Фрагмент для ознакомления
2
Описательная часть
1. Рефлексивный анализ практики.
Я в период с 22.03.2022 г. по 17.04.2022 проходила учебную практику.
Во время стажировки я проанализировала программы психолого-педагогической подготовки родителей
представлены различными типами образовательных учреждений: дошкольным учреждением, общеобразовательной школой и детским учебным заведением. Это позволило узнать о структуре программ, их целях и задачах, принципах и методах работы, а также о психолого-педагогическом содержании программ. В процессе ознакомления с программой я изучил приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, правила воспитания и обучения детей и подростков, образовательные стандарты для дошкольных учреждений, общего начального, общего начального, общего и профессионального образования.
За период практики мною разработана программа психолого-педагогического образования родителей на тему курса по теме «Психолого-педагогическое образование родителей». С этой целью проводилась диагностическая работа в направлении психолого-педагогического воспитания с отобранной группой родителей. На основе достигнутых результатов были установлены цели и задачи программы и определены условия ее реализации. Кроме того, я просмотрела и пересмотрела литературу, необходимую для разработки содержания программы обучения родителей.
Все результаты практики представлены в виде отчета о проделанной работе, который, помимо всех необходим структурных единиц, содержит саморефлексию.
В ходе практики я приобрел способность анализировать нормативные правовые акты в сфере образования и применять их в своей профессиональной деятельности, научился планировать и организовывать деятельность основных субъектов образовательных отношений при реализации образовательных программ, выбирать и применять формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений во внеучебной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ.
Ответственно выполнял все задания учебной практики. Получил навык разработки психолого-педагогической программы, навык формирования портфолио, навык подготовки различных видов внеурочной деятельности студентов. Получите опыт написания отчетов, создания презентаций, выступления с ними.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План учебной практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с коллегами; углубить свои знания по психолого-педагогическому просвещению родителей, сформировать навыки в разработке мероприятий.
2. Анализ программ психолого-педагогического просвещения родителей.
Проанализируем программы психолого-педагогического просвещения родителей на примере трех образовательных учреждений разного уровня:
Mуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №133 имени Героя Социалистического Труда М.Б. Оводенко» городского округа Самара
Программа педагогического всеобуча для родителей составлена на основе проекта «Педагогическое просвещение родителей» (авторы проекта: д.пед. наук, проф. В.Г. Рындак, к.п.н., проф. М.Б. Насырова, под ред. д.и.н., проф.В.А.Лабузова). Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнерство школы с семьей есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст.58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании») перед государством за воспитание будущего поколения. В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе в Оренбургской области и Кувандыкском районе переживает противоречивое и сложное состояние: • Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. • Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.). □ Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье, утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье. • Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворенность качеством образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей и т.п.). Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлена перечисленными проблемами. Цель программы: содействие педагогическому образованию родителей как способ оказания им помощи в преодолении социокультурных и психологопедагогических проблем, связанных с воспитанием детей.
МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 301" г.о.Самара работа по программе включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный этап Цель: Взаимопринятие родителей, установление доверительных отношений Задачи - создание эмоционально-комфортного климата. - осуществление сбора информации о семьях детей. - наблюдение за взаимодействием родителей с детьми. - реализация принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения. Вовлечение в просветительскую деятельность членов семьи, инициация их активности, побуждение к анализу опыта семейного воспитания.
2. Основной этап Цель: формирование психологической культуры родителей Задачи: -активное совместное изучение ребенка и необходимых условий для его развития. -расширение сферы общения с носителями психологических знаний. -вовлечение родителей в наблюдение за детьми и анализ этих наблюдений. -улучшение понимания родителями своего ребенка, достижение способности к эмпатии (к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга); выработка навыков адекватного и равноправного общения.
3. Закрепляющий этап Цель: закрепить полученные знания и умения в области развития психолого-педагогической культуры родителей. Задачи: - развитие способности к личностному образованию, которое выражается в ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. - выработка стиля взаимодействия с ребенком, который синтезирует в себе весь характер компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей и дает интегральную характеристику определенному уровню психологической культуры родителей.
2. Программа социального партнерства с семьей «Ответственное родительство» МБДОУ детский сад № 229 Г. О. Самара
Главной целью программы является построение эффективной модели социального партнерства ДОО и семьи на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей. Достижение поставленной цели обеспечивается за счет реализации следующих задач:
• Оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
• Создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОО через единое информационное пространство.
• Внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и психолого – педагогического партнерства.
• Обеспечение высокого уровня психолого - педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка. • Привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОУ.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах семейного воспитания.
• Формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций.
• Разработка методических материалов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.
В разработке программы мы придерживались следующих принципов:
• признания уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• признания преимущественного права на воспитание каждого родителя; • сотворчества взрослых и детей;
• преемственности поколений;
• системности в деятельности педагогов, детей и родителей;
• гуманистической направленности;
• открытости;
• профессиональной компетентности.
Стержнем нашей программы является развитие личности ребенка в союзе двух институтов: родительского и педагогического с активным участием самих детей. Нами был выработан следующий алгоритм управленческих действий по организации системы социального партнерства с родителями. Первым шагом стало изучения социального статуса семей, социального заказа родителей на образовательные услуги. Анализ изучения особенностей семей микрорайона позволил отметить увеличение количества многодетных семей, имеющих детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья; семей с высокими запросами к уровню образования.
С 2011 года в нашем учреждении существует «Семейная форма образования». Педагоги детского сада оказывают помощь детям, которые находятся дома, в условиях вынужденной изоляции по причине тяжести заболевания, либо в связи с длительным процессом реабилитации. Учитель-дефектолог, посещая ребёнка на дому 2 раза в неделю, особое внимание уделяет развитию его социально-коммуникативных навыков, показывает родителям практические методы, приёмы, конструктивного взаимодействия с ребёнком. Педагог совместно с родителями составляет индивидуальную программу образовательно-коррекционного сопровождения семьи. Одним из важнейших достижений Семейной формы образования является постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников: посещение праздников, развлечений, проводимых в детском саду, участие в экскурсиях.
Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через приобщение их к образовательному процессу детского сада. Родители воспитанников стали активными участниками: • «живых уроков»; • проектной деятельности («Любимый Нижний-начало всех дорог»; «Здоровей-ка»; «Гостиные в детском саду; «Растения дарят здоровье детям» и др.» • праздников и развлечений (День знаний, День защитника Отечества, Праздник мам, День семьи, День защиты детей и другие); • акций социальной направленности (Декада правового воспитания,Декада инвалидов, Поможем птицам зимой, Я выбираю спорт! Детский сад - цветущий сад, Поможем реке и т.д.); • конкурсов разных уровней (конкурсы рисунков и поделок, стихов и карнавальных костюмов, КВН и викторины и т.д.) • творческих выставок, • совместных экскурсий, походов в музеи, театры.
3. Описание программы психолого-педагогического
просвещения родителей
Для определения содержания и направленности программы педагогического просвещения родителей, нами организовано и проведено исследование. Целью его является выявление особенностей детско-родительских отношений и осо¬бенностей родительских установок. Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Подобрать психодиагностические методики для выявления особенностей детско-родительских отношений и родительских установок.
2. Выявить особенности родительского отношения и родительских установок в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Выявление уровня и особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью следующих диагностических методик:
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга и В.В. Столин).
Методика изучения родительских установок «PARY» (Е.С. Шефер, Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет).
Тест Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.
Опросник "Взаимодействие родитель-ребёнок" (И.М.Марковская).
Методика "Цветик-восьмицветик". Велиева С.В.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение»
2. «Кооперация»
3. «Симбиоз»
4. «Авторитарная гиперсоциализация»
5. «Инфантилизация»
Полученные результаты представлены в таблице 1:
Таблица 1 Распределение испытуемых по типам родительского отношения (по методике «Опросник родительского отношения»)
Тип родительского отношения Количество испытуемых в абсолютном и процентном соотношении
Абс. %
Отвержение 4 10
Социальная желательность 8 20
Симбиоз 17 42,5
Гиперсоциализация 6 15
Инфантидизация 5 12,5
Более наглядно результаты представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 - Распределение испытуемых по типам родительского отношения (в %)
По таблице 1 и рисунку 1 видно, что из 40 опрошенных наибольшее количество склонны к такому типу родительского отношения как "Симбиоз" - 42%; наименьшее количество к "Отвержению" - 10%.
Далее мы протестировали испытуемых по методике «PARI» (опросник родительских установок).
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений и позволяют оценить детско-родительский контакт с точки зрения его оптимальности. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Мы распределили испытуемых по преобладающему типу родительского воспитания.
Таблица 2 Распределение испытуемых по типам родительского воспитания (по методике «PARI»)
Выраженность детско-родительского контакта с точки зрения его оптимальности Тип воспитания.
Оптимальный эмоциональный контакт Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком Излишняя концентрация на ребенке.
Абс. % Абс. % Абс. %
Низкая 24 60 5 12,5 - -
Умеренная 16 40 32 80 25 62,5
Высокая - - 3 7,5 15 37,5
Из таблицы 2 видно, что по показателю «оптимальный эмоциональный контакт» 60% процентов имеет низкую выраженность, что говорит об отсутствии благоприятных, оптимальных детско-родительских отношениях. И 40% имеют умеренную выраженность данного признака.
По группе «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» лишь 12,5% испытуемых имеет низкую выраженность, 40% - умеренную выраженность и 7,5% - высокую. Это указывает на недостаточный эмоциональный контакт родителей с детьми, соблюдение дистанции (80% - умеренная выраженность).
Высокую выраженность признака «излишняя концентрация на ребенке» имеет 37,5% испытуемых и 62,5% - умеренную выраженность.
Проанализируем результаты полученных исследований.
На рисунке 2 представлено распределение средних баллов признаков, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку (по методике "PARI") по группам родительского отношения (по методике ОРО).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Программа педагогического просвещения родителей по успешной адаптации детей https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/23/programma_ped.
prosveshcheniya.docx
2. Целевая программа «Семья и Школа» https://s-177.ru/images/family- school.pdf
3. Программа психолого-педагогического просвещения родителей “Родительская школа” https://podrostok.68edu.ru/?page_id=374
4. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2005. С. 125.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство - М.: Владос-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
6. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. - М.: Прометей, 2002.
7. Волков Б.С. Как воспитать ребенка, чтобы он стал успешным. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей: АСТ; Москва; 2014
9. Козина В.А., Александров Г.Ю. Сердечная педагогика в школе. Воспитание и обучение через сердце. - М.: Амрита, 2014. - 160 с.
10. Кондратова Л.И. О воспитании души ребенка - М.: ИПЛ, 2015. - 48 с.
11. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой М.: Генезис М: Генезис, 2005
12. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться - 4-е изд. - М.:Генези, 2018 - 232 с.
13. Русаков А.С. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении (по трудам С.Соловейчика). 2019. - 207 с.
14. Синичкина Е. Практическая психология для подростков М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
15. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) СПб.: Речь, 2007.
16. Степанов С.С. Азбука детской психологии. М.: Сфера , 2004. 128 с.
17. Чуднявцев С.Е. Как преодолеть школьные кризисы, или Психология современного школьника - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 174 с.