Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производственная (научно-исследовательская работа) – это подготовительный этап к написанию ВКР. Практика позволяет выработать целостное представление о содержании, методах и технологиях социальной работы, ее целях и задачах, и деятельности учреждений социальной сферы.
Цели прохождения практики: развитие творческого подхода к научно-исследовательской деятельности, подготовка к выполнению ВКР; овладение профессиональными компетенциями через формирование целостного представления о современной социальной работе; закрепление знаний, практических умений, навыков, приобретение опыта самостоятельной профессиональной социально-технологической, организационно-управленческой, исследовательской деятельности.
Задачами практики являются: исследовательская (проведение научного исследования, сбор и анализ материалов для выпускной квалификационной работы, повышение своей компетентности, совершенствование исследовательских приемов); аналитико-гносеологическая; диагностическая; посредническая; системно-моделирующая; организаторская; самостоятельное исполнение функциональных обязанностей специалистов в области социальной работы и применение различных технологий, применимых к конкретным категориям граждан; рефлексия на предмет совершенствования и самосовершенствования компетенций, приобретенных и обогащенных студентом в ходе прохождения практики.
Сроки прохождения практики с 14.03. по 26.03.2022
Методы сбора информации: наблюдение, беседа с получателями социальных услуг и со специалистами, анализ рабочих документов, планов и отчетов о деятельности специалистов КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», самого социального учреждения, статистических сведений, а также анализ информации с официального сайта реабилитационного центра.
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
1.1 Анализ материалов по теме выпускной квалификационной работы
В современных условиях в обществе все большую остроту начинает приобретать вопрос о роли социальной реабилитации детей, имеющих инвалидность. Это обусловлено тем, что существенная часть детей с инвалидностью, невзирая на принимаемые обществом усилия по их обучению и воспитанию, став взрослыми людьми, оказывается практически неподготовленной к интеграции в социальную жизнь. Однако результаты исследований и имеющаяся практика говорят о том, что практически любой человек, имеющий дефект развития, способен при соответствующих условиях постепенно стать полноценной личностью, духовно развиваться, обеспечивать при этом себя в материальном отношении и являться полезным обществу. В связи с этим происходит переосмысление целей, задачи, а также содержание и процесса реабилитации, а также обучения и воспитания таких детей. В этом случае образовательный процесс обязательно должен выполнять важную роль в социализации детей.
В связи с вышеизложенным видится необходимым разрешение противоречий между:
- высокой потребностью в социальной реабилитации детей-инвалидов и недостаточной эффективностью работы в этом направлении специалистов и соответствующих учреждений
- стремление к тому, чтобы существенно изменить сложившуюся ситуацию с реабилитацией детей-инвалидов в лучшую сторону и необходимостью разработки новых подходов к их реабилитации.
Значимое место в должны занимать вопросы их социальной реабилитации.
Степень разработанности проблемы. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Л.И. Акатов, М.И. Бобнева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, М.М. Кабанов, Л.М. Шипицына, Г.С. Юмашев, К. Реннер, рассмотревшие психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; К.В. Беззубик, И.Я. Гурович, Я.А. Сторожакова, Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В.Чешихина, объектом исследования которых стали содержание и методика социальной работы в реабилитации лиц с ОВЗ и др. Однако комплексного исследования проведено не было.
Объект исследования – социальная реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования – технологии социальной реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования – изучить особенности технологий социальной реабилитации детей-инвалидов.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие социальной реабилитации,
2.Изучить особенности технологий, применяемых при социальной реабилитации детей-инвалидов.
3.Исследовать на примере «КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»» применяемые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов.
4.Выявить проблемы социализации детей-инвалидов и на основе этого разработать программу социальной реабилитации «Гармония».
На современном этапе конституционно-правовой статус человека в нашей стране составляют его субъективные права и свободы. При этом его право на жизнь выступает в качестве одного из важнейших прав как отдельного субъекта правовых отношений, которые закреплены были в ст. 20 Конституции РФ. Основополагающее значение практически для всей правовой системы, а также социального обслуживания имеют те положения, которые закрепленные в Конституции РФ и при этом составляют основы ее конституционного строя. Согласно Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обслуживанию по возрасту, в случае его болезни, получения инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в ряде других случаях, которые были установлены законом.
Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает следующее: 1) правовые, организационные, а также экономические основы социального обслуживания граждан, живущих в РФ; 2) полномочия соответствующих федеральных органов государственной власти, а также полномочия органов государственной власти субъектов РФ непосредственно в сфере социального обслуживания граждан; 3) права и обязанности поставщиков социальных услуг; 4) права и обязанности получателей социальных услуг. В данном законе четко прописаны принципы, основные условия и порядок предоставления, состав и содержание социальных услуг.
Для института социального обслуживания в праве социального обеспечения в ст. 4 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 были закреплены следующие принципы социального обслуживания: доступность, адресность, добровольность, сохранение благоприятной среды; гуманность, конфиденциальность, уважение прав человека. В рассматриваемом Законе были определены основания для признания граждан в качестве нуждающихся в социальном обслуживании. То есть это наличие таких обстоятельств, которые ухудшают либо же способны ухудшить условия жизнедеятельности отдельного лица.
Также укажем, что согласно с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 442-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ призваны осуществлять правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом обязательно устанавливают необходимые государственные стандарты.
В России в настоящее время на федеральном уровне пока еще не создано специальной отдельной нормативно-правовой базы по регулированию психологической помощи населению. Действующими законами психологическая помощь рассматривается в качестве частного случая оказания социальных услуг. При этом, согласно общему правилу процесс оказания психологической помощи подпадает под действие достаточно широкого спектра законодательных актов, включая и Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Кроме этого, если оказание лицу психологической помощи было оформлено документально, тогда на возникающие отношения распространяться может действие актов профессиональных сообществ, которые приняты ими в порядке саморегулирования, именно в тех случаях, когда в тексте заключенного документа такое условие было прямо оговорено. В качестве примера подобного акта может выступать Этический кодекс психолога, который был принят в 2012 году съездом Российского общества психологов.
В основу нормативной базы федерального значения в области оказания психологических услуг составляют именно те законодательные акты, которые регламентируют вопросы социального обслуживания населения. Наиболее значимыми в этом плане выступают Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и некоторые национальные стандарты социального обслуживания населения. Положения данных документов определяют такое понятие, как «социальная служба», которая играющее базовую роль в рамках нормативной базы деятельности в обозначенной сфере. Так, например, в соответствии с ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», социальная служба – это не только организация все зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности, которая предоставляет социальные услуги, но также и физические лица, то есть те граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека : [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] [Текст] // Рос. газ. – 1995. – 5 апр. – С. 2 - 3.
2. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/10103000/
3. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 1 мая 2017 г.№ 88-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.05.2018).
4. Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Версия-Проф. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/.
5. О психологической помощи населению в Российской Федерации: проект Федерального закона № 553338-6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=553338- 6&02.
6. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 30.12.2005 № 532-ст) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135597/
7. ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принят Постановлением Госстандарта от 24.11.2003 № 327-ст) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2016. – Режим доступа: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=9659#T5XYv0TUtUwhotkp
8. ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107237.
9. Этический кодекс психолога. М.: РПО, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php.
10. Устав Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. - Красноярск, 2019. – 18 с.
11. План работы на 2022 год КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. – Красноярск, 2021. – 11 с.
12. Анализ деятельности за 2018 год КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. – Красноярск, 2019. – 11 с.
13. Анализ деятельности за 2019 год КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. – Красноярск, 2020. – 10 с.
14. Анализ деятельности за 2020 год КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. – Красноярск, 2021. – 10 с.
15. Анализ деятельности за 2021 год КГБУ СО «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» // Рукопись. – Красноярск, 2022. – 9 с.