Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель прохождения практики: углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных в ходе изучения учебных дисциплин; сбор практического материала, необходимого для выполнения выпускной квалификационной работы.
Задачи практики:
- изучить структуру администрации г. Мурманска.,
- проанализировать деятельность администрации по формированию комфортной городской среды (или благоустройству города),
- выявить проблемы благоустройства города,
- рассмотреть возможности города для улучшения городской среды,
- систематизировать практические материалы для выполнения ВКР.
Период прохождения практики: с 14.03.2022 по 27.03.2022.
Место прохождения производственной практики: Администрация г.Мурманск.
Для написания отчета использовались внутренние документы учреждения, информация из открытых источников.
1 Организационная структура Админстрации г. Мурманск
Администрация г.Мурманск является одним из ключевых субъектов, на который возложена ответственность и выполнение задач по благоустройству и формированию комфортной городской среды. Согласно Уставу г.Мурманск возглавляет Администрацию Глава Администрации.
Организационная структура Администрации г.Мурманск представлена 11 отраслевыми комитетами, 14 отделами, 3 управлениями (рис.1):
Рисунок 1 – Организационная структура управления Администрации г.Мурманск
Организационная структура Администрации является органом исполнительной власти муниципального образования и определена Уставом г.Мурманск и Положением об Администрации г.Мурманска. Перечень комитетов и отделов представлена в приложении 1.
Аппарат Администрации г.Мурманска представлен Главой администрации и 1- заместителями Главы администрации, которые возглавляют соответствующие комитеты и управления.
Вопросы благоустройства территории муниципального образования, а также управление подведомственными субъектами, осуществляющими деятельность по формированию комфортной городской среды отнесены к полномочиям Комитета по развитию городского хозяйства.
Комитет по вопросам благоустройства городского хозяйства (далее - Комитет) возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Главы администрации г.Мурманска.
Функции начальника Комитета и сотрудников регламентируются должностными инструкциями, предусматривающими распределение работ по сложности и квалификации исполнителей, их равномерную загрузку.
Должностные инструкции разрабатываются начальником Комитета и по представлению начальника управления и согласованию с заместителем Руководителя Администрации, курирующим работу управления, утверждаются распоряжением Администрации.
Начальник Комитета осуществляет общее руководство деятельностью отдела и несет ответственность за возложенные на отдел задачи.
Сотрудники Комитета несут персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей в соответствии с должностными инструкциями, соответствующих поручений, норм Трудового кодекса Российской Федерации, законодательства, регулирующего прохождение муниципальной службы, Правил внутреннего трудового распорядка, противопожарной и антитеррористической безопасности.
Каждый специалист Комитета имеет высшее образование и дополнительное управленческое образование по профилю.
Средний возраст специалистов отдела составляет 35 лет.
Управление работой структурного подразделения осуществляется следующими методами:
- планирование рабочего графика специалистов: совещания, планерки, плановые показатели, отчеты и совместные выездные проверки,
- оценка качества работы персонала,
- консультирование и обучение,
- формирование проектных групп при решении сложных вопросов.
Организация рабочего процесса осуществляется по следующей схеме (рис.2):
Рисунок 2 - Организация работы Комитета по вопросам благоустройства городского хозяйства
Планирование осуществляется на следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц.
В отделе также есть разделение на сезональное планирование: летне-весенний и осенне-зимний период, что обосновано особенностями обслуживания в эти периоды года.
Каждому сотруднику выставляются индивидуальные плановые показатели, при достижении которых он получает премию.
Привлечения общественности и населения к участию в осуществлении местного самоуправления и управления благоустройством города является не только одним из принципов местного самоуправления и главным направлением его реформирования, но и необходимостью в развитии нормативной базы муниципальных образований. Участие интеллектуального потенциала местного сообщества в выработке «правил игры», позволяет решить целый ряд проблем:
1. качественно улучшить содержание нормативных актов за счет выработки таких правовых норм, которые учитывают интересы тех групп населения, которые являются субъектами правоотношений (правоприменители). На сегодняшний день качество муниципальных нормативных правовых актов по управлению благоустройством не совершенно;
2. решить проблему кадрового голода (отсутствие необходимой квалификации в вопросах нормотворчества) в органах местного самоуправления;
3. повысить исполняемость принятых правовых нормативных актов, за счет дополнительного контроля со стороны населения, большей приемлемости правовых норм из-за учета интересов и повышения дисциплиныв применении норм, принятых с участием самого населения.
4. снизится конфликтность и повысится авторитет органов местного самоуправления среди населения, что будет способствовать преодолению отчуждения жителей от местной власти.
5. Обеспечить коммуникационный обмен информацией и опытом в разработке нормативных актах муниципалитета между Администрацией и другими муниципальными органами власти.
Формы участия населения в повышении эффективности работы Комитета могут быть различны: от участия в проведении публичных слушаний и референдумов, до общественной экспертизы, народной правотворческой инициативы, совместных рабочих групп по выработке проектов нормативных актов и конкурсов по разработке концепций документов.
Важно, чтобы взаимодействие с население происходило на постоянной основе. Именно поэтому рекомендуется сформировать график встреч с жителями округа непосредственно на территории.
Данный график должен быть размещен на портале округа и официальном сайте, а также на других информационных ресурсах Администрации.
Работа специалистов Комитета должна быть постоянной и ориентирована на решение задач по повышению качества благоустройства городской среды.
В настоящее время планируется ввести новый регламент взаимодействия специалистов с населением (рисунок 3).
Рисунок 3 – Регламент взаимодействия специалистов с населением
Именно такие формы взаимодействия будут обозначены как основные и должны осуществляться каждым специалистом, ответственным за работу с гражданами.
В качестве совершенствования работы отдела важно обозначить такие направления как:
- необходимость повышения квалификации и использование дистанционного обучения,
- применение инновационных методов коммуникаций и принятия решений,
- изменение мотивации специалистов с повышением уровня заинтересованности в достижении специальных задач, обеспечения возможности дополнительного вознаграждения при решении сложных проектов;
- активное использование проектного управления, как наиболее эффективного;
- создание условий для карьерного роста сотрудников;
- развитие организационной культуры и командного духа, что поможет в повышении лояльности к организации.
Оптимизация управления инвестиционной привлекательностью округа должна происходить в режиме постоянного поиска инвесторов и привлечения их ресурсов. Специалисты отдела должны посещать встречи предпринимателей, активно взаимодействовать с торгово-промышленной палатой Мурманской области.
2 Мониторинг муниципальных программ, принятых на местном уровне для реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
На территории Мурманска реализуется Федеральный проект «Формирование современной городской среды», направленный на выстраивание современной безбарьерной инфраструктуры на территориях муниципальных образований, доступной всем категориям граждан.
Основные принципы реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды»:
- общественное участие;
- системный подход;
- все начинается с дворов;
- современные общественные зоны;
- личная ответственность.
Одним из условий реализации приоритетного проекта является активное вовлечение граждан, организаций в процесс обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу. Все решения, касающиеся благоустройства муниципальных территорий общего пользования, должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей муниципального образования, дворовых территорий, с учетом мнения граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в данном дворе, а также других заинтересованных лиц. Возможно финансовое и (или) трудовое участие граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
В рамках реализации данного проекта в 2017 году была разработана и начала реализацию государственная программа Мурманской области «Формирование современной городской среды Мурманской области на 2018-2022 годы» , в которой рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, численность населения которых составляет более 1000 человек, принять аналогичные муниципальные целевые программы по формированию современной городской среды.
В 2017 году Администрацией г. Мурманска утверждена муниципальная программа города Мурманска «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Мурманск» на 2018-2022 годы. Ее цель - повышение уровня благоустройства территорий города Мурманска в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
В рамках данной программы действует Подпрограмма «Обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск» на 2018-2024 годы.
Заказчиками программы являются:
- Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска,
- Комитет по культуре администрации города Мурманск
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Информационная системаКонсультант Плюс
3. Государственная программа Мурманской области «Формирование современной городской среды Мурманской области на 2018-2022 годы» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1&nd=128165874&page=1&rdk=7#I0
4. Подпрограмма «Обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск» // https://51.gorodsreda.ru/
5. Устав муниципального образования г.Мурманск // Консультант плюс
6. Стандарт вовлечения в развитие городской среды ввели в Мурманске // https://iz.ru/1057834/2020-09-07/standart-vovlecheniia-v-razvitie-gorodskoi-sredy-vveli-v-murmanske
Монографии, статьи, электронные источники
7. Акчурин, А. Р. Правовое регулирование формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации: пробелы и коллизии / А. Р. Акчурин // Рос.юстиция. – 2013. – № 1. – С. 14–16.
8. Алешкова Н. П. Органы местного самоуправления как юридические лица: объективная необходимость или правовая надуманность / Н. П. Алешкова // Практика муниципального упр. – 2013. – № 1. – С. 10–19.
9. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю., Шелков А.Б. Организационное управление: Учебное пособие для вузов. - М.: РГГУ, 2007. - 733 с.Бабун Р. В. Повышение эффективности организационных структур администраций городов / Р. В. Бабун // Практика муницип. упр. – 2012. – № 12. – С. 13–23.
10. Белоусова, Е.В.Правовой статус органов местного самоуправления как юридических лиц: проблемы правового регулирования / Е.В. Белоусова // Государство и право. – 2011. - № 2. – С – 32 - 38.
11. Выбираем вместе // http://torceva.ru/2020-05-21-13-18-30/normativnie-dokumenti/9-news/1070
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2016. - 576 с.
13. Зотова З.М. Государственная власть и местное самоуправление. М, 2001. С.129
14. Кравцов С.А. Совместный контроль // Земляки. 2013. №4.
15. Кузнецов В.Н. Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в ЗАТО // Практика муниципального управления. – 2012. - №12. – С.14-16
16. Кузнецова Н.А. Правовое регулирование взаимоотношений органов местного самоуправления и предприятий нефтегазового комплекса в сфере природопользования // NB: Административное право и практика администрирования. — 2013. - № 1. - С.129-145. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.1.507. URL: http://e-notabene.ru/al/article_507.html
17. Курушкин В. А. Проблемы правового регулирования финансирования местного самоуправления (на примере отдельных регионов Северо-Западного федерального округа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008.№65. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-finansirovaniya-mestnogo-samoupravleniya-na-primere-otdelnyh-regionov-severo-zapadnogo-federalnogo (дата обращения: 15.10.2013).
18. Левин Н. И. Переход на оказание муниципальных услуг в электронном виде: опыт Петрозаводска / Н. И. Левин // Практика муницип. упр. – 2013. – № 1. – С. 65–70.
19. Малышев А. Управление трудовой миграцией в Московском мегаполисе //Человек и труд. - 2008. - №2. - С. 23-28.
20. Маслова Н. Е. Власть первичного уровня. Исторические предпосылки формирования местного самоуправления в России // Российское предпринимательство. – 2008. – № 3. – С. 145-148.
21. Обзор законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов // http://zakon.scli.ru/ru/analytics_statistics/MunicipalLegislationOverview/
22. Оганесян К.Г. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 16-18.
23. Оганесян К.Г. Вопросы делегирования государственных полномочий в сфере образования органам местного самоуправления // Чёрные дыры в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 10-14.
24. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2007. – 608 с.
25. Сидоровнина И.А. Методы диагностики соответствия структуры управления стратегическим направлениям развития организации //Проблемы современной экономики. – 2010. – №1. – С.29-31