Фрагмент для ознакомления
2
Логопедическая работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)
Первый период
1. Общая характеристика деятельности МАДОУ «Тополек»
2. Обосновать актуальность исследования. Определить проблему, цель, задачи, предмет и объект исследования.
3. Подобрать и описать диагностические методики, необходимые для организации опытно-экспериментального исследования на тему «…».
4. Провести первичную диагностику детей по выбранным методикам, описать полученные результаты.
5. Разработать план коррекционной программы. Определить ее цели, задачи, ожидаемые результаты.
Второй период
1. Описать мероприятия, проведенные в рамках реализации коррекционной программы.
2. Провести повторную диагностику детей по выбранным методикам, описать полученные результаты.
3. Провести сравнительный анализ данных, полученных при первичной и повторной диагностике детей.
4. Подвести итоги исследования, сформулировать выводы.
1. Общая характеристика деятельности МАДОУ «Тополек»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» г. Советский» является муниципальным, гражданским, светским учреждением, созданным для оказания услуг в сфере образования. Полное наименование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» г. Советский». Сокращенное наименование: МАДОУ д/с «Тополёк». Местонахождение Учреждения (юридический и фактический адрес): 628240, Российская Федерация, Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Советский район, г. Советский, ул. Советская, д. 27.
Два здания детского сада типовые, двухэтажные кирпичные, соединённые переходом. Расположено во дворах жилого массива, напротив МБОУ СОШ № 4. Участок представляет площадку. С южной стороны находятся 4 игровые площадки для прогулки воспитанников, с западной стороны находятся хозяйственные постройки и 1 игровая площадка для 2 младшей группы, с восточной стороны - 1 игровая площадка для средней группы, площадка ПДД и спортивная площадка. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные деревья, преобладают тополя, кустарники, газоны, клумбы, цветники, огородный участок.
Руководство деятельностью коллектива осуществляет заведующая МАДОУ «Детский сад «Тополёк» г. Советский» Михеева Татьяна Николаевна, которая назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Рисунок 1 - Структура управления МАДОУ д/с «Тополёк» г. Советский
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой комплексной программой «От рождения до школы», приоритетным направлением - физическим развитием дошкольников.
Актуальность исследования показывает проблемы связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяется тем, что этот процесс является неотъемлемой частью коммуникативной функции речи на всех жизненных этапах ребенка. В дошкольном возрасте главным и важным является формирование связного высказывания, так как основы его развития закладываются в этот период.
Дошкольное детство является именно тем периодом, когда происходит формирование всех психологических процессов, моральных установок и нравственных. В этом возрасте важно развитие речи и другие психические функции, так как на начальных возрастных ступенях речевое развитие не может быть компенсировано впоследствии. В речевом воспитании детей центральной и главной задачей становится связное развитие речи. Высокий уровень связной речи, у детей с нормальным речевым развитием, достигается в старшем дошкольном возрасте. Для дальнейшего обучения в школе, важно комплексное и всестороннее развитие личности ребенка. У детей, при общем недоразвитии речи, происходит нарушение формирования речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, появляются речевые сложные расстройства.
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению, является уровень сформированности связной речи. Актуальность проблемы у детей с ОНР - коррекция недостатков развития навыков связной речи. В обществе и педагогике в данное время одной из проблем является рост количества детей у которых имеется то или иное нарушение и патология речи. Самым распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (далее – ОНР) III уровня, т. е. расстройство характеризующиеся недоразвитием лексико-грамматических и фонематических средств языка. Неблагоприятные условия в воспитании и окружении, приводят к возникновению обратимых 4 форм ОНР.
Четкая и связная речь является социально значимой и в формировании личности играет важную и значимую роль. В связи с тем, что в последнее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, главной и важной задачей в логопедической работе с дошкольниками, является достижение достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Необходимо научить детей с ОНР самостоятельно излагать свои суждения, давать развернутые ответы на вопросы и выполнять другие учебные действия.
Вопросами овладения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) навыками связной речи занимались такие ученые как: Р. А. Белова-Давид, Г. А. Волкова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, О. Е. Грибова, Б. М. Гришпун, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович, Т. В. Туманова, Т. Е. Филичева, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркин, С. Н. Шаховская, Я. В. Ястребова и др. В системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР из-за сложности структуры дефекта формирование связной речи приобретает особое значение, которое требует длительного корректирующего процесса, взаимосвязи между логопедом, воспитателем, родителями и ребенком.
После анализа литературы стало видно, что эта проблема достаточно изучена, вместе с тем, требует усовершенствования традиционных методов и приемов, поиска эффективных путей формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связной речи.
Объект исследования – уровень сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Изучить уровень актуального развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Оценить характер динамики развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы по итогам проведенной логопедической работы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ д/с «Тополёк» г. Советский.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
Констатирующий этап, его цель - изучение уровня развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирующий этап - разработка системы логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок.
Контрольный этап - анализ эффективности проведенной работы.
В исследовании участвовало 15 детей экспериментальной группы 5-6 лет и 15 детей старшего дошкольного возраста контрольной группы (разделение проходило в ходе констатирующего этапа исследования).
Для выявления уровня развития связной речи детей использовались тестовая методика диагностики устной речи В.П. Глухова и методика обследования связной речи Л.Н. Ефименковой. Для оценки выполнения заданий была применена балльно - уровневая система. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом. Полученное абсолютное значение переводилось в проценты. Максимальная оценка определялась в соответствии с числом заданий серии и количеством испытуемых.
Оценка выполнения заданий на составление различных видов рассказа составлялась из показателей, характеризующих уровень овладения детьми навыками связной речи. Во время исследования были определены: объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному тексту, наглядному сюжету и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях в составлении рассказов, длительных паузах, перерывах в повествовании, детям оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих или уточняющих вопросов.
Комплексное исследование включало четыре экспериментальных задания. Были изучены навыки детей в составлении:
1. Пересказа ранее знакомого текста;
2. Рассказа по серии сюжетных картин;
3. Рассказа по ранее виденному;
4. Рассказа-описания.
Среди контингента детей дети с наиболее низкими результатами сформировали экспериментальную группу, а остальные – контрольную.
Выполнение каждого задания детьми экспериментальной и контрольной группы оценивалось по балльной системе, данные фиксировались в соответствующем протоколе. На основании этих показателей были составлены сравнительные диаграммы.
Количественные результаты по первому заданию наглядно демонстрирует рисунок 1.
Показать больше