Фрагмент для ознакомления
2
На втором этапе –собирательном (информационном) – были использованы методы, обеспечивающих получение наиболее широкого спектра психологических данных (метод беседы, анкетирования, изучения истории образования коллектива, результатов групповой деятельности (в том числе и учебной), целенаправленного наблюдения).
В ходе беседы с классным руководителемПономаревой Еленой Вениаминовнавыяснилось, что она работает с этим классом 4 год.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Мальчики и девочки дружат между собой. Отдельных микрогрупп в классе не наблюдается.
В зону «звезд» входит 1 ученик – Сиротенко Егор. Он самый популярный среди одноклассников, с которым большая часть класса хочет дружить, общаться.
К «предпочитаемым» можно отнести Андрееву В., Бришталь М., Медведева Я, Николаева А., Полухину В. Они открыты и легки в общении.
К сожалению, в классе есть дети, которые имеют положительные выборы, но их мало, значительно больше у них отвержений, т.е. они эмоционально мало привлекательны для сверстников – «пренебрегаемые»: Игнатьев С., Кабаев А., Нестерова М.Например, Игнатьев С. учится слабо, на уроках не внимателен, часто отвлекается. Известно, что мальчик состоит на учёте у невропатолога, он очень ранимый, склонен к сменам настроения, расстраивается полюбому поводу. Работоспособность у ребёнка неустойчивая, он быстро утомляется. Эти особенности накладывают отпечаток на характер отношений с ребятами, он часто ссорится из-за пустяков, обижается. Также следует отметить, что мальчик живёт без отца, воспитанием в основном занимается бабушка с дедушкой, т.к. мать мальчика работает на нескольких работах. Возможно, что это тоже накладывает отпечаток на формирование характера ребёнка.
Мною была проведена индивидуальная беседа с Игнатьевым Семеном. Во время индивидуальной беседы мальчик охотно шел на контакт, рассказывал о себе, о своих проблемах, что говорит о недостатке внимания со стороны взрослых. В данном случае причиной непопулярности ребёнка в группе сверстников является нарушение неврологического статуса, которое появляется в поведении мальчика.
Кабаев А. характеризуется классным руководителем как пассивный, очень медлительный, уровень умственных способностей ниже среднего, одноклассники не проявляют к нему ни симпатий, ни антипатий. Самбы он хотел дружить с самыми популярными учениками в классе. У Артура ограниченный словарный запас, узкий кругозор, он с трудом поддерживает беседу, отвечает односложно. Причиной не «популярности» мальчика является несформированность навыков общения.
Следует отметить, что в классе нет учащихся, входящих в «зону изолированных».
Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении.
Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед непростым выбором: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как наладить отношения с детьми. Ведь вместе придется прожить не один год. И уже теперь, учитывая опыт общения с предыдущим воспитанниками, свою деятельность по формированию коллектива Пономарева Елена Вениаминовна рассматривает в четырех аспектах, в основу которых положено сотрудничество с родителями:
помощь детям в учебе со стороны школы и семьи (родительские собрания «Учись учиться», «Роль семьи в познавательной активности учащихся» и т.д.);
организация совместной трудовой деятельности (ремонт кабинета, действие родителей в материально-техническом оснащении кабинета);
совместный отдых (совместные вечера отдыха, походы, экскурсии, спортивные игры «Мама, папа, я – спортивная семья»);
стимулирование и становление нравственных черт личности ребенка через союз родителей и учителей (тематические классные часы, часы общения «Совместные таланты», «Мы в ответе за тех, кого приучили»).
Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание. Учащиеся постоянно осуществляют свои интересы на деле. Класс коллективно планирует общие дела, и сразу же распределяют поручения между учащимися. Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими класс амии. Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы.
Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, спортивные секции с учётом своих интересов.
Мною была проанализирована занятость учащихся во внеурочное время (таблица 2).
Таблица 2.
Охват занятостью учащихся во внеурочное время
Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя.
Многие ученики добросовестно относятся к учебе. Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе. С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.
Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы.
Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей.
Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.
Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.
Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Мною были проанализированы результаты учебной деятельности класса за первую и вторую четверть 2021/2022 учебный год (таблица 3).
Таблица 3
Итоги успеваемости за 1 полугодие 2021/2022 учебный год
Показать больше