Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы социального воспитания становятся актуальными и значимыми с самого раннего возраста и первого периода обучения в общеобразовательном учреждении. Важные изменения в жизни ребенка могут происходить именно в этот период, который заключается в установлении нового для него социального статуса и интеграции в социум. Поэтому развитие коммуникации и социальных способностей в данный период становятся наиболее значимыми для ребенка. Получаемый социальный опыт в этом возрасте позволяет в будущем сформиро-вать нормы и правила поведения, взаимодействия с другими людьми. В данной ситуации весьма значимой становится психолого-педагогическая работа с деть-ми младшего школьного возраста.
Рассмотрим основную гипотезу, которая лежит в основе проведения ис-следования в рамках практики в школе: взаимодействие детей и родителей в пе-риод обучения в начальной школе будет более эффективной, если применяется психологическая и педагогическая работа.
Основные методы исследования, применяемые в практике: анализ литера-туры заданной теме; рецензирование статей; педагогическое наблюдение; изуче-ние детей и их личных дел, анкетирование и анализ взаимодействия детей и ро-дителей.
Объект исследования: процессы психолого-педагогического воспитания младших школьников в КГБОУ "Назаровская школа". Предмет исследования: меры психолого-педагогического воспитания младших школьников.
В работе применялись следующие виды и методы психологической диа-гности: методика PARI; «Определение родительского отношения»; «Осознанное родительство».
Цель практики: исследование психолого-педагогического взаимодействия в семьях с детьми младшего школьного возраста
Задачи практики
1. Изучение основных теоретических аспектов психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста их семьями;
2. Проведение контрольного исследования семей с детьми младшего школьного возраста в КГБОУ "Назаровская школа";
3. Разработка рекомендаций психолого-педагогического взаимодей-ствия в семьях с детьми младшего школьного возраста в КГБОУ "Назаровская школа".
Особенности психологии детей с младшего школьного возраста в том числе детей младшего школьного возраста изложены в трудах: Блохиной С.И., Бируюкова А.В., Владимировой И.М, Овчаровой Р.В.
1. Теоретические положения психолого-педагогического взаимо-действия в семьях с детьми младшего школьного возраста
Большое количество самых разных проблем приводят психологов и педа-гогов к важности изучения оценки специальной помощи в семьях с детьми младшего школьного возраста. Для многих из них требуется создание условий психологической коррекции и реабилитации, которые могут определить буду-щее учащегося. Сами потребности ребенка вынуждают родителей более внима-тельно подходить к воспитанию и учиться самим, получать больше знаний и практических навыков для общения с детьми и их грамотного воспитания.
Современные методы психокорреции позволяют помочь не только детям но и их родителям выстроить нормальные взаимоотношении и помочь в разви-тии ребенка. В таком случае сами родители нуждаются в специальной помощи и консультировании для устранения психологических проблем у ребенка, которые могут возникать в результате когнитивных искажений и проблем самих родите-лей. Такое часто выявляется при определении типа и содержания взаимодей-ствия с ребенком у которого есть психоэмоциаоные нарушения.
Можно сделать вывод о том, что в современной работе психолога оказа-ние психологической помощи детям младшего школьного возраста позволяет предупредить проблемы личностного и межличностного характера, возникаю-щие в результате попадания ребенка в социум. В таком случае основной целью в работе психолога может стать изменение сознания родителей в подходах к вос-питанию детей, а именно позитивного восприятия младшими школьниками дей-ствительности. Такая позиция с одной стороны позволит родителям по-новому взглянуть на жизнь и выстроить гармоничные отношения с детьми, повысить самооценку и как следствие участвовать в воспитании ребенка с совершенно другой стороны и с другим уровнем качества воспитания. Задача психолога-педагога научить родителей применять гармоничные модели воспитания детей на будущие годы, что бы он мог нормально существовать в социуме. [16].
Зарубежный опыт психологии в изучении проблем семьи воспитывающих детей младшего школьного возраста как правило в отдельности не изучаются. Методы психологического анализа в таком случае рассматриваются с разных сторон в психотерапии и опираются на некоторые основные течения в психоло-гии:
- классический фрейдизм (З.Фрейд, Й. Брейер, Ж. Лакан, Ш.Ференци, К. Абрахам, Э. Гловер);
- аналитическая психология (К.Г. Юнг);
- гуманистическая психология (К. Хорни, К. Роджерса, А.Адлер, Э.Фромм);
- поведенческая психотерапия (Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, М.и К. Джонс, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Э. Сальтер)
- рационально-эмоциональная психотерапия (А. Эллис) и др.
Принципы фрейдизма хорошо известны, а в современной науке психоана-лиз считается неэффективным и устаревшим подходом, который не пережил проверку временем. Это тем не менее не мешает существовать школам фрей-дизма в разных странах, которые анализируют сны, страхи, различные сексуаль-ные желания и применяют регрессивный гипноз, который может быть губителен и вызывать ложные воспоминания и эмоции.
Наиболее значимой и популярной становиться психология Юнга, заклю-чающаяся в консультировании людей с различными психологическими пробле-мами и нарушениями. Такой подход предлагает типизацию клиентов и их про-блем. В таком подходе изучению снов уделяется меньше внимания, а больше изучению психологической проекции и переносу. С опорой на подход Юнга теория Майерса-Бриггса уже позволяет определить психологические типы кли-ентов их взаимоотношения в социуме, собственное мироощущение. Данные позволяют давать рекомендации по управлению своей жизнью, а также в воспи-тании детей даже в семья с детьми, которые имеют нарушения и ограничения возможностей здоровья. Новые течения в психологии, которые берут свою начало у Юнга до сих пор появляются и совершенствуются, внося свой вклад в развитие этой науки, применения новых методов и практик. Задача психолога в аналитической психологии – это анализ клиента и разработка рекомендаций по управлению собственной жизнь на их основании.
Для школы гуманистической психологии есть определенная грань между нормами и отклонениями в отличие от фрейдизма или аналитической психоло-гии. Такая школа предполагает подходы или экзистенциальные принципы в ка-честве основы психотерапии или соматические подходы. Также успешен духов-ные подход осмысления себя с точки зрения трансцендентального или транспер-сонального опыта, что позволяет формировать подходы и для семей с детьми.
Современный поведенческий подход выступает как центральное место в западной психологической науке. Данное направление подразумевает уменьше-ние страданий человека посредствам побуждения его к действию посредствам некоторых методик психотерапии для преодоления проблем различного рода.
Современная психотерапии рационально-эмоционального типа основыва-ется на принципе когнитивной. И имеет три направления работы: мышление, по-ведение, чувства. Психолог работает с внутренним восприятием эмоций, что оказывается эффективно для семей с детьми младшего школьного возраста в том числе. Это направление также весьма эффективно по отношению к людям, склонным к самоанализу, саморефлексии, анализу своих мыслей.
Поведенческая психология и психотерапия сегодня являются наиболее востребованными и практикуемыми.
Несмотря на то, что есть множество психолого-педагогических работ, тем не менее в отечественной терапии, посвященных теории и практике обучения и воспитания детей с младшего школьного возраста, можно выделить следующих авторов: Бируюкова А.В., Владимировой И.М, Овчаровой Р.В. Тихонов В.А., Рожков П.П., Симонов А.Е. Психолого-педагогическая поддержка семей до конца не изучена, но мМногие специалисты, такие как Б.Д. Корсунская, Г.А. Вы-готская, М.В. Ипполитова, А.Р. Маллер, Н.Л. Белопольская, Е.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынов, Г.В. Пятакова в своих работах приводят разные методики в том числе западных психологов, пытаясь вырабо-тать единый подход к вопросу.
В своих исследованиях авторы рассматривают воспитание как участие в развитии детей до определённого возраста. Касательно состояния родителей, ко-торые участвуют в воспитании детей в таких семьях, можно выделить работы следующих авторов в психологии: Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, В.А. Вишнев-ский, Б.А. Воскресенский, В.В. Ткачев. Работы этих авторов также посвящены работе с детьми, имеющими различные психоэмоциональные отклонения в раз-витии и их динамики при появлении в семье с детьми младшего школьного воз-раста, имеющими проблемы с речью или когнитивными способностями.
Серьезные нарушения во всех сферах жизни человека (эмоциональная сфера, проблемы общения с обществом, соматические расстройства) рассмотре-ны данными авторами и определены в ходе исследования. Авторы указывают на то, что воспитание детей с нарушениями речи во многом зависит от родителей и того, на сколько они участвуют в жизни ребенка. Степень тяжести дефектов у детей связана с разными обстоятельствами, а также со временем с момента по-становки диагноза. , личностных особенностей матерей и помощи, оказываемой специалистами. А вторы отмечают, что самостоятельно, без помощи психолога, родители не могут преодолеть такой сложный период в жизни. Исходя из этого, авторами делается вывод, что дети с нарушениями функций развития должны обязательно попадать в специальные коррекционные учреждения, что является целесообразным и гуманным.
Рассматривать психолого-педагогическую поддержку по мнению Рома-новская Т.В. следует как вид целостную систему оценки и социально-психологической помощи как детям, так и их родителям, которую могут оказы-вать в рамках деятельности социально-психологических служб [13].
Социально-психологическая поддержка - это технология, которая позво-ляет восстановить потенциал развития отношений в семьях с детьми младшего школьного возраста, а также процесс экзистенциальных отношений между детьми и родителями как в семье, так и за ее пределами с учетом влияния треть-их лиц.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции дет-ско-родительских отношений
2. Бирюкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, вос-питывающих детей старшего младшего школьного возраста с общим недоразви-тием речи III уровня // А. В. Бирюкова Наука, техника и образование, 2016. № 6 (24). С. 112-113.
3. Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организа-ции детских реабилитационных центров в России//Российский журнал социаль-ной работы. – 2011. - №1. – С. 15-18.
4. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход к психокоррекционной работе//Вестник психосоциальной и коррекцион-ной реабилитационной работы. – 2015. - №3. – С. 56 – 78.
5. Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Психическое здоровье младших школь-ников: роль индивидуальных особенностей // Мир науки. Педагогика и психоло-гия, 2019 №1. 11с.
6. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 - 496 с.
7. Петряева А.В., Польшина М.А. Роль семьи в воспитании школьника с ОВЗ // Современные тенденции развития науки. Современные исследования в психологии и педагогике. Материалы международной научнопрактической кон-ференции, 2017. – С. 41-43.
8. Петухова, А.В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителялогопеда и педагога-психолога / А.В. Петухова // Научные труды SWORLD - №3. 2012.
9. Посевина М.В. Психолого-педагогические условия инклюзивного обра-зования детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Ши-роков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 199-201.
10. Проблемы и перспективы развития тезисы VI Международной научно-практической конференции. 2016. – С. 162-164.
11. Романовская Т.Ф., Истомина И.А. Современные проблемы семьи и ре-бенка с нарушением речи // В сборнике: Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по ито-гам международной научно-практической конференции. 2016. – С. 190192.
12. Стратилат К.Н. Возрастные различия в представлении о лени / К.Н. Стратилат, Н.И, Семечкин // Актуальные проблемы развития личности в онто-генезе: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, по-свящ. российской детской психологии 2013. – С. 77-79.
13. Тангалычева Р.К. Стили жизни в представлениях получателей реклам-ных сообщений разных возрастных групп // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – №1. – С. 83-94.
14. Томукевич, О.Т. Звуковая дорожка. Дидактическая игра для автомати-зации свистящих звуков у детей младшего школьного и младшего школьного возраста / О.Т. Томукевич. - М.: Белый ветер, 2012. - 780 c.
15. Трубицина, О. И. Deutsche Grammatik fur Kinder / Грамматика немец-кого языка для младшего школьного возраста / О.И. Трубицина. - М.: Каро, 2015. - 144 c.
16. Успенский, В. В. Успенский. Елка живет во дворе. Песни для детей младшего школьного и младшего школьного возраста / В. Успенский. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2017. - 150 c.
17. Хузеева, Гузелия Рифкатовна Диагностика и развитие коммуникатив-ной компетентности детей младшего школьного возраста. Методическое посо-бие / Хузеева Гузелия Рифкатовна. - М.: Владос, 2014. - 572 c.
18. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей млад-шего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Про-блемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 90-92.