Фрагмент для ознакомления
2
Ученые-исследователи уверены, что технический прогресс предоставляет педагогу новейшие дидактические средства, эффективность которых доказана практикой. Рядом с традиционными средствами обучения, к примеру, прибором, оборудованием, инструментом, учебно-наглядным пособием, в образовательный процесс школьников активно входят компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и другие материальные объекты, которые необходимы для организации образовательной деятельности.
Эти инновации говорят о расширении предмета дидактики (дидактика – от греч. didaktikos – поучающий) как образовательной теории. Пока отсутствует единый подход в понятийно-терминологическом аппарате, который фиксирует инновации, связанные с внедрением в образовательную деятельность электронных средств обучения.
Так, Б. Е. Стариченко, указывая на необходимость объединения педагогических усилий в решении научно-методических и организационных проблем применения современных технологий в образовании во всей их полноте, употребляет термин «информационная дидактика».
Е. Н. Рогановская указывает на необходимость разработки «компьютерной дидактики» [12].
Е. В. Ширшов пишет: «Для подготовки и реализации образовательных процессов в новых информационных средах необходима разработка новой области дидактики, которая условно носит название «электронная дидактика».
Обучающий процесс в своем виде можно представить, как функционирующую дидактическую систему, важным компонентом которой выступает средство обучения (дидактическое средство). Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака.
Авторитетный специалист в области современной дидактики А.В.Хуторской характеризует средства обучения как материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Он осуществляет классификацию дидактических средств по следующим основаниям:
- по составу объектов: материальные (помещения, оборудование, компьютеры) и идеальные (знаковые модели, мысленные эксперименты);
- по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
- по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (аудио-видео техника, компьютерные сети);
- по способу использования: динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
- по особенности строения: плоские (карты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы);
- по характеру воздействия: визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофоны, центры) и аудиовизуальные (видеофильмы, телевидение);
- по носителю информации: бумажные (учебники, раздаточные материалы), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, DVD);
- по уровням содержания образования: средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), средства обучения на уровне предмета – (учебники) и на уровне всего процесса обучения – учебные кабинеты;
- по отношению к технологическому прогрессу средства обучения представляют собой совокупность традиционных (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современных (СМИ, мультимедийные средства, компьютеры) и перспективных (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети) средств обучения [17].
Для того, чтобы определить воспитательную направленность электронного ресурса, целесообразно вводить понятие «образовательный web-ресурс» далее «ОВР», под которым должно быть определено совокупность информации, расположенной в электронной форме, имеющей организационную и учебно-контролируемую направленность, которая выступает в качестве учебного и контролируемого сопровождения учебного процесса, а также предназначена для формирования у школьников навыков работы в информационной среде.
В зависимости от представленной классификации мы относим сайт учителя школы к ряду современных перспективных дидактических средств, вместе с компьютерным учебником и учебным пособием, тренажером, программами контроля, мультимедийной презентацией, системами справочно-информационного характера.
В работах А. И. Башмакова и И. А. Башмакова, В. С. Тоискина, В. В. Красильникова и ряда других авторов по вопросам методологии и методики разработки и внедрения современных дидактических средств доказательно обоснованы их существенные преимущества по сравнению с традиционными [1].
Графика, анимация, фото, видео, звук в интерактивном использовании вырабатывают интегрированную информационную среду, создающую оптимальные условия для обучающегося в овладении компетенциями, которые необходимы для будущей профессии, позволяет реализовать индивидуальность в обучении.
Веб-сайт (англ. site – «местоположение», «строительная площадка») – это элемент распределенной всемирной системы объединенных компьютерных сетей. «Всемирная паутина» – World Wide Web, представляющей собой огромное количество веб-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение и которые объединены в сеть Интернет. Он представляет собой совокупность объединённых общим содержанием веб-страниц, размещённых на одном веб-сервере под определённым доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете В системе образования используются федеральные, областные, муниципальные образовательные веб-сайты, сайты отдельных учреждений образования, персональные веб-сайты учителей.
К веб-сайту учителя применимы универсальные критерии, которые справедливы для всех сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и иные. Однако сфера образовательной деятельности предъявляет специфические требования к конструированию школьных сайтов, где педагогическая составляющая является доминирующей.
По содержанию веб-сайты учителей представлены несколькими типами.
Сайт-портфолио. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: общие сведения об учителе, результаты педагогической деятельности, представление научно-методических работ, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности. Это наиболее часто встречающийся тип ресурсов, созданных учителями.
Второй тип сайта – предметный сайт. Он наполняется разнообразной информацией в соответствии с предметом (видео, аудио, мультимедиа). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или классно-урочной системой. Информацию, как правило, предназначенную для учителей, можно не только прочитать, но и скачать на свой персональный компьютер.
Следующий тип – это образовательный сайт (сайт учитель – ученик). Назначение сайта – помочь ученикам через странички педагога получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте обычно располагают дополнительные материалы по учебному предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь могут размещаться работы учащихся.
Комбинированный сайт в своей структуре содержит компоненты двух и более типов сайта, которые перечислены выше [13]. Чаще всего в таких сайтах представлены визитная карточка педагога, его методические разработки, информация для родителей, работы учащихся.
В условиях реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов в образовании, востребована концепция интерактивного обучения, которая возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет.
Оптимальный персональный веб-сайт педагога должен быть представлен именно сайтом-портфолио, потому что функционал, присущий предметным и образовательным веб-сайтам педагогов, уже является частью логики функционирования веб-ресурсов, относящихся к классу «Систем управления обучением». Нет никакой надобности возлагать на персональный веб-сайт педагога функции, которые ему не свойственны и являются частью логики работы других профессиональных образовательных систем.
Персональный веб-сайт учителя обладает не только потенциалом осуществления образовательного диалога за пределами школы в режиме дистанционного обучения. Он является интерактивным дидактическим средством, благодаря которому становится возможной организация взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса – учителем, учениками, их родителями.
Интеракция (в психологии) – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы. Интеракция (в социологии) – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.
С. Б. Ступина трактует интеракцию в педагогике как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [13].
Интерактивные средства обучения создают ситуацию «живого» диалога, активного обмена сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Потенциал интерактивности персонального веб-сайта учителя обусловлен его структурой и содержанием.
Обратимся к трактовке электронного образовательного ресурса (ЭОР), под которой понимается совокупность различных средств обучения, которые разработаны и предъявляются на базе компьютерных технологий [12].
ЭОР, применяемые в процессе обучения, должны удовлетворять основные требования к результатам образовательной деятельности, прописанные в образовательных программах в соответствии с действующим образовательным стандартом.
Поэтому ЭОР является продуктом образовательной деятельности, созданным с использованием информационных технологий и коммуникационных технологий, чтобы удовлетворить информационно-образовательные потребности субъектов процесса обучения.
ЭОР включает в себя средства поиска учебного материала, словарь терминов, поисковые средства. ЭОР отличается высокой наглядностью образовательных материалов, в том числе оптимальным количеством иллюстраций и анимационных последовательностей, информационными и справочными материалами [5].
Основными педагогическими инструментами, используемыми в ЭОР являются: интерактив, мультимедиа, моделирование, коммуникативность и производительность [12].
К электронному образовательному ресурсу предъявляются следующие требования [5]:
1. Соблюдение требований действующего образовательного стандарта.
2. Соблюдение установленных технологических, дизайн-эргономических и технических требований к ЭОР государственных стандартов в области издательского дела и программного обеспечения.
3. Соблюдение законодательства в области защиты авторских прав на всех этапах жизненного цикла ЭОР.
4. Модульность ЭОР, предполагающая методически и содержательно обоснованное деление ЭОР на самостоятельно оформленные модули, позволяющее их повторное использование или цитирование в других ЭОР.
5. Создаваемые ЭОР направлены на:
– обеспечение повышения эффективности преподавания, творческую активность обучающихся при выполнении фундаментальных и прикладных исследований; содействовать повышению качества обучения.
– обеспечение возможности дифференциации и индивидуализации обучения.
Технологические требования [9].
1. Содержательная часть электронного учебного ресурса должна соответствовать возрастным особенностям учащихся и общепринятым научным нормам.
2. В ЭОР должна быть предусмотрена комплексность, достаточная для самостоятельного изучения и практического усвоения учебного материала соответствующей дисциплины учащимися при консультационной поддержке и контроле со стороны преподавателей.
3. Должна быть четкая структуризация учебного материала с выделением совокупности взаимосвязанных понятий и закономерностей, разделов и объектов изучения.
4. Представление текстового учебного материала должно быть предельно лаконично с применение гипертекстовой разметки при его изложении.
5. Условием, повышающим наглядность изложения текстового учебного материала, является наличие и использование в электронном учебном пособии таблиц, схем, статических и анимированных графических изображений, видеофрагментов, имитационных компьютерных моделей изучаемых объектов.
Показать больше