Фрагмент для ознакомления
2
Вывод: информационно-развивающая среда в кабинете позволяет успешно организовать учебно– воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, сорадость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Анализ особенностей организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Реализация стандарта определяется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.
Основа проектирования учебного процесса: ориентация на результаты образования; системно-деятельностный подход к образованию.
Учебный план школы разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта общего образования, образовательного социального заказа, запросов родителей и сформирован в соответствии с требованиями к обязательной и максимальной нагрузке обучающихся. При составлении учебного плана учтены возможности и условия образовательного учреждения.
Образовательный процесс в школе обеспечивается УМК, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. В начальной школе учебный процесс организован по программе «Школа России».
Приоритетами при формировании учебного плана ОО являются:
цели образовательной программы по обеспечению базового образования;
соблюдение нормативов максимального объёма обязательной учебной нагрузки и включение регионального минимума содержания образования;
учёт требований государственных образовательных стандартов в условиях преподавания с использованием учебно-методических комплектов, современных педагогических технологий;
преемственность с учебным планом, реализованным образовательным учреждением в предыдущие годы.
Особенностями учебного процесса является интегрирование в образовательную среду творческой деятельности. В школе широко представлено дополнительное образование: вокальные и хоровые коллективы; танцевальный ансамбль, кружок изобразительного творчества. Широко представлено спортивно-оздоровительное направление для учащихся всех возрастных категорий: баскетбольные и волейбольные секции (для девушек и юношей), ушу, корригирующая гимнастика, чирлидинг.
В школе реализуются исследовательские и творческие проекты обучающихся. Обучающиеся начальной школы принимают активное участие в конкурсах различных уровнях, олимпиадах, акциях. Каждую четверть для учащихся организуются экскурсии.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми программно – методическими комплектами: рабочими программами, учебниками, дидактическим материалом, методическими рекомендациями; необходимым количеством педагогических кадров.
Тема 3. Изучение нормативно-правовых и учебно-методических документов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Изучение структуры и содержания ФГОС НОО.
Структура ФГОС:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Функции ФГОС:
• Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;
• Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
• Обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• Обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации;
• Обеспечение демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• Обеспечение формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
• Обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования уроку согласно ФГОС НОО:
• проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время-сбережение и здоровье-сбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Изучение структуры и содержания ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Анализ ООП НОО Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Перми
Программа принята (в новой редакции) на заседании педагогического совета 30.08.2016 г. Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) МАОУ СОШ №28, разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарт) к структуре основной образовательной программы, с учётом внесённых в ФГОС НОО существенных изменений, направленных на корректировку ООП НОО, а также Примерной Основной Образовательной программы Начального общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений МАОУ СОШ №28.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Выполняются требования к структуре ООП НОО, к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим.
В ООП НОО определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и особенности организации образовательной деятельности, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а также учитывающие возрастные особенности обучающихся 1-4 классов.
Разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая включает описание особенностей оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования ФГОС НОО к программе формирования универсальных учебных действий выполняются. Рабочие программы отдельных учебных предметов, в том числе внеурочной деятельности разработаны на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Обучение по образовательной программе осуществляется в очной форме. Срок получения начального общего образования составляет 4 года. Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В учебном плане начального общего образования определен объем учебных занятий за нормативный срок освоения ООП НОО: Учебный план МАОУ СОШ №28 реализует программу начального общего образования по модели 4-летней начальной школы и определяет максимальный объем нагрузки учащихся при пятидневной в 1-х классах и шестидневной рабочей неделе во 2-4 классах (не более 3345 часов за 4 года). Однако в программе не обозначен минимальный объем часов.
В ООП НОО представлено следующее название предметных областей учебного плана: Русский язык и литературное чтение; Иностранный язык; Математика и информатика; Обществознание и естествознание (Окружающий мир); Основы религиозных культур и светской этики; Искусство; Технология; Физическая культура;
Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусмотрена внеурочная деятельность, обеспечивающая различные интересы обучающихся. Внеурочная деятельность в каждом классе организована по следующим направлениям: социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, физкулькультурно-оздоровительное и общекультурное. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования, учитывает интересы обучающихся. Объем внеурочной деятельности составляет 1350 часов за 4 года обучения.
Разработана программа духовно-нравственного воспитания и социализации, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционная программа обучающихся на уровне начального общего образования, в которой учтены требования ФГОС. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования разработана на основе соответствующих требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Организация располагает материально-техническим и информационным оснащением, учебно-методическим обеспечением, кадровыми условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и планируемых результатов обучения по учебным предметам проводилась на основе анализа результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, отражающих динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также обеспеченности образовательного процесса методической документацией по видам контроля, мониторинговых исследований по отслеживанию результатов учебной деятельности обучающихся.
Знакомство с рабочими программами учителей начальной школы, размещенными на сайте образовательного учреждения.
Рабочие программы начальной школы соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и другим нормативно-правовым актам; представляют целостную систему с взаимосвязанными структурными компонентами, объединенными единой образовательной целью; содержание программы отражает сведения о планируемых результатах; в рабочих программах представлены пояснительная записка, тематический план представлен в табличной форме, описаны планируемые результаты, а также указано УМК и нормативно-правовые акты.
Содержание пояснительной записки в целом соответствует требуемым показателям, однако в содержании пояснительной записки в рабочей программе не содержит сведений о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, а также количестве практических работ.
Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. Содержание рабочей программы по предмету выстроено в логической последовательности и разделено по разделам и темам. Рабочая программа оформлена грамотно, текст изложен логично, структурировано, не содержит повторов. Анализ рабочей программы представлен в приложении 1. Анализ календарного учебного графика начального общего образования на текущий учебный год в приложении 2.
Перечень учебников используемых по программе «Школа России»:
Показать больше