Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью прохождения практики является формирование компетенций, связанных с осуществлением нормотворческой, правоприменительной деятельности, формирование способностей сбора, анализа, а также обобщения правового материала в целях последующего использования в выпускной квалификационной работе согласно с профилем образовательной программы.
1. Специфика и особенности деятельности МБУ г. Новосибирска «КЦСОН» Советского района
Практика проходилась в Муниципальном бюджетном учреждении г. Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Советского района (далее по тексту – Центр). Сокращенное наименования данного учреждения – МБУ г. Новосибирска «КЦСОН» Советского района (г. Новосибирск, ул. Иванова, 11).
Дата государственной регистрации учреждения- 20 августа 2002 года.
Вид данного учреждения: Комплексный центр социального обслуживания населения. Тип данного учреждения: бюджетное. Виды оказываемых учреждением услуг: социально-медицинские услуги, социально-бытовые; социально-правовые; социально-педагогические; социально-психологические; а также социально-трудовые услуги.
Формы обслуживания учреждением: надомная и полустационарное социальное обслуживание.
Деятельность данного учреждения ориентирована на оказание адресной социальной помощи призванным нуждающимися гражданам непосредственно в рамках действующих сегодня проектов и государственных проектов. При этом в качестве базового направлением в деятельности Центра можно назвать предоставление определенным жителям г. Новосибирска весьма широкого спектра социальных услуг, который включает в себя социальное обслуживание нуждающихся на дому, выполнение срочного социального обслуживания для тех лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения определенных услуг по осуществлению социальной реабилитации инвалидов, детей и подростков. В качестве основных приоритетов Центра можно назвать поддержание по возможности активного образа жизни граждан, относящихся к социально-незащищённым, их вовлечение в современную информационную, социальную, а также культурную среду и успешную интеграцию этих граждан в современное общество.
В общем же деятельность Центра ведется по следующим основным направлениям: 1) оказание определенных мер социальной поддержки как малообеспеченным гражданам, так и инвалидам в форме выдачи электронных продовольственных сертификатов, а также вещевой и иной разовой социальной помощи; 2) осуществление надомного социального обслуживания граждан, относящихся к пожилым и инвалидам; 3) оказание полного комплекса социальных услуг инвалидам и гражданам пожилого возраста, включая также организацию их питания, отдыха, досуга, а также организацию культурно-досуговой деятельности; 4) организация и последующее проведение различных мероприятий, направленных на социальную реабилитацию инвалидов, оказание квалифицированной помощи, которая направлена на устранение либо компенсацию ряда ограничений их жизнедеятельности, связанных с нарушением здоровья; 5) социально-педагогическая и реабилитационная работа с детьми и подростками (с ОЗВ, инвалидностью, проблемами в поведении), а также с их родителями или законными представителями; 6) выполнение работы по предоставлению жителям Советского района г. Новосибирска из числа ветеранов ВВОВ, а также ветеранов труда бесплатных горячих обедов; 7) обеспечение жителей данного района необходимыми техническими средствами для реабилитации, а также обеспечение их абсорбирующим бельем, 8) выполнение социального патроната ИВОВ, УВОВ, ВВОВ, жителей данного района для выявления нуждаемости, а также последующей организации для данных групп граждан социальной помощи и услуг; 9) проведение соответствующих работ по патронату граждан, относящихся к категории так называемой «группа риска»; 10) ведение работы, направленной на профилактику социального одиночества, а также оказания помощи лицам БОМЖ непосредственно в рамках реализации акции «Социальный патруль», 11) активное участие как в районных, так и в городских благотворительных мероприятиях и акциях; 12) осуществление межведомственного взаимодействия с учреждениями и организациями района.
3. Характеристика материалов для ВКР, собранных в ходе практики
3.1 Нормативное правовое регулирование оказание государственной социальной помощи
Изучение нормативной правовая база по оказанию государственной социальной помощи федерального и регионального уровней позволило выявить следующее. Российская Федерация как социальное государство обеспечивает защиту, поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Провозглашение данного положения основным принципом, определяющим отношения между государством и семьей в современной России, и одновременно основополагающим принципом правового регулирования семейных отношений означает не только защиту каждой конкретной семьи или ее семьи. членов, но защита семьи как социального института, необходимого для жизни всего общества.
Поскольку право является инструментом государственного управления обществом, для определения вектора развития законодательства важно выяснить, какие представления о семье формируются на государственном уровне. Концептуальные основы взаимодействия семьи и государства, управления в семейной сфере достаточно глубоко осмыслены и зафиксированы в политико-правовых документах, определяющих семейную политику Российской Федерации и стратегию ее реализации.
3.2 Цели и принципы оказания государственной социальной помощи
Рассмотрение положение Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» показало, что государственная социальная помощь в этом документе понимается как предоставление малоимущим семьям, а также малоимущим одиноко проживающим гражданам, другим категориям граждан, прописанным в данном законе, определенных социальных пособий, субсидий, социальных доплат к пенсии, социальных услуг, а также жизненно необходимых товаров. При этом упоминание в данном определении иных категорий граждан несколько нарушает целостность такой социальной, экономической и правовой категории, как государственная социальная помощь, предназначенной только для малоимущих российских семей и отдельных граждан.
В качестве основных принципов социальной помощи можно назвать ее правовую законодательную основу, обязательное информирование граждан о возможности получения социальной помощи, наличие финансовой системы социальной помощи, то есть финансирование рассматриваемой помощи осуществляется из средств соответствующих бюджетов .
К числу базовых принципов государственной социальной помощи необходимо отнести еще и принцип адресности, в современных условиях приобретший особенное значение. Основная цель принципа адресности заключается вовсе не в идее системой мер социального обеспечения охватить всех и каждого, а наоборот, не допустить, исключить вероятность включения в категорию нуждающихся лиц, в действительности не нуждающихся в такого рода помощи, так как они имеют возможность иметь собственный источник средств к существованию. Другими словами, данную мысль сформулировать можно следующим образом: принцип адресности направлен на предотвращение превращения социального обеспечения в такое достаточно негативное явление, каким является социальное иждивение .
3.3 Виды государственной социальной помощи
Было установлено, что Федеральный закон «О государственной социальной помощи» прописывает ее оказание как в денежной, так и натуральной формах. При этом денежные выплаты расходоваться получателями могут согласно с целями, на которые они, собственно, были предоставлены. Указанным выше Федеральным законом были установлены такие виды денежных выплат, как: социальные пособия, субсидии, а также другие выплаты. Остановимся на данных видах денежных выплат более подробно.
Социальные пособия – это безвозмездное предоставление гражданам некой денежной суммы непосредственно за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Также под социальным пособием следует понимать конкретную денежную сумму, которая на безвозмездной основе предоставляется непосредственно за счет средств бюджетов определенных уровней бюджетной системы РФ нуждающимся гражданам. Социальное пособие в более общем плане определить можно в качестве назначаемых определенным категория граждан для возмещения утраченного или заработка или же оказания этим гражданам дополнительной материальной помощи в установленных законодательством случаях в виде денежных выплат, чаще всего ежемесячно, а также периодически или единовременно .
Рассмотрение действующего отечественного законодательства позволяет обозначить следующие две группы пособий на основе источника их финансирования: 1) это пособия, которые преимущественно финансируются непосредственно за счет страховых отчислений граждан; 2) это пособия, которые финансируются за счет бюджетных средств.
В качестве еще одного вида денежной поддержки российских граждан непосредственно в рамках государственной социальной помощи выступает субсидия. Субсидию можно определить как полную либо частичную оплату предоставляемых гражданам определенных жилищно-коммунальных и социально-значимых услуг, обладающей целевым назначением. Субсидии – это целевое назначение оплаты предоставляемых отдельным гражданам материальных благ либо же оказываемых услуг. В свою очередь под компенсацией понимается возмещение гражданам понесенных ими расходов, устанавливаемых законодательством .
3.4 Предоставления государственной социальной помощи в Новосибирской области
В Новосибирской области государственная социальная помощь оказывается в прямом соответствии с действующим российским законодательством в данной сфере и предоставляется в виде денежных выплат и (либо) натуральной помощи.
Отношения в сфере оказания нуждающимся гражданам социальной помощи непосредственно на территории Новосибирской области регулируются Законом «О социальной помощи на территории Новосибирской области» № 29-ОЗ от 5.12. 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Форма социального контракта утверждается Правительством Новосибирской области. Оказание социальной помощи населению в Новосибирской области строится на следующих принципах: 1) принцип доступности; 2) принцип адресности; 3) принцип ответственности органов государственной власти Новосибирской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, их должностных лиц непосредственно за обеспечение прав граждан в области оказания социальной помощи.
3.5 Отдельные проблемы оказания государственной социальной помощи
В первую очередь это проблемы определения категорий лиц, имеющих право получать государственную социальную помощь. Если исходить из положений ФЗ № 178, то можно заключить, что к «иным» категориям граждан следует относить инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также ветеранов боевых действий, детей-инвалидов, инвалидов и др. (согласно ст. 61 данного закона). Но относительно данных лиц необходимо говорить не о государственной социальной помощи, а именно о социальной поддержке в качестве самостоятельного блока видов социального обеспечения. Подобный вывод следует из содержания федеральных законов от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Как следует из содержания данных законов инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также ветераны боевых действий и инвалиды обладают правом на ежемесячную денежную выплату и некоторые другие меры социальной поддержки. Также последняя полагается реабилитированным лицам и всем тем лицам, которые были признаны пострадавшими от политических репрессий, наконец, гражданам других категорий. В этом случае предоставление им мер социальной поддержки вовсе не ставится в прямую зависимость непосредственно от их материального положения.
То есть законодателем не было принято во внимание, что набор социальных услуг являет собой вовсе не вид государственной социальной помощи, а именно меры социальной поддержки, которые предусмотрены не для малообеспеченных граждан, а именно для инвалидов, ветеранов, иных категорий граждан, предоставляемых им без учета их материального положения. В связи с этим нельзя согласиться с авторами, выделяющими только два вида государственной социальной помощи, а именно: 1) помощь, предоставляемая в виде набора социальных услуг; 2) оказываемая помощь малоимущим семьям, а также отдельно проживающим гражданам .
Заключение
Практика позволила подготовиться к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня, а также юридических службах (отделах) организаций различных отраслей, сфер и форм собственности на должностях, требующих высшего юридического образования. Также была осуществлена подборка материала, необходимого для выполнения ВКР.
Результатами обучения на практике стали сформированные компетенции в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) [в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ]. – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 30.03.2022).
2. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон № 409 ФЗ от 4 октября 1997 г. [в ред. от 06. 12. 2021 г.]. – URL: https://base.garant.ru/172780/ (дата обращения: 22.04.2022).
3. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ [в ред. от. 08. 03. 2022 г.]. – URL: http: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2022).
4. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05 04.2003 г. № 44-ФЗ [в ред. от 24. 04. 2020 г. №125-ФЗ]. – URL: https://base.garant.ru/185716/ (дата обращения 10.04.2022).
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»: Федеральный закон от 02.08.2019 № 305-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019 г. – 31. – Ст. 4464.
6. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 30.08.2004. №444 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. -№36. – Ст.3671.
7. О социальной помощи на территории Новосибирской области: закон № 29-ОЗ от 5.12. 1995 г. – URL: https://base.garant.ru/7115808/ (дата обращения: 02.04.2022).
8. Об утверждении порядка оказания социальной помощи жителям города Новосибирска: Постановление мэрии г. Новосибирска от 08.06. 2012 г. № 5444 [в ред. от 13.03.2014 № 2016]. – URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/947/2012_post_5444.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
9. Приказ Министерства социального развития Новосибирской области от 31. 10. 2014 г. № 1288. – URL: https://mtsr.nso.ru/page/1943 (дата обращения: 22.04.2022).
Литература
10. Адресная помощь в Новосибирской области. – URL: http://www.nso.ru/news/16185 (дата обращения: 22.04.2022).
11. Андреев, В.С. Право социального обеспечения / В.С. Андреев. – Москва: Норма, 2014. – 242 с.
12. Болотина, Н.Б. Право социальной защиты / Н.Б. Болотина. – Москва: Норма, 2018. – 162 с..
13. Буянова, М.О. Государственная социальная помощь М.О. Буянова // Право социального обеспечения: учебник / под ред. Ю.П. Орловского. – Москва: Приор, 2016. – С. 412-419.
14. Деркачева, Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): дис. ... канд. юрид. наук / Т.В. Деркачева. – М., 2002. – 244 с..
15. Карпенко, О.И. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы / О.И. Карпенко, О.Ю. Павловская // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 1. – С. 77-81.
16. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – Москва: Норма, 2017. – 296 с.
17. Показатели ведомственной статистики. – URL: https://mtsr.nso.ru/page/1289 (дата обращения: 01.04.2022).
18. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К. Н. Гусов. – Москва: Право, 2009. – 640 с.
19. Стахова, А.А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации / А.А. Стахова. – URL: http://law.edu.ru/article/ article.asp?articleID=1237610 (дата обращения 30.03.2022).
20. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.-практ. пособие / Г.Б. Челнокова. – Москва, 2019. – 232 с.