Фрагмент для ознакомления
2
4. Индивидуальное задание на практику.
1. Провести диагностику нарушений развития, психолого-педагогическое изучение с учетом возраста, индивидуальных особенностей, вида нарушения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. Представить количественные и качественные результаты диагностики с указанием авторов диагностических методик и программ диагностического обследования детей.
2. Провести консультирование родителей (законных представителей) и членов семей дошкольников с нарушениями в развитии по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Представить протокол консультирования и отчет о предложенных рекомендациях.
3. Провести консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Представить протокол консультирования и отчет о предложенных рекомендациях.
4. Разработать алгоритм действий для воспитателей при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом нозологии ребенка. Представить алгоритм в виде памятку.
5. Анализ двух индивидуальных и двух групповых коррекционно¬-развивающих занятий, проводимых учителем-логопедом.
Конспекты занятий
Конспект логопедического группового занятия №1
Цель: Автоматизация звука [Л], дифференциация звуков [С] - [ш] в словах, слогах, предложениях.
Коррекционно - развивающая цель:
Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и речевого дыхания, интонационной выразительности речи, логического мышления, памяти.
Коррекционно - воспитательная цель:
Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям, навыки самоконтроля за собственной речью. Воспитывать внимательность.
Коррекционно - учебная цель:
Закреплять правильное и четкое произношение звука [Л] в слогах, словах, в употреблении возражений.
Продолжать учить составлять рассказ по схеме. Закрепить представление о лесе. Активизировать словарь.
материал: картонный кружок с прищепками к нему, подвеска с осенними листочками, предметные картинки изображения растений, животных и птиц леса, схемы произношения звуков [С] - [Ш], набор карточек для образования словосочетаний, схема для составления рассказа.
ход занятия
Организационный момент.
Надо дружно поздороваться: Добрый день!
Друзьям громко сказать: Добрый день!
К гостям повернись, поздоровайся: Добрый день!
Друг другу улыбнемся: Добрый день!
Развитие мелкой моторики. (На ниточке - картонный круг).
Логопед. Что это? (Колобок, мячик, солнышко). Это солнышко. Только оно печальное, холодное и у него нет лучей. Давай сделаем его веселым, теплым, лучистым. (Ребенок прививают разноцветные прищепки. Логопед поворачивает солнышко другой стороной к ребенку. Солнышко улыбается).
Наше солнышко улыбается. Улыбнись и ты солнышке.
(Ребенок улыбается).
А вот Солнечный Зайчик отскочил от солнышка и сел нам на лоб, на щечку, на носик, на одну ручку, на вторую, на головку, на животик. Осторожно пальчиками прикоснись к нему, чтобы не спугнуть. Давай поздороваемся с ним (пальчики здороваются).
Доброе утро, солнце приветливое!
Доброе утро, небо голубое!
Доброе утро, в небе птицы!
Доброе утро, маленькие дубки!
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Чтобы хорошо произносить этот звук, сделаем несколько упражнений для язычка.
Знаем, что наш язык -
удивительный волшебник
Все, что мы захотим,
Сделает он охотно.
превратится сначала
Упражнение «Лопатка»
На хорошенькую «лопатку».
Язык лопаткой держи
пока я считаю - ни прячь.
1, 2, 3, 4, 5 - можешь свой язык спрятать.
Острую «иглу» язык
Уже давно делать привык. Упражнение «Игла»
Пожелаем - станет чашкой,
Совсем это ему не трудно. Упражнение «Чашечка»
Наша качелька маленькач Упражнение «Качели»
Деткам всем дарит крылья.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Поднимись и опустись.
НЕ останавливаются часы -
Отчисляет минуты.
Сделаем и мы вот так:
Тик - так, тик - так. Упражнение «Часы»
Карлсон прилетел и утром,
Съел варенье целую банку.
И слизал ее вот так.
Очень хороший вкус! Упражнение «Вкусное варенье»
Наш язык - волшебник
Показал все, что смог.
Логопед. Давай произнесем правильно звук [л], звук [л '].
Развитие речевого дыхания.
Логопед. В какое время года приглашают нас эти листочки? (Выставляется подвеска с различными листочками).
Ветерком-шалуном хочешь быть? Возьми листочки и подуй на них, сначала - тихо, потом - сильнее.
А листочки закружились, - вдруг бабочками стали.
Развитие фонематического слуха.
Логопед. Отгадай загадку.
Темный, густой
Кто в нем проживает,
На всех страха нагоняет.
На (Л) начинается,
На (С) кончается.
(Лес)
Чего много в лесу? (Деревьев)
С каких деревьев ветерок занес к нам эти листочки? (Из липы, калины, клена, тополя, каштана, березы)
(Выставляются дерева)
Игра «С какого дерева листок»
С липы - липовый,
С клена - кленовый,
Из калины - калиновый,
С тополя - тополиный,
С каштана - каштановый,
С березы - березовый.
Игра на развитие зрительного восприятия «Найди листок»
Подбор глаголов к существительному.
Листочки - парашютики,
Как утомленные птицы,
Летят и опускаются
На травы и тропы.
Логопед. С чем сравниваются листочки? Что листочки умеют делать? (Кружить, висеть, срываться, танцевать, лететь, садиться, палаты, шелестеть ....)
Логопед. Кто живет в лесу? Отними рисунки, в названиях которых есть звук (Л). (Лиса, белка, дятел ....)
Помоги лесным животным пройти лабиринт, чтобы узнать, кто из зверей получит какой листочек?
Автоматизация звука (Л) в словах: листочки, липа, ель, клен, калина, дятел, желуди, белка, ветка.
Дифференциация звуков (С) - (Ш) в словах:
Логопед. Как говорят листочки? (Ш-ш-ш)
Как поет ручеек? (С-с-с)
Изложения схемы произношения этих звуков.
Где живет звук (С), (Ш)?
Связаться с картины осеннего леса:
Сова, лисица, сорока, синица, сосна, шишка, каштан, мышка, птички ...
Анализ слова по схеме.
Логопед. Многие листья падают на землю, чью норку притрусили. (Лесной мышки)
Давай разберем слово «мышка» по схеме. (Количество слогов, количество звуков в слове, место звука в слове, характеристика звука (громкий, согласный, звонкий, глухой).
Составление рассказа по схеме.
Логопед. Послушай рассказ.
Закончилось лето. Лес оделся в осенний наряд. У белой березки зеленые листочки стали желтыми. Клен украсил себя желтым и красным листьями. Только елка не изменила своих зеленых иголочек.
(Рассказ сопровождается последовательным преподаванием предметных картинок. Ребенок составляет самостоятельную рассказ с опорой на изложенную схему).
Логопед. Спасибо. Молодец Ты хорошо поработала. В дар получи вот эту книжечку. Прочитав ее вместе с мамой, ты узнаешь о других путешествия осеннего листочка.
Анализ занятия:
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логично выдержана, языковой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
У структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Внешний вид детей соответствует учебному процессу. Логопед настраивает детей на будущую работу, мобилизует и акцентирует внимание.
Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на достаточно высоком уровне.
Логопедическое занятие логично и последовательно построено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому, отступлений от конспекта не наблюдалось.
Логопед хорошо контактирует с каждым из детей. Педагог тактичный, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступная, логическая, эмоциональная, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.
На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи детей. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у детей, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.
В результате занятия были выполнены все запланированные задачи, цели достигнуты.
Конспект группового индивидуального занятия №2
«Мышка -поскребушка»
цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию - положение губ, языка и зубов при произношении звука, акустические признаки звука: согласный или гласный, изолированное произнесение звука Ш (образное сравнение звука «Ш» - шипение змеи, лопнула шина ..), продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах (развивать звуковое чувств), обогащать активный и пассивный словарь существительными (употребление языкового материала - слов, насыщенных звуком (в начале, середине или в конце слова).
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, моторику обеих рук, согласовывать работу обоих полушарий головного мозга, зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, испытывать удовольствие от самостоятельно выполненного задания, положительный эмоциональный настрой на занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Правило языка:
Каждый день, всегда и везде, на занятиях и в игре
Громко, четко, все звуки произносим и не спешим!
2. Сообщение темы занятия.
«Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук" Ш ".
3. Артикуляционный - игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошко и вышла на крыльцо, погрелась на солнышке ( «Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашки ( «Чашка»). Выпила одну чашечку чая, вторую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик ( «Вкусное варенье», «Бублик»). Затем мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть ( «Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг ей захотелось поиграть с воздушным шариком. Если ее плохо держать, то из нее начинает выходить воздух ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сожми кулачки, когда шар начнет спускаться С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, шапки, ЖАБА, КОЖУХ, САПОГИ, ШАРФ, ШИНА ...
5. Анализ артикуляции
Губы округлены и слегка вытянуты вперед
Зубы сближены, но не соприкасаются
Широкий кончик языка поднят до альвеол, но не прижат к ним.
Средняя часть языка прогибается вниз.
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражания: «Шепилочка»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука, слога
А потом захотелось ей в жмурки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шелестит ш - ш - ш. Чем она так шуршит? Это она рассматривает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршал вместе с мышкой: мы ..., д ..., Фини .., мы ..., (приложение №2)
7. Автоматизация в слогах (муз сопровождение)
Мышка села за пианино и спела песенки - шуршалочкы. Послушай их и спой вместе с мышкой: я - шу - я, ши - что - ши, е - я - шу, я - ши - что.
А потом она пошла грызть орешки: аша иши еше ушу аш
8. Автоматизация в словах.
а) Отправилась мышка на прогулку та решила поиграть в футбол, но футбольный мяч необычный на нем нарисованы картинки со звуком «Ш» .Допоможы ей назвать эти картинки (приложение №3)
б) Наигравшись решила мышка по дороге зайти в магазин, купить подарки к Новому году. На дорожке увидела много разных предметов. Надо определить есть ли в словах звук «Ш», в которых нет закрыть снежной шариком.
9.Физхвилинка «Елочка» (видео-зарядка)
Ну вот теперь пора мышке и домой.
Пришла мышка домой и стала рассматривать фото своих друзей, с кем встретится в Новогоднюю ночь. (приложение №4)
10. Итог занятия.
Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А звук помогал тебе на занятии?
Анализ занятия:
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логично выдержана, языковой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Внешний вид детей соответствует учебному процессу. Логопед настраивает детей на будущую работу, мобилизует и акцентирует внимание.
Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на достаточно высоком уровне.
Логопедическое занятие логично и последовательно построено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому, отступлений от конспекта не наблюдалось.
Логопед хорошо контактирует с ребенком. Педагог тактичный, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопедадоступна, логическая, эмоциональная, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.
На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи детей. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у детей, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.
В результате занятия были выполнены все запланированные задачи, цели достигнуты.
Конспект логопедического индивидуального занятия №3
«Автоматизация звука Ш в слогах и словах»
цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедического занятия, положительный эмоциональный настрой на занятия.
Ход занятие.
1. Организационный момент: Правило языка:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук" Ш ".
3. артикуляционном-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошко и вышла на крыльцо, погрелась на солнышке ( «Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашки ( «Чашка»). Выпила одну чашечку чая, вторую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик ( «Вкусное варенье», «Бублик»). Затем мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть ( «Фокус»).
Показать больше