Фрагмент для ознакомления
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задание 1. Определение темы исследования
Тема исследования: «Развитие гибкости у старшеклассников на уроках физической культуры».
Задание 2. Актуальность темы исследования
В теории и методике физической культуры физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физической культуры имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.
Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физической культуры, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.
При многочисленных движениях гибкость играет важную роль, но многие недооценивают ее значение. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение не только для воспитания двигательных качеств, но и физического состояния людей в целом.
Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности.
Развитие гибкости происходит интенсивно в раннем детстве и младшем школьном возрасте. Однако, как показывают наблюдения, развитию этого важного качества на уроках физической культуры в начальной школе уделяется недостаточно внимания, поэтому проблема развития гибкости очень актуальна [25].
На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах В.И.Лях [16], А.П.Матвеев [17], В.С.Быков [4] и другие исследователи
Подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии, и в то же время физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни. Для нормального состояния здоровья необходим определенный уровень физической активности, а для современных школьников он недостаточен. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.
В физической культуре главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.
Нас также заинтересовала эта проблема, поэтому тема курсовой работы: «Развитие гибкости у старшеклассников на уроках физической культуры». Перед нами возникла проблема выяснить, каковы наиболее эффективные средства и методы развития гибкости на уроках физической культуры в старших классах.
Обучение движениям без учета возрастных особенностей очень часто приводит к освоению движений с грубыми ошибками. Исправление этих ошибок в дальнейшем осуществляется с большими трудностями, затратой времени и не всегда эффективно. В связи с этим современный подход к развитию физических возможностей у детей старшего школьного возраста считается весьма актуальным.
Таким образом, даже старший школьный возраст является прекрасной почвой для развития и формирования психологических черт личности при условии качественной организации занятий с наличием чёткого планирования, с учётом роста способностей (индивидуально), с правильной дозировкой нагрузки и своевременной её коррекцией.
Актуальность исследования состоит в необходимости определения развития гибкости учеников старших классов, что дает возможность на основе полученных выводов и данных разработать общую направленность в построении учебных занятий.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: методика развития гибкости у старших школьников на уроках физической культуры.
Баллы за задания I и II
Оцениваются полнота и аргументированность утверждений, а также оформление.
Руководитель практики
(максимальное количество баллов – 17) ______________________________
количество баллов подпись
Задание 3. Изучение Положения о курсовой работе
Задание 4. Составление обзора литературы по теме
Гибкость определяется как способность человека достижению большой амплитуды в выполняемом движении. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах. Причем в ряде случаев гибкость определяется как «способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах» [2]. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава.
Гибкость исключительно важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и легкости походки, грациозности движений. Красота и гибкость – почти синонимы. Гибкость значительно «увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений» [8].
Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства. Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т.п.
«Оперативное» состояние гибкости (т.е. «состояние, выражающееся в степени ее фактических проявлений в тот или иной момент» [12]) зависит, естественно, от общего функционального состояния организма в данный момент и от внешних условий, влияющих на него. В частности, оно зависит «от суточной периодики функции: утром (обычно до 11 -12 ч) гибкость с большим трудом поддается предельной мобилизации, чем днем (хотя это в принципе не исключает возможности ее максимальных проявлений и сразу после пробуждения)» [14].
«Под влиянием разминки и разогревания тела (функционального или вызванного повышенной температурой внешней среды) оперативное состояние гибкости улучшается, под влиянием же охлаждения тела – ухудшается» [9]. Утомление ограничивает предельные проявления гибкости в активных движениях, но в определенной мере может способствовать проявлению пассивной гибкости («мобилизации резервной растяжимости под воздействием внешних сил») [9,13].
К сожалению, с возрастом происходит естественное снижение гибкости. Процесс старения суставов связан «со снижением эластичности связочного аппарата, уменьшением толщины суставных хрящей. Особенно сильно изменяется позвоночник» [11].
«Систематическое выполнение упражнений для развития и сохранения гибкости значительно замедляют процессы старения, улучшает тонус мышц, снабжение их кислородом и питательными веществами, способствует выделению шлаков из мышечной ткани» [13]. Эти упражнения помогают избежать такого неприятного заболевания, как остеохондроз, проявляющегося в головных болях, головокружения, болях в спине и суставах, повышенной утомляемости, а в некоторых случаях – в нарушении работы внутренних органов. Это обусловливает внимание, которое уделяется упражнениям на гибкость в процессе занятий самыми различными видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела, наблюдаются, как правило, до 13-14-летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Эксмо, 2006. – 250 с.
2. Ашмарин Б.А Теория и методика физического. – М.: просвещение, 1990 .- 287 с.
3. Белов Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста. – М.: 1967 .- 19 с.
4. Быков B.C Развитие двигательных способностей учащихся. – М.: 1998 .- 74 с.
5. Воробьев В.И Определение физической работоспособности спортсменов.- М.: 1998 .- 54 с.
6. Галеева М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена. – М.: 2012 . - 56 с.
7. Глазырина Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования. – М.: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 1999. – 144с.
8. Дербаба Л.В., Жарикво Е. Н., Петров В. Н. Гибкость-необходимое качество // Спортивные игры. – 1974. – №11. – С. 65
9. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 193с.
10. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для средних и высш. учеб. зав. – 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015 – 462с.
11. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - М.: Академия, 2013. - 209 с
12. Зациорский В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 256с.
13. Зимкина Н.В Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
14. Качашкин В.М Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980.- 304 с.
15. Койнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / : учебное пособие. – М.: ИНФА, 2007. – 208 с.
16. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Физиология человека. М.: Физкультура и спорт, 1997 – Т.23, № 6. – С. 65- 73.
17. Кузнецова З.И Развитие двигательных качеств школьников. – М.: Просвящение,1967 .- 204 с.
18. Кузнецова З.И Развитие двигательных качеств школьников. – М.: Просвящение,1967 .- 204 с.
19. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. – Минск: 1980. – 176с.
20. Лях В.И Гибкость и методика её развития. Физкультура в школе. – М.: 1999 .- 25 с.
21. Маркова О. Н Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1997 .- 158 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1991. – 312с.
23. Палько А.В. Школа роста. Развитие гибкости. – М.: 1976. – 217с.
24. Поненко В.Н. Гибкость, сила, выносливость. – М.:1994. – 32с.
25. Семкина А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом. – М.: 2016. – 213с.
26. Сермеев Б.В Спортсменам о воспитании гибкости. – М.: Просвещение 1970 .- 24 с.
27. Сермив Б.С. Спортсменам о воспитании гибкости.- М.: 1970 .- 36 с.
28. Смоленский В.А Гимнастика в трех измерениях. – М.: 1979 . - 123 с.
29. Степин К.Н. Гибкость. Основы развития. – Днепропетровск, 2003. – 176с.
30. Украна М.Л Гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 2012. - 422 с.
31. Фомин Н.А Возрастные особенности физического воспитания. – М.: Академия, 1983 .- 75 с.
32. Холодов Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2003 .- 480 с.
33. Чикуров В.И. Гибкость // Физическая культура и спорт, 2008. – №6.–С.9.
34. Чудинова П.Р Воспитание гибкости у детей. – М.: 1994 .- 3 с.
35. Янсон Ю.А Физическая культура в школе.- М.: 2004 .- 624 с.