Фрагмент для ознакомления
2
Задание 3. Анализ современных технологий оценивания метапредметных и предметных результатов обучения. Технология оценивания итоговых результатов обучения (в формате ОГЭ или ЕГЭ)
Комментарий к заданию (2 вариант):
Работаем с материалами сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):
- нормативные документы; демоверсия, спецификация, кодификация в организации ЕГЭ / ОГЭ;
- аналитические и методические материалы (журнал ФИПИ 2021, №3 - статья Цыбулько И.П. «Методические материалы для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 по русскому языку»; статья Зинина С.А. «Методические материалы для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 по литературе»; журнал ФИПИ 2021 №2 – статьи Цыбулько И.П. И Зинина С.А о перспективных моделях ЕГЭ по русскому языку и литературе);
- видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ.
Зафиксированные низкие результаты мы можем объяснить тем, что основные усилия учителей направлены преимущественно на:
1) достижение школьниками предметных результатов;
2) использование во время учебных занятий репродуктивных методов, основанных на воспроизведении;
3) организацию индивидуального решения поставленных задач.
Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве школьников с учителем и одноклассниками.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
На современном этапе оценка результатов обучения является элементом управления качеством образования. Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.
Возникает необходимость организации регулярной и систематической оценки качества образования обучающегося, то есть внедрение мониторинга.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и компетентностями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
К современным технологиям оценивания метапредметных результатов относятся:
1. Метод наблюдения позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Перед учащимися ставятся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Более эффективно, когда учащиеся сами задают вопросы друг другу (фронтальный опрос).
3. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний.
4. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл («плюсы») выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока (технология тесно связана с технологией наблюдения.
5.Контрольные работы являются весьма эффективным методом проверки и оценки знаний, степени сформированности универсальных действий у учащихся, а также их творческих способностей.
6. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод оценивания. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, овладению универсальными способами действий, формированию основных компетенций. По результатам работ выстраивают индивидуальную шкалу достижений учащегося. Стандарт измерения определяется в соответствие с областью знаний.
Данная система оценивания актуальна. Ориентироваться необходимо на мотивацию, успешность ученика, а уровни успешности у каждого свои, здесь большую роль играет личностно-ориентированный подход. У каждого ученика должна быть своя образовательная траектория развития.
Задача учителя – создать ситуацию успеха и помочь ученику достичь желаемых результатов. При оценивании необходим комплексный подход на основе анализа предметных, метапредметных и личностных результатов учащегося.
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. В чем заключается задача школы сегодня? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Метапредметные результаты обучения предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Изучение теоретических аспектов современных технологий оценивания метапредметных результатов позволило нам сделать следующие выводы о роли метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Развитие системы оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
2. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
3. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
В современной системе образования возникла проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки.
В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.
Для облегчения ориентации в использовании диагностических задач оценивания коммуникативных универсальных учебных действий педагогами используются следующие приемы:
- индивидуальная беседа с учеником,
- наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами,
- анализ результата, индивидуальная беседа с учащимся.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные рекомендации об оценивании метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ученика.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Как показывает опыт проверки экзаменационных работ, выпускники при написании сочинения всё чаще ограничиваются обращением к тексту произведения на уровне общих рассуждений о его содержании или на уровне пересказа. Глубокий анализ важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микро-тем, деталей и других элементов текста встречается в их сочинениях значительно реже. Недостаточное знание текста произведения приводит к большому количеству фактических ошибок, что также ведёт к снижению оценки. Как показывает анализ конкретных работ, трудности в раскрытии темы для многих экзаменуемых начинаются не с написания сочинения или даже его плана, а с понимания формулировки. Выпускники далеко не всегда умеют вчитаться в тему, вычленить в ней опорные слова, выявить констатирующую часть и затем осмыслить вопрос, ответом на который должна стать главная мысль их работы. Специальных умений требует также работа с формулировкой в форме цитаты, за которой нужно увидеть ключевой проблемный смысл задания и только потом можно начинать строить свой ответ. Поэтому обучение умению понимать и раскрывать тему сочинения (в широком смысле — формулировку любого вопроса, учебного задания) по-прежнему остаётся
значимым аспектом подготовки к экзамену, тем более что в данном случае речь идёт о метапредметном умении, актуальном для многих учебных предметов.
Чтобы избежать типичных ошибок при написании сочинения, в подготовительный период имеет смысл практиковать следующие виды заданий:
1) выявление ключевых слов и опорных понятий в темах сочинений;
2) выявление основной проблемы, которая будет решаться в сочинении;
3) формулирование главной мысли работы (примерный заголовок основной части сочинения);
4) определение двух-трёх главных тезисов основной части сочинения и подбор к ним аргументов, примеров из текста и составление микровыводов по каждому тезису;
5) установление соответствия между вступлением к сочинению и заключением к нему, а также редактирование сочинения, где это соответствие не соблюдается.
В 2021 г. принципиальных изменений в структуре и содержании экзаменационной модели по литературе не предусмотрено. Следует обратить внимание на новую форму одного из заданий с кратким ответом. В задании 7 требуется заполнить пропуски в приведённом тексте соответствующими терминами или литературными фактами. В бланк ответа необходимо вписать два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Пример такого задания содержится в проекте демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе 2021 г. на сайте ФГБНУ ФИПИ http://www.iipi.ru
Для выпускников с низким уровнем подготовки главной целью является преодоление минимальной границы, для чего им нужно выполнить как можно большее количество посильных заданий. При подготовке к экзамену таких обучающихся важно обратить внимание на следующие аспекты:
■ выполнение элементарных заданий базового уровня сложности, требующих знания литературоведческой азбуки;
■ написание развёрнутых ответах ограниченного объёма, не предполагающих выхода в широкий литературный контекст, — задания 8 и 15;
■ формирование умения анализировать формулировки тем сочинения, чтобы выбрать наиболее понятную и посильную;
■ формирование умения формулировать главную мысль своего сочинения в соответствии с темой;
■ формирование умения подкреплять свои тезисы обращением к тексту литературного произведения, привлекая его на любом доступном уровне;
■ совершенствование культуры речи.
Чтобы успешно подготовить к экзамену учеников со средним уровнем мотивации, учителю можно рекомендовать сконцентрировать внимание на следующие направлениях работы:
■ внимательное чтение художественных произведений, входящих в кодификатор, и заучивание наизусть лирических стихотворений;
■ формирование привычки использовать комментарии, примечания, другие информационные материалы, способствующие полноценному пониманию текста художественного произведения, насыщенного реалиями других эпох;
■ формирование устойчивого представления о пагубности попыток компенсировать свою неначитанность использованием пересказов, тематических цитатников,
просмотром экранизаций, обращением к другим источникам, вторичным по отношению к литературному произведению;
■ совершенствование умения анализировать художественное произведение, в том числе лирическое, в заданном аспекте, не подменяя анализа пересказом или общими рассуждениями о его содержании;
■ совершенствование умения аргументировать свои суждения примерами из художественного произведения;
■ совершенствование логических умений и навыков, обучение правилам построения ответа на сопоставительное задание на основе выявления черт сходства и различия сопоставляемых произведений;
■ повышение уровня речевой культуры;
■ обучение редактированию развёрнутых ответов по замечаниям, сделанным учителем.
Для обучающихся с хорошей и отличной
подготовкой, претендующих на высокие баллы, особенно актуальны следующие направления работы (при условии, что они овладели также умениями и навыками, описанными выше):
■ активное расширение читательского кругозора, в том числе за счёт знакомства с новейшей литературой; чтение и осмысление художественных произведений, не входящих в кодификатор;
■ формирование навыка медленного внимательного чтения и перечитывания полных текстов художественных произведений для последующего текстуального анализа;
■ заучивание наизусть лирических стихотворений, свободное владение большим цитатным материалом;
■ освоение алгоритма аспектного сопоставления произведений на основе выявления черт их сходства и различия;
■ совершенствование навыков анализа текста в его родо-жанровой специфике;
■ развитие умения воспринимать и интерпретировать незнакомое лирическое стихотворение;
■ формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их художественные функции, а также использовать соответствующие понятия для анализа литературного произведения;
■ обучение написанию сочинения на литературную тему с учётом разнообразия формулировок тем, предлагаемых в задании 17.1—17.4; обучение написанию сочинений разных жанров;
■ формирование языковой зоркости, умения редактировать собственный ответ; совершенствование письменной речи.
Общедидактические критерии и нормы оценочной деятельности Высокий уровень (отметка «5») Повышенный уровень (отметка «4») Базовый уровень (отметка «3») Низкий уровень (отметка «2»)
Общедидактические критерии - знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять в незнакомой ситуации; - отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устранения отдельных неточностей при устных ответах с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ - знания всего изученного программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - наличия незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя; - умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы; - наличия грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Показать больше