Фрагмент для ознакомления
2
Организация социального партнерства с родителями дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи
Актуальность изучения вопросов организации социального партнерства с родителями в дошкольных учреждениях обусловлено значимостью поиска путей взаимодействия семьи и педагогов ДОУ. В настоящий момент большое значение приобретает развитие навыков успешной адаптации в обществе для детей и роль родителей и педагогов здесь ведущая. Однако надо отметить сложившееся противоречие между:
необходимостью проведения совместной работы педагогов и родителей, связанных с социализацией детей и отсутствием времени у родителей заниматься этой работой в системе.
Это определило тему нашего исследования “Организация социального партнерства с родителями дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи”
Цель нашего исследования - разработка проекта по организации социального партнерства с родителями дошкольников по изучению и сохранению традиции семьи.
Объект исследования: процесс организации социального партнерства в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: организация социального партнерства с родителями дошкольников по изучению и сохранению традиций семьи.
Гипотеза исследования основана на предположении, что социальное партнерство с родителями дошкольников будет успешно, если:
• круг интересов, прав и обязанностей социальных партнеров: родителей и педагогов будет очерчен с учетом возможностей каждой стороны.
• педагоги сумеют замотивировать родителей в совместной деятельности;
• будет разработан проект по сохранению семейных традиций и ценностей, который на деле продемонстрирует взаимодействие дошкольников, родителей и педагогов.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования:
1) изучить нормативно-правовую и методологическую базу, социального партнерства
2) выявить уровень сформированности социального партнерства в средней группе ДОУ «Мальвина»
3) провести исследование по организации и управлению уровня социального партнерства на примере реализации совместного проекта родителей и детей «Наша дружная семья»;
4) обобщить результаты и сделать выводы по проведенному исследованию.
Нормативной базой исследования является: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО
Методы исследования:
теоретические – анализ нормативной, научной, методической литературы;
эмпирические – наблюдение; беседа.
Теоретические основания работы базируются на:
• классических теориях развития партнерских отношений в социально-трудовой сфере М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа;
• работах Л. В. Коломийченко, А.А. Черновой о социальном партнерстве в дошкольном образовании;
• психологических исследованиях, определяющих закономерности взаимодействия среды и личности К.А. Абульханова - Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского
• педагогических исследованиях о формировании семейных ценностей в дошкольном возрасте Д.Д. Булановой, В.Я. Вороновой, Л.В. Карцевой.
Организация социального партнерства с родителями дошкольников
Главными социальными партнерами в ДОУ являются родители. Сотрудничество может быть в любой форме, однако педагогам надо учитывать, что родители в детском саду готовы на сотрудничество больше, чем когда их дети станут школьниками. Но родители часто не владеют навыками взаимодействия с группой дошкольников, не могут найти общего языка, не хватает терпения. Задача педагога в ходе создания и реализации условий для взаимодействия - это мотивировать родителей на совместную деятельность.
Задачей детских дошкольных учреждений является создание условий для более адекватного самоопределения обучающихся в выборе жизненных приоритетов. Появляется необходимость в созидании такой психологической атмосферы в окружающем социуме, такой системы общественных отношений, в которых развивается будущий гражданин. В проектах дети, как отмечают педагоги, заинтересовывают родителей поиском информации, «а потом родители и сами включаются» [1, c.12]. Может также быть организован совместный выход с детьми и родителями в выходные дни в краеведческий или художественный музей, кинотеатр, посещение памятников. Эти формы взаимодействия направлены на диалог. Учитываются потребности родителей в информации, освещаются на собраниях вопросы о приемах воспитания, о возрастной психологии. Все формы взаимодействия рекомендуется осуществлять в рамках проектной деятельности [8,11,13].
Для примера можно взять группу 5-6 летнего возраста ДОУ «Мальвина». В группе 20 детей, 70% семей полные, большая часть семей молодые родители, до 35 лет. Родители в большей степени работающие, помощь в уходе за детьми оказывают бабушки, которые вникают в воспитательный процесс группы, посещают мероприятия. Родители ведут свою группу, обмениваются новостями, обсуждают процессы воспитания. В процессе взаимодействия возникают проблемы во взаимоотношениях родителей, специалистов и работников ДОУ, взаимные претензии, не всегда родители готовы выполнять рекомендации специалистов ДОУ. Чтобы сделать родителей социальными партнерами в ДОУ был разработан проект по изучению и сохранению семейных ценностей «Наша дружная семья».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.
2. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития (2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.
3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 2016. -301 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.
5. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет) Авторы: Бардина P.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. - М., 2017. - 113 с.
6. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко Н.С. - М, 2018. - 197 с.
7. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с.
8. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л. И. "Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС". -М: Творческий центр Сфера, 2018. - 192с.
9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2017- 330 с.
10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 2019. - 267 с.
11. Проблемы дошкольной игры: психолго-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н.Я., - М., 2017 - 148 с.
12. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л.В. Учебное пособие, М., 2019. - 224 с.
13. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2020. - 203 с.
14. Социальная психология / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. - М., 2011. - 302 с.
15. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 2011. - 214 с.
16. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание. - 2016. - №7 - 322 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.