Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика мной была пройдена в МАОУ «Гимназия «Новоскул».
Срок прохождения практики с 9.11.2020 г. по 7.12.2020 г.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ Великий Новгород (далее - Учредитель). Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Великого Новгорода.
Место нахождения Учредителя: Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4.
Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода расположен по адресу: г. Великий Новгород, ул. Б.Московская, д.21/6
Телефоны:+7(8162)668171
Сайт:http://vnovobr.ru
Мной были изучены документы на право ведения образовательной деятельности:
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (оборотная сторона)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (лицевая сторона)
Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности
Свидетельство о государственной аккредитации
Приложение №1 к свидетельству о государственной аккредитации
Титульный лист "Коллективного договора"
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
УСТАВ МАОУ «Гимназия «Новоскул».
Также мной были просмотрены административные регламенты:
Административный регламент «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости»
Административный регламент предоставления муниципальными учреждениями услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы»
Административный регламент «Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...»
Административный регламент «Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний...»
Учебный план МАОУ «Гимназия «Новоскул» разработан на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и регионального базисного учебного плана.
Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».
Мной было проведено диагностическое исследование по методике Лускановой Н.Г. и по методике Хухлаевой О.В совместно с психологом. По итогу была составлена психолого-педагогическая характеристика первоклассника.
Цель исследования: выявить отношение учащейся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики.
План характеристики:
Общие сведения о ребенке.
Младший школьник – Анна, д., 7 лет 3 месяца, 1 класс. Воспитывается в полной семье. В семье помимо Анна нет детей.
Особенности учебной мотивации младшего школьника.
Описывается анализ результатов по методике Лускановой Н.Г. (см. Приложение 1)
Анна набрала 27 баллов. Это - высокий уровень учебной мотивации.
Характер познавательной активности младшего школьника.
Описывается анализ результатов по методике Хухлаевой О.В (см. Приложение 2).
Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Анной, — это ее добросовестное отношение к учёбе. У нее высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У девочки хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.
У Анны хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, русский язык, ИЗО.
Ученица быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.
Анна проявляет высокую активность на уроках. Она одна из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы девочки не всегда верные, ее активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Анна проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Девочка тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.
По словам самой ученицы, ей нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время она хотела бы учиться лучше.
Особенности самосознания младшего школьника
Представления ребенка о себе можно исследовать с помощью методики, предложенной Е.З. Васиной.
Ребенку предлагают ответить на пять вопросов (ответы ребенка фиксируются в протоколе):
Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь, что тебе нравится?
Что ты больше всего на свете не любишь? Чего ты вообще не любишь, что тебе не нравится?
Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?
Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
Представления Анны о себе довольно широки, она знает о своих сильных качествах (любовь к учебе, дружба), она четко формулирует образ идеального человека и отрицательного, т.е. ее представления об этом сформированы достаточно. Качеств относительно себя назвала немного, что говорит о том, что она пока не осознала многих качеств ее характеризующих, уровень осознанности и критичности по отношению к себе высокий. Соотношение идеальных и реальных представлений вполне адекватные.
Задание № 4 Исследование внимания младших школьников
Схема наблюдения Антон Б, 8 лет, 1 класс.
Поза направлена на учителя, сидит организованно, взгляд на учителе не сфокусирован, смотрит иногда на других детей или в окно.
Активного участия в уроке не принимает, интереса к содержанию особо не проявляет.
Проявляет среднюю организованность и дисциплинированность, требования учителя не выполняет в полном объеме.
Отвлекается часто, может заговорит с соседом по парте или встать.
В урок после перемены включается с запозданием.
Время сосредоточения на одном виде деятельности без отвлечения очень короткое.
Скорость перехода от одного вида деятельности к другому – медленная.
Одновременное выполнение двух или более видов работы не доступно.
Схема наблюдения Михаил С, 8 лет, 1 класс.
Ходит во время урока, встает с места
Не выполняет учебные задания во время уроков
Постоянно отвлекается, поворачивается в стороны, разговаривает
Привлекает к себе внимание асоциальным поведением
Пассивен в учебной деятельности
Проявляет негативные реакции в отношении увиденного или услышанного.
Не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует неадекватно ситуации.
Настроение носит относительно постоянный характер.
Редко участвует в групповых заданиях и играх на уроке
Диагностическое заключение об особенностях внимания младших школьников.
Возможные варианты коррекции нарушений внимания:
А) для осуществления ее психологом
Современный подход к изучению внимания школьников, предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа разнообразных источников, методов психодиагностики, количественного и качественного анализа данных.
Задания № 5. Изучение социально-психологического климата учебной группы
Для изучения климата группы мной совместно с психологом было выбрано две методики исследования «Солнце, дождик, тучка» и использовать специальную диагностические методики «Солнце, дождик, тучка», «Психологическая атмосфера в классном коллективе», а также методику исследования социометрии.
Мной была проведена методика «Солнце, дождик, тучка». Каждый ученик класса получил лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Можно на каждом листочке написать обозначение, что подразумевается под значениями «солнце», «тучка» и «дождик». Учащимся предложено определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предложено отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты были анонимными,.
При анализе полученных данных учитель легко делает вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.
Пример анкеты:
По данной методике можно сделать вывод, что дети в классном коллективе чувствуют себя комфортно, у каждого есть друзья, дама тоже у большинства детей все в порядке, некоторые поставили оценку «не очень комфортно». На это стоит обратить внимание педагогу и психологу школы.
Также я провела Методику цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».
Цель: выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.
Я подготовила для каждого ученика табличку и предложила заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами (фломастерами), при этом используя только 3 цвета: красный — очень хорошо; зеленый — проявляется, но слабо; синий — не проявляется, этого нет в нашем классе.
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения. Мы выяснили следующее: Большинство детей чувствуют в классе «Согласие и взаимопонимание», «увлечены жизнью класса», между ребятами сложились теплые взаимоотношения, скучно бывает всего двум ребятам.
Задание № 7 Изучение профессиональной направленности личности школьника
Актуальность эмпирического исследования. Ежегодно юноши и девушки, завершившие обучение в образовательной организации, начинают искать применение своим способностям, умениям и знаниям «во взрослой жизни». Однако большая часть выпускников сталкивается с такой проблемой, которая связана с выбором профессии, профилем обучения и с выбором высших учебных заведений. Старшеклассники плохо представляют себе, как будет складываться их дальнейшая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно выбранная профессия способствует реализации себя в жизни, достижению высших результатов в своей трудовой и профессиональной деятельности.
Актуальность нашей работы заключается в том, что одной работы по профориентации в учебных заведениях, это мало для профессионального самоопределения старшеклассников. Ведь современный рынок труда содержит множество новых профессий, и ежегодно эти списки пополняются новыми специальностями. Однако старшеклассники даже не имеют представления о новых профессиях, которые сейчас существуют. Одни обучающиеся твердо уверенны в своем выборе, другие же находятся в полном замешательстве. Поэтому на сегодняшний день для нынешних выпускников требуется очень серьезная работа по психолого- педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного образования.
Цель: провести комплексную диагностику профессионального самоопределения старшеклассников
Задачи эмпирической части исследования:
Подобрать подходящие методики для диагностики;
Провести исследование на выборке испытуемых;
Проанализировать данные диагностики, определить уровень профессионального самоопределения старшеклассников;
Наше эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
Подбор методик для диагностики самоопределения старшеклассников;
Проведение констатирующего эксперимента посредством диагностики;
Анализ полученных результатов
Исследование проводилось: на базе МАОУ «Гимназия «Новоскул», в декабре 2020 года.
В исследовании принимало участие 50 обучающихся среди десятых классов, средний возраст которых составлял шестнадцать с половиной лет.
Для проведения исследования были подобраны следующие методики:
1.Методика профориентации личности «Карта интересов» (А. Е. Голомшток).
Методика предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника и электротехника.
Выводы студента
В ходе практики в МАОУ «Гимназия «Новоскул» я столкнуласьс взаимосвязью различных отраслей психологии, что позволило мне понять, что смежные с психологией дисциплины, как дисциплины в ВУЗе, на практике в чистом виде не используется, а тесно взаимодействуют между собой.
Практика позволила мне усвоить ранее полученный теоретический материал, научила меня ориентироваться в методических документах, применять правильные методы исследования и анализа и отличать одни от других.
За время практики мной получен навык составления некоторые документы, сортировки и обработки данных, самостоятельного решения некоторых спорных вопросов и поставленных передо мной задачи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архиреева Т. В., Новиков А. С. Практическая психодиагностика: методические рекомендации / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007.
2. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб: Питер, 1997
3. Вачков И.В. Введение в профессию "психолог": учеб. пособие /Под ред. И.Б. Гриншпуна. 3-е изд. – М.; Воронеж : МОДЭК, 2004
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд.2-е, исправл. и дополн. – М.: ЧеРо, 1997
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. –М.,1987 4. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М., 1984
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.,1986 6. Королева М. Мастер общения: Как разговаривать, чтобы договориться. – СПб, 2001
7. Кроль Л.Н., Михайлова Л.А. Человек – оркестр: микроструктура общения. – М, 1993
8. Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения? – М., 2008
9. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов н/Д, 1992
10. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009
11. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста: Учебное пособие: В 2-х кн. – М., 2001
12. Настольная книга практического психолога. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: Учебное пособие: В 2-х кн. – М., 2001
13. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010
14. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – Н.Новгород, 1992
15. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учебное пособие для психологич. фак. вузов / Под ред.А.А.Крылова ЛГУ им.А.А. Жданова. – Л., 1987
16. Смилевский В.А. Как правильно сказать «нет» или как общаться с трудными клиентами. – СПб: Речь, 2010
17. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011
18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психологи). – М.: Гардарики, 2004
19. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск, 1992