Фрагмент для ознакомления
2
Сбор и анализ данных, разработка / корректировка методического инструментария, предварительные обобщения по теме диссертации
Сбор и анализ данных. Исследование проводилось в несколько этапов. В первом этапе проходил подбор методического инструментария, происходило осмысление проблемы, изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой теме, были теоретически определены дальнейшие гипотезы исследования. На первом этапе проводился анализ специальной литературы, которая посвящена исследованию понятий гендера, монетарное поведение, методикам исследования гендерных особенностей и отношения личности к деньгам. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы проводились с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы в специальной научной литературе и теоретического обоснования целесообразности применения психологических методик. На втором этапе проводилось эмпирическое исследование, в ходе которого собранный материал был обработан и систематизирован. На третьем этапе был проведен анализ полученных результатов и проведена статистическая обработка данных.
В ходе сбора и анализа данных был использован электронный метод сбора данных на платформе google. Вопросы из заявленных методик «Анкета-опросник», «Отношение к деньгам», «Маскулинность-фемининность», «Пятифакторный личностный опросник», «САТ», «Склонность к риску» были нами перенесены в гугл-форму. Затем студентам, участвующим в исследовании, давалась ссылка на данную форму, где каждый мог пройти данное исследование. Помимо основных вопросов из методик, каждый студент вносил название своего факультета, номер курса, возраст и основу обучения. На основании полученных первичных данных нами производилось распределение студентов по группам относительно мужского и женского пола.
Разработка / корректировка методического инструментария, Методы обработки данных. На основании проведенного теоретического исследования посвященному изучению гендерных особенностей и отношение личности к деньгам, эмпирическое исследование проводилось с помощью следующих методик:
- Авторская анкета-опросник (М.А. Сибирякова).
- «Отношение к деньгам» Е.И. Горбачева, А.Б. Купрейченко - данная методика может определить специфику восприятия респондентами денег по основным 7 типам («Деньги - добро и свобода», «Деньги - зло, свобода и зависимость», «Деньги - несправедливость, нетерпимость и зависимость», «Нравственно-конфликтная оценка денег», «Нравственно-неопределённая оценка денег», «Деньги - зло и свобода», «Нравственно-индифферентная оценка денег».)
-«Маскулинность-фемининность» С. Бем. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями – людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
Данные методики использованы нами в эмпирическом исследовании без изменений, поскольку позволяют исследовать основные составляющие рассматриваемой темы.
- Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста (Большая пятерка/Big five). Текст опросника содержит 75 полярных утверждений. Ответ необходимо выбрать из пятиступенчатой оценочной шкалы Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).
-САТ (Э. Шостром) предназначен для определения самоактуализации личности. Данная методика измеряет самоактуализацию личности как величину многомерную, определяет разные составляющие, ее параметры. САТ состоит из 14 шкал и 126-ти пунктов, каждый вопрос состоит из двух суждений ценностного или поведенческого характера. Респонденту предлагается выбрать то из них, которое в большей мере характеризует его привычный способ поведения.
- Диагностика уровня личностной готовности к риску (PSK) Шуберта. Данная экспресс методика состоит из 23 вопросов, которые касаются различных аспектов рискованного поведения. На каждый вопрос существует 5 вариантов ответов: «да», «скорее да, чем нет», «трудно сказать», «скорее нет, чем да», «нет». Оценка производится по +2, +1, 0, –1, –2 соответственно.
Описание результатов исследования, предварительные обобщения по теме эмпирического исследования. Согласно проведенному нами анкетированию, были получены следующие результаты, которые приведены ниже на рисунках 1-5.
В ходе анкетирования было выявлено, что вся выбора респондентов принадлежит к возрастной группе от 18 до 25 лет. Среди всей выборки респондентов юноши составили 48% (48 человек), а девушки 52% (52 чел). Замужем всего 3 человека на данный момент (3%). Распределение по уровню образования на момент проведения исследования отражен на рисунке 1. В результате, среди студентов 1 курса гуманитарных факультетов среднее образование имеют 75% респондентов, среднее специальное имеют 3% респондентов, высшее образование 22% респондентов.
Результаты того, насколько удовлетворены респонденты своим нынешним уровнем своего материального благосостояния, отражено на Рисунке 2. На данный момент неудовлетворенны своим материальным положением 14% респондентов, удовлетворены 32%, и средний уровень удовлетворенности отметили 54% респондентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // СОЦИС. —2000. — №. 7.
2. Анненкова Н.В., Буянова С.М., Гагарина М.А., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В., Лебедев А.Н., Мальсагова К.Б., Мужичкова Ю.Е., Полевая М.В., Смурыгина А.А. Психологические факторы принятия решений в сфере финансов. М.: ООО СВИВТ, 2017.
3. Дулина Н.В., Ануфриева Е.В. Гендерный уклад в современной российской семье: повседневные практики женщин и мужчин (по итогам прикладного социологического исследования). Primo Aspectu. 2016. № 2 (26). С. 54-67.
4. Журавлёв А. Л. Отношение личности к деньгам как фактор её ориентаций на культурные ценности: программа исследования. Современная психология: состояние и перспективы исследований. - М., 2002.
5. Кочетков Н.В. К вопросу об отношении к деньгам студентов-психологов. Проблемы современного образования. 2017. №3. С. 33-38. Кисляк А.В. Гендерный анализ отношения личности к деньгам. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №3(4), 2009.
6. Муравьева П.А. Особенности формирования отношения личности к деньгам в зависимости от выполняемых экономических ролей. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч. – практ. конф. – СПб.: ИМЦ «НВШ – СПб», 2008. – С. 204-208.
7. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам у самореализующихся людей // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы Международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г. Т. 2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – С. 115-117.