Фрагмент для ознакомления
2
Целью психодиагностики было выявление социально-психологического климата в коллективе (на примере учебного коллектива, контингент- подростки).
Психодиагностика была проведена в … среди детей 12-14 лет (24 человека) в 8 классе.
Использовались следующие методики:
Методика социометрии - это инструмент для изучения системы межличностных взаимосвязей между членами коллектива в процессе их непосредственного общения, что позволяет выделить лидеров, приближенных к ним, отверженных и изолированных. Социометрический критерий - это вопросы, которые задавались всем членам группы. Данные, полученные с помощью социометрического опроса, позволили иметь реальное представление о характере и направление межличностных взаимоотношений в коллективе, а также измерить социальный статус каждой личности в социальной структуре группы.
Данная методика позволяет определить социометрический статус подростка в коллективе. Важно соблюдать правила проведения этой методики, поскольку опрос проводится письменно и так, чтобы обеспечить тайну выборов учеников, чтобы не обидеть никого из одноклассников и не накалять имеющиеся конфликты в классе. Поэтому психолог должен обрабатывать результаты самостоятельно, не показывая ученикам ни таблице выборов, ни социометрической матрицы.
Методика КОС (оценка коммуникативных и организаторских способностей), с помощью которой мы определяли уровень коммуникативных и организаторских способностей подростков. Тест КОС состоит из 40 вопросов, ответы на которые были "да" или "нет". Количество баллов подсчитывалась в соответствии с приведенным в методике ключа, то есть во время обработки результатов сопоставлялись ответы детей с дешифратором и подсчитывалось количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским способностям.
Методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС - 2). В. Федоришина и Б. Синявского предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей личности, то есть умение вступать в контакт с людьми, налаживать деловые отношения, поддерживать дружеские отношения, расширять круг общения , уметь убедить людей, применить инициативу и тому подобное.
Также было проведено изучение проявления лидерских способностей у гимназистов по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий ) [6]. Исследуемым было предложено 50 высказываний, на которые нужно было дать отвечает видь «да» или «нет».
Оценивание результатов проводился в соответствии с ключом опросника. Если сумма полученных баллов была меньше 25 - качества лидеров оценивались как слабые, от 26 до 35 баллов - средние, от 36 до 40 баллов - сильные, более 40 баллов - как проявление склонности к диктату.
Данные психодиагностики были дополнены материалами структурированной беседы с педагогами. В частности, во время беседы были поставлены следующие вопросы:
1. Какие особенности ваших воспитанников?
2. Чем отличаются они от других школьников?
3. Насколько часто они проявляют инициативу в деятельности коллектива?
4. Какие различия в общении отмечены?
5. Можно ли им доверять ответственные задачи?
Представленный пакет диагностического инструментария дает возможность провести анализ проявления лидерских способностей у гимназистов.
Методика наблюдений, во время которой мы выделили следующие компоненты лидерских качеств с определением в них признаков, которые, по нашему мнению, обеспечивают эффективное лидерство подростков и условно распределили их на: мотивационный (уверенность в себе, стремление к самоутверждению и самореализации) эмоционально-волевой (уравновешенность, эмоционально -положительных самочувствие, наличие волевых качеств) личностный (влияние на других, оригинальное, творческие е мышления) деловой (умение принимать правильное решение в непредвиденных ситуациях, готовность брать на себя ответственность, умение и навыки организаторской работы).
Показать больше