Фрагмент для ознакомления
2
Анализ литературы по теме исследования
Заболевания органов дыхания является наиболее распространенными патологиями внутренних органов, которые отличаются тенденцией к интенсификации. Особое место среди таких патологий принадлежат заболеваниям бронхолегочной системы у людей зрелого возраста.
Реабилитация занимает ведущее место в комплексном лечении пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы. Она должна быть органично внедрена в медикаментозное лечение болезней, что позволит уменьшить проявления болезни, оптимизировать функциональный статус больного и снизить стоимость лечения за счет стабилизации или уменьшения системных проявлений болезни.
Главными принципами физической реабилитации лиц, страдающих бронхолегочными заболеваниями, являются: раннее начало реабилитационных мероприятий, индивидуальный подход, комплексность и целостность программы восстановительного лечения, непрерывность и последовательность применения реабилитационных мероприятий, преемственность этапов, длительность периода реабилитации (до полного восстановления нарушенных функций).
Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о том, что существует объективная необходимость более углубленного изучения, уточнения, корректировки и совершенствования процесса физической реабилитации лиц с заболеваниями органов дыхания.
Ежегодно болезни органов дыхания поражают до 30% населения России, занимая одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости. По данным Минздрава РФ, в 2019 г. заболеваемость болезнями органов дыхания составила 20 035 случаев на 100 тыс. взрослого населения, умерли от данной патологии 94 736 человек.
В настоящее время растёт число школьников, имеющих заболевание дыхательной системы. Нарушение дыхательной функции чаще всего связанно с изменением механизма дыхательного акта. Когда вследствие патологического процесса в лёгких одно из звеньев аппарата внешнего дыхания даёт сбои, наступает дыхательная недостаточность, организм недополучает необходимое ему количество кислорода и не выводит углекислый газ.
Дыхательная система человека состоит из путей, которые проводят воздух, куда входят полость, гортань, трахея и бронхи и легкие (рисунок 1)
Рисунок 1 – Схема дыхательной системы
Процессы дыхания регулируются центральной нервной системой.
Парный дыхательный центр состоит из центра вдоха и центра выдоха. ЛФК может помочь в нормализации дыхательной функции при хронических заболеваниях дыхательной системы.
Заболевания дыхательной системы у школьников приводят в первую очередь к нарушению функционального состояния всего организма, снижению работоспособности и отставанию в физическом развитии.
В специальную медицинскую группу (СМГ) направляют детей со следующими заболеваниями дыхательных путей: острые респираторные заболевания, пороки развития лёгких, бронхов, лёгочных сосудов, хроническая бронхолёгочная патология, хронический бронхит, хроническая пневмония, эмфизема лёгких, бронхоэктальная болезнь, пневмосклероз, бронхиальная астма.
В структуре заболеваний органов дыхания старшеклассников выделяют острые заболевания, которые подразделяются на две большие группы:
1) Заболевания верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, фронтит, синусит);
2) Нижних дыхательных путей (острые респираторно-вирусные инфекции, бронхиты, трахеит, бронхиальная астма, острая пневмония, плеврит).
Заболевания ДС с затяжным, периодически обостряющимися и не поддающиеся полному излечению течением объединяют под общим названием хронические неспецифические заболевания лёгких (ХНЗЛ). К ним относятся: хроническая пневмония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, эмфизема лёгких, бронхиальная астма и др.
Занятия физической культурой (ФК) при заболеваниях дыхательной системы способствуют адаптации организма учащихся, их сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции. Постоянные тренировочные занятия ведут к оптимизации состояния соотношения процессов торможения и возбуждения в ЦНС, способствуют устранению функциональных нарушений с её стороны.
Весь комплекс воздействий вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки и укрепляет дыхательную мускулатуру, способствует устранению нарушений в сфере нейроэндокринной регуляции, снижению повышенной лабильности бронхов, восстановлению нормального механизма дыхания, нормализации других внутренних органов.
Лечебная физическая культура ставит перед собой следующие задачи, представленные на (рисунке 2)
Рисунок 2 – Задачи ЛФК
Существуют противопоказания к назначению лечебной гимнастики, поэтому перед началом занятия необходимо получить разрешение у лечащего врача:
1. Острая стадия болезни;
2. Новообразования легких;
3. Острые воспаления;
4. Опасность возникновения кровотечения.
5. Основными факторами риска развития болезней органов дыхания у студенческой молодежи могут являться:
6. Активное курение
7. Пассивное курение
8. Частые острые респираторные вирусные инфекции
9. Хронические заболевания ЛОР органов
10. Заболевания зубов и ротовой полости
11. Низкая физическая активность
12. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия
13. Низкая оценка материальной обеспеченности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алекса, В.И. Практическая пульмонология / В.И. Алекса. – М.: Триада-Х, 2015. – 696 с.
2. Баранов А. А. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности / Баранов А. А., Щеплягина Л. А. – ГУ НЦЗД РАМН. Россия, 2008. (http://www.nczd.ru/art12.htm).
3. Бондин В. И., Дрижика А. Г., Мануйленко Э. В. Здоровье формирующие технологии физического воспитания: стресс, спорт, здоровье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 4. – 10 с.
4. Воробьева, И.И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологии / И.И. Воробьева. – М. : Медицина, 2000. – 64 с.
5. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние студентов/ Г. А. Зайцева, И. И. Криволапчук, С. А. Бондарева, А. П. Буслаков, Р. М. Носова // Новые исследования. – 2016. – № 2. – 54 с.
6. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2002. – 560 с.
7. Клинические рекомендации. Бронхиальная астма / [под ред. А. Г. Чучалина]. – М. :Изд. дом «Атмосфера», 2008. – 224 с.
8. Красилова, Р.А. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, цигун / Р.А. Красилова.– Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 313 с.
9. Малкова Т. Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: Автореф. дис.... канд. мед. наук. – М., 2012.
10. Свиридова И. А. // Валеология. – 2016. – № 3. – С. 5–11