Фрагмент для ознакомления
2
Вывод: таким образом, управление педагогическим процессом старшим воспитателем осуществляется планомерно и целенаправленно. Свою деятельность она планирует заранее. В работе используются различные виды планирования: годовое, календарное, ежедневное.
Организация методической работы в ДОУ
План методической работы имеет форму план - сетки, в которой отражены время проведения, название мероприятия и ответственные за его проведение. В плане отражена как деятельность всего педагогического коллектива, так и отдельных воспитателей.
В календарном плане планируются:
- организационно-педагогическая работа;
- подготовка к аттестации;
- работа с семьёй и социальными институтами;
- работа по взаимодействию со специалистами;
- руководство творческой группы;
- подготовка педсоветов, семинаров;
- работа в методическом кабинете.
План эстетично оформлен, содержание его пересекается с содержанием годового плана ДОУ.
3.Методическая служба в ДОУ
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи.
Целями методической службы являются:
реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;
Задачи методической службы:
организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Функции методической службы ДОУ
- анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
- вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
- оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
- анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
- выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач
Структура методической службы ДОУ
Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения следующих вопросов: определение направления образовательной деятельности Учреждения;
рассмотрение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирование образовательной деятельности;
организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
выбор и принятие образовательных программ, утверждение учебного плана;
организация, выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического мастерства (опыта);
рассмотрение вопросов организации дополнительных услуг родителям (законным представителям) воспитанников;
обсуждение итогов всех видов контроля за образовательной деятельностью, охраной жизни и здоровья детей, принятия соответствующих решений;
Он формируется из опытных педагогов ДОУ.
Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Формы методической работы в ДОУ :
- педагогический совет
-семинар
-открытый просмотр педагогического процесса
-творческие микрогруппы
Технологии методической работы:
Для решения данных задач запланированы и проводятся в соответствии с планом педагогические советы, семинары - практикумы, тренинги, консультации.
Методические мероприятия проходят чаще всего в нетрадиционной форме - в форме круглых столов, деловых игр, где воспитатели могут обсуждать важные вопросы организации воспитательно-образовательного процесса, поделиться опытом работы, продемонстрировать интересные формы организации деятельности, эффективные методы и приемы в работе с детьми.
Организация работы методического кабинета:
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет. Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности старшего воспитателя.
Методический кабинет ДОУ соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.
В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми,
- педагогическая литература;
- методическая литература;
- детская литература;
- педагогический опыт;
- тематические папки.
- парциальные программы детского сада и т.д.
В методическом кабинете имеется обязательная документация:
- анализ работы за предыдущий учебный год.
- годовой план работы детского сада
- план - сетка на каждый месяц.
- методическая работа с кадрами.
- тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов.
- личный план работы с кадрами на месяц.
- журнал поступления и учета литературы, пособий.
- документация о состоянии учебно-воспитательной работы.
- журнал учета использования воспитателями пособий, литературы, методических разработок.
- режимы дня в разных группах;
- сетка занятий в разных группах.
- сведения о самообразовании (план повышения квалификации в ДОУ педагогов) и т.д.
Также имеется: компьютер, принтер, сканер, копир, брошюратор, ламинатор.
Вывод: одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.
Анализ образовательной программы
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных организаций. Программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013года) с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и обеспечена полным учебно-методическим комплектом. Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Ведущие цели Программы «От рождения до школы».
-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
-формирование основ базовой культуры личности,
-всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
— подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
-обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
-патриотизм,
-активная жизненная позиция,
-творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,
-уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Образовательная программа дошкольного учреждения основывается на целях:
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка;
- создании в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
-творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Используются парциальные программы:
«Дорогою добра» под ред. Л.В.Коломийченко
«Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой
Аннотация к программе «Дорогою добра» под ред. Л.В.Коломийченко
В программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой) и содержание работы педагога с детьми.
Также даются показатели социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.
Цель социального воспитания детей дошкольного возраста -формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного - к истории семьи, детского сада, страны, толерантного - ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.)
Реализация цели возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды: в младенческом и раннем возрасте - народная, нравственно - этическая и семейно - бытовая культура; в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры.
Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребёнка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Технология реализации программы представлена блочно - тематическими планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, методов и форм социального воспитания, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды.
Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», Человек в своём крае».
В конце каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально - коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.
Аннотация к Программе «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой
Образовательная программа МКДОУ детский сад «Солнышко» с.Топчиха в части, формируемой участниками образовательных отношений,предусматривает социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством организации психолого – педагогических встреч.
Цель программы: создать условия для психологического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательных процессов, формированию произвольности психических процессов.
- Содействовать развитию эмоциональной сферы, введению ребенка в мир эмоций.
- Формировать коммуникативные представления и компетенции, необходимые для конструктивного общения.
- Развивать адекватность самооценки.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Задачи психологических встреч для детей 3-4 лет:
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Содействовать формированию представлений об основных эмоциях.
Задачи психологических встреч для детей 4-5 лет:
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Содействовать формированию представлений об основных эмоциях, развивать способность определения эмоционального состояния у себя и окружающих.
Задачи психологических встреч для детей 5-6 лет:
- Способствовать развитию познавательных процессов, элементов их произвольности.
- Содействовать развитию саморегуляции и самоконтроля.
- Способствовать формированию коммуникативных компетенций и представлений, эмпатийных проявлений, содействовать приобретению коммуникативного опыта сотрудничества.
Задачи психологических встреч для детей 6-7 лет:
- Способствовать развитию когниции, формированию произвольности
познавательных процессов у детей согласно возрастным нормативам.
- Совершенствовать коммуникативные компетенции и представления,
развивать совместную деятельность детей, в т.ч. - элементы партнерского
общения.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-7 лет «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по развитию дошкольников 3-7 лет, объединяет различные направления деятельности психолога ДОУ.
Встречи проводятся с подгруппами детей согласно циклограммам деятельности психолога и воспитателя. Встречи организуются 1 раз в неделю, в первой половине дня, их длительность зависит от возрастной категории детей.
Длительность встреч.
Возраст Время встреч
3 – 4 года 15 минут
4 – 5 года 20 минут
5 — 6 лет 25 минут
6 — 7 лет 30 минут
В качестве результата освоения программы рассматривается психическое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями 3-7 лет и / или положительной / частично положительной динамикой данного психосопровожения в отношении каждого ребенка, а именно:
- развиты познавательные процессы (аудиальные и визуальные типы
восприятия и памяти, концентрация и объем внимания, продуктивность
воображения), основные мыслительные операции и различные виды
мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, сформированы представления и компетенции соотносительного анализа, группировки и классификации с вербальным обобщением) в соответствии с нормативами возраста.
- имеют представления об основных эмоциях, могут осуществлять
самоанализ эмоционального состояния, контролировать свое поведение и
деятельность.
- сформированы коммуникативные представления и компетенция,
необходимые для конструктивного общения.
- самооценка адекватна или завышена.
- психические процессы произвольны, развита саморегуляция.
- сформированы психологические предпосылки учебной деятельности.
Для детей с ОВЗ результатами освоения программы будет выраженность положительной или частично положительной динамики развития познавательной, эмоциональной, личностной и коммуникативной сфер личности.
Ожидаемые результаты психологического курса для детей 3-4 лет:
- проявляются эмоциональная отзывчивость, восприимчивость.
- имеют представления об основных эмоциях.
Ожидаемые результаты психологического курса для детей 4-5 лет:
- имеют представления об основных эмоциях, способны определять
эмоциональное состояние у себя и окружающих.
- выражают эмоциональную восприимчивость, отзывчивость.
Ожидаемые результаты психологического курса для детей 5-6 лет:
- сформированы элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- способны устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, могут воспроизводить целостность образа;
объем образной памяти до 6-10 предметов (картинок); классифицируют
картинки, предметы с учетом основного признака; развиты нагляднообразное мышление и опыт действия по образцу; могут устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации; проявляют оригинальность мышления, продуктивность воображения.
- самостоятельно могут регулировать эмоциональные реакции,
наблюдаются элементы самоконтроля и саморегуляции.
- развиты элементарные коммуникативные компетенции и представления дошкольников; выражается совместная деятельность с элементами сотрудничества (в свободной и искусственно созданной деятельности).
Наблюдаются эмпатийные проявления.
Ожидаемые результаты психологического курса для детей 6-7 лет:
- развиты познавательные процессы (аудиальные и визуальные типы
восприятия и памяти, концентрация и объем внимания, продуктивность
воображения, основные мыслительные операции и различные виды
мышления) в соответствии с нормативами возраста.
- самооценка адекватна или завышена, дети уверены в себе.
- психические процессы произвольны, развита саморегуляция.
- развиты коммуникативные компетенции и представления в совместной деятельности детей, партнерское общение.
-сформирован учебно-познавательный мотив
Режим дня
Правильный режим дня- это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток
Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизическим особенностям детей.
В МКДОУ разработаны режимы для каждой возрастной группы в холодный и теплый период. Режим дня в теплый период предполагает максимальное нахождение детей на свежем воздухе, незначительное увеличение дневного сна, закаливающие процедуры.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах. Организация развивающей среды в детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого во всех группах ДОУ созданы центры активности, наполненные игрушками, дидактическими пособиями и играми (центр творчества, конструирования, игры, мини лаборатория, центр двигательной активности, книжный уголок, центр эмоциональной разгрузки и др.), позволяющие выбирать вид деятельности по желанию детей.
Выводы: Несмотря на то, что сделано, задача пространственной организации РППС детского сада в соответствии с ФГОС остаётся одной из главных. Необходимо продолжать работу по организации жизни детей в группе по пространственному принципу. Обустроить групповые помещения модульными центрами активности, легко трансформируемыми под потребности свободной игры детей до выращивания своего, особого уклада в каждой группе. Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с реализуемой программой, продолжение работ по усовершенствованию материально-технической базы детского сада, и ее пополнению согласно общеобразовательной программе ДОУ. В соответствии с ФГОС. Создание благополучного микроклимата для развития детей.
Показать больше