиться возможно большее число детей. В любом случае ре¬зультат положительный. Если много проигравших - значит, ученики плохо слушают учителя и есть резерв для роста; если проигравших мало - класс внимательно слушает учителя, по¬этому можно переходить к более сложным заданиям.
На качество урока влияет все: от вы¬ражения лица учителя до тембра его голоса. Есть хорошее пра¬вило: прежде чем что-то делать, нужно четко, внятно и кратко объяснить детям, что вы от них хотите. Если класс построен в одну шеренгу, а учитель стоит перед первыми 5-7 учениками, то стоящие в другом конце шеренги 5-7 учеников не слышат объяснения и начинают разговаривать, переминаться, толкать¬ся. Начало урока под угрозой срыва... Объяснять надо так, что¬бы слышал весь класс. Например, перед бегом необходимо об¬говорить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять, срезать дистанцию, выбегать из строя и т.д.
Учитель во время бега располагается в углу зала, возле ко¬торого класс строился. Стоять надо так, чтобы видеть каждого ученика, пробегающего мимо, иметь с каждым зрительный контакт. В этот момент учитель может подсказать направляю¬щему темп бега или изменить его направление, похвалить од¬ного, погрозить пальцем за нарушение другому. Результатом будет полная отдача детей на уроке. Кроме того, глядя на лица учеников, пробегающих мимо, можно, заметив признаки уста¬лости, остановить ученика, предложить ему перейти на ходь¬бу, т.е. пусть и пассивно, но все же участвовать вместе с ребя¬тами в уроке. Никто не должен чувствовать себя потерянным на занятиях.
Дети редко утомляются от физических нагрузок, однако их утомляют монотонность, однообразие.
Основная часть
Учащиеся в течение 7 минут бегали: учащиеся бежали друг за другом соблюдая дистанцию 1,5 метра. Темп средний. Дистанция 80 метров. Общеразвивающие упражнения в кругу – 6 минут.
В основной части занятия поддерживался высокий уровень ЧСС (от 130 уд мин до 150 уд мин), что обеспечивало тренирующее воздействие. Благодаря отсутствиям неоправданных простоев во время занятия не наблюдалось снижение ЧСС ниже 120 уд мин.
В основной части занятия зафиксированы две пиковые нагрузки: на 17 мин. ЧСС соответствовал 160 уд мин. и на 27 мин. – 156 уд. мин. Таким образом, две пиковые нагрузки в основной части занятия вполне допустимы для ребенка.
Для мальчиков упражнения с мячами: прием мяча, передача мяча.
Для девочек упражнения с мячами: бросок мяча в цель.
Упражнения эмоциональные и творческие по содержанию, требующими напря¬жения всех сил.
В организационном плане очень важен переход от беговой части урока к обучающим упражнениям.
После бега обучающиеся выстраиваются в колонну и останавливаются перед стел¬лажами, где находятся мячи. Проходя мимо стеллажа, каждый ученик берет мяч, и класс продолжает движение в колонне по одному.
Учитель вводит и элемент игры: «Ребята, даю очень сложное задание для вашей нервной системы. Необходимо спокойно по очереди взять мяч и прой¬ти дальше». Как правило, дети выполняют задание на хорошо.
Заключительная часть
В заключительной части занятия было обеспечено плавное снижение ЧСС с помощью упражнений на расслабление. Таким образом, заключительная часть была построена методически правильно.
Пульсовая кривая свидетельствует в целом о правильном распределении нагрузки на уроке, однако следует избегать резкого повышения и понижения ЧСС в подготовительной части занятия.
2. Оценка, выводы и предложения
Оценка подготовительной части положительная.
Выводы:
- культура общения представляет собой неотъемлемую составляющую функциональной грамотности педагога высшей профессиональной квалификации;
- необходимо акцентировать внимание студентов при прохождении практики на формирование у будущих специалистов умений и навыков в области делового общения.
Предложения: ввести в учебные планы специальный практико - ориентированный курс, который бы способствовал формированию у будущих специалистов умений и навыков в области делового общения с учащимися.
Оценка и подпись методиста:_______________________________
4. Три плана – конспекта уроков физической культуры по одному для учащихся младших, средних и старших классов
Конспект урока физической культуры для учащихся младших классов
Класс___4____________________
Дата проведения____16.02_________________
Задачи урока:
1.Образовательная: научить взаимодействовать в подвижных играх
2.Воспитательная: формирование основ взаимодействия; воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма
3.Оздоровительная: развитие ловкости, быстроты, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь: мячи разных размеров, флажки
Оборудование: волейбольные стойки и сетка
Замечания по уроку: по ходу урока не использовалось оборудование и инвентарь, находящийся в спортивном зале, не осуществлялся индивидуальный подход к учащимся
Оценка за проведение: хорошо
Подпись учителя____________________
Конспект урока физической культуры для учащихся старших классов
Класс___10____________________
Дата проведения____16.02_________________
Задачи урока:
1.Образовательная: научить выполнению технических приемов: ударов серединой подъема стопы по мячу, передачам мяча, вбрасыванием и отбиранием мяча
2.Воспитательная: формирование коллективизма и взаимопомощи
3.Оздоровительная: развитие игрового мышления, основ здорового образа жизни
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь: футбольные мячи, конусы
Показать больше