Фрагмент для ознакомления
2
Методологический аппарат исследования
Тема ВКР: Особенности страхов у подростков с различным психо-логическим типом личности.
Объект исследования: страхи.
Предмет исследования: структурные особенности страхов у под-ростков с различным психологическим типом личности.
Цель исследования – изучить структурные особенности проявления страхов у подростков с различным психологическим типом личности.
Задачи исследования:
1. Организовать выборку исследования.
2. Подобрать методики исследования.
3. Определить психологические типы личности подростков.
4. Выявить особенности проявления страхов у подростков.
5. Оценить особенности проявления страхов у подростков с различ-ным психологическим типом личности.
6. Сделать выводы по исследованию.
Определение понятия (рабочее определение)
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние или ре-акция, которая проявляется в опасной ситуации и вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила.
Описание выборки исследования
База исследования: МОУ СОШ №24.
В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 13 – 14 лет, из них 16 девочек и 14 мальчиков.
Все обследуемые подростки учатся в общеобразовательной средней школе, воспитываются в семьях, не имеют интеллектуальных отклонений и психических нарушений, успеваемость подростков – удовлетворительная.
Описание результатов исследования
Результаты определения социально-психологического типа личности подростков по методике В.М. Миниярова представлены в таблице 1.
По результатам соотношения видно, что большинство учащихся от-носятся к гармоничному, инфантильному или тревожному типам (по 20%).
Гармоничные подростки рассудительные, чуткие и внимательные, самостоятельные и независимые. Они активны, добросовестно относиться к своим обязанностям, ответственны, не ставят личные интересы выше обще-ственных. Умеют защитить себя и друзей, в коллективе и обычно являются лидерами. Они адекватно оценивают свои возможности, требовательны к себе, провинившись – вежливо извиняются.
Инфантильные подростки к людям и к новой обстановке относятся настороженно. Они безобидные, другим ничего плохого не делают, но и ничего хорошего тоже, так как заняты удовлетворение своих желаний. В дружбе ищут поддержки и защиты, ведомы и зависимы. Любят работать руками. Главная черта – прагматизм. Легко попадают под влияние коллек-тива или лидера, часто асоциальное. Склонны к занижению своих способ-ностей. Любят себя, не самокритичны, во всех бедах обвиняют других. Требуют много внимания к себе, не могут самостоятельно принимать ре-шения.
Тревожные подростки угрюмые, очень подозрительны, вспыльчивы. Дружат обычно с себе подобными, но лишь для взаимной защиты и под-держки. Постоянная настороженность и готовность к конфликту приводит к неуверенности в себе, нерешительности, но требовательности к другим. Замкнуты и грубы, постоянно стремятся сделать всё наоборот, назло. Не могут сосредоточиться на одном виде деятельности. В коллективе обычно они изгои (озлобленные и мстительные). Постоянно находятся в состоянии самозащиты и ожидания покушения на их личность.
У 13,3% подростков выявлен конформный тип личности. Они веселы и подвижны, стараются понравиться и угодить. Если это удаётся, то стано-вятся грубыми, самоуверенными и высокомерными. Хвастливы и лживы, безучастны к страданиям других. Недобросовестны при выполнении обя-занностей, легко переступают через любые правила и запреты. Не могут обходиться без коллектива, но им безразлично общественное мнение кол-лектива. Самоуверенные и циничные.
Также у 13,3% подростков выявлен доминирующий тип. Они со старшими обращаются на равных, сверстников стараются унизить, очень вспыльчивы и самолюбивы. Достигая успеха, очень гордятся этим перед другими, Высокая активность позволяет рано достигать значительных успехов. Желание быть первыми толкает их на безнравственные поступки по отношению к соперникам. Стремятся быть официальными лидерами, любят командовать и распоряжаться. Постоянное завышение своих воз-можностей, хвастовство и пренебрежительное отношение к другим приво-дит к частым конфликтам. Считают себя непогрешимыми. Если допускают промахи, то запрещают другим о них говорить.
У 10% учащихся доминирует сензитивный тип личности. Они чуткие, внимательные, готовые всегда прийти на помощь и пожертвовать всем. В общении искренни, откровенны, доверчивы, добры. Полагаются только на себя, чрезмерно человеколюбивы, не хотят доставлять другим беспокой-ство. Непримиримы к безнравственным поступкам других, хотя могут многое прощать. Часто спорят, отстаивая свою позицию. Всегда заступа-ются за слабых, отстаивают интересы коллектива, но не умеют защищать себя. Легко ранимы, обидчивы, чувствительны к несправедливости.
У одного подростка (3,3%) выявлен интровертированный тип. Люди такого типа ведут замкнутый образ жизни. Уважительно относятся к инте-ресам других, никогда не раскрывают свой внутренний мир окружающи-ми. Тяготятся общением с большим количеством людей, не любят быть на виду. Ответственно относятся к любой деятельности, доводят дело до кон-ца, стойко преодолевая любые препятствия. Не умеют постоять за других и за себя. В конфликтах всегда отступают. Умеют скрывать свои эмоции. Скромность и не желание обращать на себя внимание других приводит к заниженной самооценке.
Результаты диагностики уровня выраженности актуальных страхов у подростков по методике Ю.В. Щербатых и Е.И. Ивлеевой представлены в таблице 2.
Результаты диагностики показали, что в группе подростков нор-мальный, приемлемый уровень выраженности страхов.
Соотношение учащихся с разным уровнем страха представлены на рисунке 2.
По результатам соотношения видно, что у большинства учащихся (40%) низкий уровень проявления страха. Они не боятся большинства со-бытий и объектов. У 36,7% подростков высокий уровень проявления стра-ха. Некоторые события и объекты вызывают у них сильное беспокойство. У 23,3% подростков нормальный уровень проявления страха. Разные со-бытия и объекты вызывают у них адекватные эмоции.
Рис. 2. Соотношение учащихся с разными уровнем проявления страха.
Уровень проявления страха у лиц с разными типами личности пред-ставлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень проявления страха у лиц с разными типами личности.
Судя по результатам, самый высокий уровень страхов выражен у тревожного типа личности, что вполне предсказуемо. Также высокий уро-вень выраженности страхов отмечается у сензитивного типа личности. Ви-димо повышенная чувствительность к несправедливости, жертвенность провоцируют высокую напряженность и появление различных страхов.
У конформного и инфантильного типов личности адекватный уро-вень страхов. У интровертированного и гармоничного типов уровень страхов ниже среднего. У доминантных личностей очень низкий уровень страхов. Видимо жажда внимания и власти требует проявления большой смелости и такие учащиеся или действительно не имеют страхов или не до-пускают их в сознание.
Результаты корреляционного анализа показали, что уровень выра-женности страхов положительно связан с сензитивным (р≤0,01) и тревож-ным типом (р≤0,01) и отрицательно связан с гармоничным (р≤0,05) и до-минирующем типом (р≤0,01). То есть, чем больше у подростков выражен сензитивный (чувствительность, доверчивость, ранимость, жертвенность) или тревожный тип личности (подозрительность, осторожность, неуверен-ность), тем больше у них выражены различные страхи. Чем больше у под-ростков выражен гармоничный (активность, добросовестность, ответ-ственность, коммуникабельность) или доминирующий тип личности (само-уверенность, жажда внимания, власти), тем меньше у них выражены раз-личные страхи.
Выводы по исследованию
1. Большинство учащихся относятся к гармоничному, инфантильно-му или тревожному типам (по 20%). У 13,3% подростков выявлен кон-формный тип личности. Также у 13,3% подростков выявлен доминирую-щий тип. У 10% учащихся доминирует сензитивный тип личности. У одно-го подростка (3,3%) выявлен интровертированный тип.
2. У большинства учащихся (40%) низкий уровень проявления стра-ха. Они не боятся большинства событий и объектов. У 36,7% подростков высокий уровень проявления страха. Некоторые события и объекты вызы-вают у них сильное беспокойство. У 23,3% подростков нормальный уро-вень проявления страха. Разные события и объекты вызывают у них адек-ватные эмоции.
3. Самый высокий уровень страхов выражен у тревожного типа лич-ности. Также высокий уровень выраженности страхов отмечается у сензи-тивного типа личности. У конформного и инфантильного типов личности адекватный уровень страхов. У интровертированного и гармоничного ти-пов уровень страхов ниже среднего. У доминантных личностей очень низ-кий уровень страхов.
4. Результаты корреляционного анализа уровня показали, что, чем больше у подростков выражен сензитивный (чувствительность, доверчи-вость, ранимость, жертвенность) или тревожный тип личности (подозри-тельность, осторожность, неуверенность), тем больше у них выражены различные страхи. Чем больше у подростков выражен гармоничный (ак-тивность, добросовестность, ответственность, коммуникабельность) или доминирующий тип личности (самоуверенность, жажда внимания, власти), тем меньше у них выражены различные страхи.
Коррекционно-развивающие занятия
Занятие 1
Цель – создание доверительных отношений между участниками, устранение эмоциональных барьеров, обеспечение самопознания, устране-ние внутреннего напряжения, развитие самоконтроля.
I. Вводная часть
Упражнение «Волшебный клубочек».
Стимульный материал – клубок ниток.
Ведущий и участники сидят в кругу. Ведущий передает клубок ниток участнику слева от себя, тот наматывает нить на палец и при этом говорит свое имя и рассказывает о том, что он любит делать.
II. Основная часть
Беседа о том, что такое стресс. Как важно справляться со стрессом и контролировать эмоции.
Упражнение «Аналоговые линии». Лист формата А4 делится на 8 равных частей, каждая часть соответствует определенному состоянию (гнев, радость, депрессия, спокойствие, мужественность, женственность, болезнь, последнее на выбор). С помощью одних только линий, участник заполняет каждый квадрат рисунком, после, каждый квадрат вырезается и дополняется самодельной рамкой. Обратная связь – обсуждение чувств, возникших в процессе упражнения.
Упражнение «Снеговик» для развития эмоциональной устойчивости, терпимости к окружающим.
Ребята сидят в кругу, не двигаясь и изображая снеговиков, то есть никак не реагируют ни на что вокруг. Ведущий (сперва психолог, а потом желающие из группы) выходит в центр круга и пытается «растопить» ко-го-то из ребят. Он может пользоваться жестами, мимикой, речью. При этом его задача – вызвать у них ответное проявление мимики или движе-ние тела. Ведущему можно делать практически все, что угодно, за исклю-чением прикосновений к другим участникам и конечно же все должно быть в рамках этики. Если кто-то изменил свою мимику или сделал какое-то движение, он присоединяется к ведущему. Каждый последующий «раста-явший» присоединятся к ним.
Упражнение «Визитная карточка»
Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).
Затем каждый представляет себя другим.
Рефлексия. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?
Осваиваем техники снятия напряжения:
1. Дыхание животом.
2. Замедленное дыхание.
3. Эскимо.
4. Морское побережье.
5. Семь свечей.
6. Все получится.
Упражнение «Я и мое настроение» на осознание и принятие своих чувств и переживаний.
Ведущий просит участников продолжить фразу: Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что… Мне бывает грустно, когда… Мне бывает страшно, когда… Я злюсь, когда… Я был удивлён, когда… Когда меня обижают,… Я сержусь, если… Однажды я испугался…
Обсуждение.
III. Заключительный этап
Рефлексия занятия.
Упражнение «Ловлю звуки» для развития саморегуляции, само-контроля, концентрации.
Участники располагаются произвольно. Ведущий предлагает за-крыть глаза и вслушаться в окружающие звуки (можно открыть окно). Участники сидят в тишине. Тот человек, которого затронул ведущий начи-нает описывать те звуки, которые он слышит (ведущий даёт образец при необходимости) при повторном прикосновении или слове «достаточно» говорящий замолкает. Прощание.
Занятие 2
Цель – развитие умения понять и почувствовать состояние других людей, снятие страха, напряжения при общении, повышение уверенности в себе, коррекция негативных эмоциональных состояний.
I. Вводная часть
Упражнение «Скульптура» для разогрева, развития коммуникатив-ных качеств. Стимульный материал: карточки-задания: человек, который ничего не боится; который всем доволен; выполнил сложное задание, по-лучил похвалу, получил подарок, выздоровел, победил в соревнованиях.
Участники разбиваются на 2 группы. Получают задание вылепить скульптуру. Один из участников - «глина», остальные - скульпторы. Затем участники меняются ролями. После проведения игры обсуждение, что чув-ствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
II. Основная часть
Упражнение «Упрямое зеркало» для снятия напряжения, развития умения регулировать свои действия, развития самоконтроля.
Ведущий предлагает участникам представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало - оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Иг-рать можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упраж-нения - «перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение.
Упражнение «Прояснение собственных целей». Участникам предла-гается на первом листе бумаги написать слово «Ценности». Нужно обду-мать и расписать по пунктам все, что каждый ценит в жизни. На втором листе необходимо написать «Цели на всю жизнь». Каждый должен зада-вать себе вопрос: где бы он хотел побывать, какие впечатления получить, какие дела сделать и т.п. Обсуждение.
Показать больше