Фрагмент для ознакомления
2
Задание 3. Анализ основных методов работы социального педагога и педагога-психолога в образовательном учреждении
К основным методам работы социального педагога в образовательном учреждении можно отнести следующие методы [2]:
1. Словесный является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Словесный метод включает в себя: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию. Плюсы словесных методов: являются более эмоциональными, экспрессивными и интересными, поэтому весь изложенный материал будет усваиваться учениками лучше. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе учащегося, а также от заинтересованности его в беседе. Минусом словесных методов является то, что данные методы требуют большое количество времени. Также могут содержать элемент риска, так как во время неправильного ответа одного из учеников ответ может фиксироваться в памяти, как плохой пример. Данный метод может быть использован при запросе со стороны классного руководителя провести с учащимися беседу о вреде вейпинга, или дискуссию о компьютерной зависимости.
2. Наглядный подразумевает применение наглядных пособий, которые тесно связаны с чувственным восприятием, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся. Наглядные методы можно разделить на две группы: иллюстрации (рисунков, таблиц, карт) и демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов, видеороликов). Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность выбора учащимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители. Однако можно выделить и недостатки: нагрузка на память, низкая самостоятельность учащихся, рассевание внимания, неполное усвоение материала, неумение «думать» и самостоятельно принимать решения. Например, подготовка брошюр или информационных листовок на тему «Буллинг в школе», «Нет насилию!».
3. Эвристический, частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку перед учащимся вопроса и поиск ответа на него, таким образом, учащиеся активно участвуют в поиске решения. Преимущества применения эвристического метода: повышение уровня самостоятельности и инициативности учащихся, положительная внутренняя мотивация на поиск решения проблемы, обучение применению собственных знаний, умений и навыков для решения проблемных ситуаций и задач, укрепление межличностных взаимоотношений между учащимися, формирование эффективного взаимодействия в ученическом коллективе, формирование у учащихся навыков самореализации. Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагога и учащихся. Стоит также отметить, что эффективно применять данный метод способны лишь педагоги с высоким уровнем профессиональной подготовки. Например, проведение «мозгового штурма» на тему «Похитители рассудка».
4. Исследовательский. Суть данного метода в том, что учащиеся должны сами добыть знания в процессе активного исследования поставленной проблемы. Полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме. Достоинством исследовательского метода является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии педагога и учащихся. Например, подготовка презентации или видеоряда на темы «Как сохранить здоровье», «Наши права и обязанности».
5. Объяснительно-иллюстративный – информация преподносится при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов. Данный метод экономит время, сберегает силы учащихся, облегчает им понимание сложных тем для объяснения, имеет хорошие воспитательные возможности, не требует специальных помещений и средств, кроме доски и мела, да еще простейших наглядных пособий, доступно педагогам разной квалификации. Недостатком можно назвать крайне недостаточное функционирование творческого мышления самих учащихся. Например, просмотр и обсуждение фильмов «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки ведут к опасности».
6. Анкетирование. Через анкеты социальный педагог может узнать интересы учащегося, его особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов, возможность получения информации от большого количества учащихся за короткий промежуток времени, возможность осуществления компьютерной обработки информации, при анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний. Однако наблюдается зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов. Например, проведение анкетирование родителей «Я - родитель, я - приятель?!», анкеты «Определение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Болотова, А. К. Настольная книга практикующего психолога: практическое пособие / А. К. Болотова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 341 с.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: ACADEMIA, 2001. – 158 с.
3. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, С. В. Васильева, А. В. Микляева, С. А. Безгодова; под редакцией В. Н. Панферова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 291 с.
4. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / В. М. Голянич [и др.]; под редакцией В. М. Голянича, С. В. Семеновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 365 с.
5. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / общ. ред., сост. О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. – Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. – 170 с.
6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога средней школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 511 с.
7. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 442 с.
8. Колтовская, М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. – М.: ИСПС РАО, 2004. – С. 23–28.
9. Рабочая книга социального педагога: Пособие для самообразования / Орлов. гос. пед. ун-т, Орлов. обл. упр. соц. защиты населения. – Орел : Книга, 1995. – 157 с.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практ. пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017. – 233 с.
11. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практ. пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп., 2018. – 130 с.
12. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: [5 - 11кл.] / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005. – 207 с.