Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение управления земельными ресурсами в наше время является очень актуальным в связи с тем, что земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для всех отраслей хозяйства.
Актуальность работы обусловлена тем, что земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает, прежде всего, в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства.
По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопрос, связанный с правомерным использованием и охраной земель является на сегодняшний день наиболее актуальным.
Земельные ресурсы – поверхность земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Человек использует земельные ресурсы в основном для получения пищи. Так же следует отметить, что рост городов, промышленная и транспортная застройки, образующие в процессе добычи полезных ископаемых, карьеры и отвалы, так же начали все активнее наступать на земли сельскохозяйственного назначения
Совершенствование рыночной экономики и развитие рынка земли сделали актуальными понятия цены и земельного налога, вернули интерес к государственному регулированию использования земельных ресурсов и приемлемым методам его осуществления.
Целью прохождения практики является анализ деятельности ООО «СЕВМОРПРОЕКТ» и земельно-имущественных ресурсов Мурманской области
Задачи исследования практики.
1. Изучение нормативах актов регулирования земельно-имущественного комплекса
2. Анализ деятельности ООО «СЕВМОРПРОЕКТ»
3. Анализ организационной структуры предприятия
4. Анализ технологии выполняемы работ
5. Анализ программного обеспечения в управлении земельно-имущественным комплексом
Объектом данной работы являются земельные ресурсы ООО «СЕВМОРПРОЕКТ». Предметом – методы исследования земельно-имущественных отношений предприятия.
В процессе работы использовались следующие источники информации: конституция РФ, земельный кодекс РФ, нормативно-правовые документы, регламентирующие земельные отношения. Кроме того, были использованы учебные пособия, периодические издания, средства Интернет для изучения теории.
1.Нормативное регулирование земельно-имущественного комплекса
1.1. Основные нормативные документы
Имущественно-земельный комплекс рассматривается как система имущественных элементов и взаимодействия, складывающегося в процессах использования и накопления общественно-полезных свойств этих элементов. Из этого следует, что имущественно-земельный комплекс – это совокупность земли и расположенных на ней (юридически и связанных с ней) иных объектов недвижимости другого имущества, имеющая определенное функциональное назначение. При этом земельный участок – это база и системообразующий элемент ИЗК. Нормативно-правовые акты, регулирующие формирования и использование объектов недвижимости в соответствии с правилами землепользования и застройки (рисунок 1) лежат на стыке ряда федеральных законов, Земельного кодекса РФ, ГК РФ и Градостроительного кодекса РФ, каждый из которых включает большое количество нормативно-правовых актов.
Рисунок 1.1 – Структура земельного законодательства в сочетании с
правилами землепользования и застройки
Межотраслевой характер правового регулирования объектов ИЗК объясняет одну из особенностей его правового режима. Основными источниками правового регулирования отношений, возникающих по поводу объектов ИЗК, являются Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Взаимосвязь в ИЗК земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) и объектов движимого и недвижимого имущества предопределяет применение к данным отношениям норм, содержащихся в жилищном, водном, градостроительном, лесном, налоговом, экологическом, административном законодательстве. Каждый ИЗК в своем развитии проходит последовательность фаз жизненного цикла от создания до ликвидации, которые определяют цели, методы и средства управления им. В связи с приданием земле двойственного значения, как природного объекта и природного ресурса, с одной стороны, и недвижимого имущества – с другой, соответственно изменилось и содержание земельных отношений, и, как следствие этого, возникла и определенная специфика их правового регулирования. Земельные отношения стали предметом правового регулирования одновременно земельного и гражданского законодательства. Разграничительный ориентир между ними установлен 3 статьей Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с пунктом 1 упомянутой статьи, земельным законодательством регулируются те земельные отношения, которые связаны с использованием и охраной земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Именно эти отношения закон относит к земельным.
В то же время пункт 3 статьи 3 ЗК РФ устанавливает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также отношения по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным или иным специальным законодательством.
Таким образом, все общественные отношения по поводу земли закон четко разграничил на земельные (по поводу использования и охраны земель) и имущественные (по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками и совершения сделок с ними).
1.2. Разрешение правовых коллизий в управлении земельно-имущественным комплексом
В правоприменительной практике все значительно сложнее.
Во-первых, отношения собственности на землю, т.е. по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, как и по совершению сделок с ними, наряду с нормами гражданского законодательства в значительной степени регулируются нормами земельного законодательства.
Так, например, вопросы приватизации земель, установления условий пользования ими, ограничений и запретов при использовании, не говоря уже об обороте земель, особенно сельскохозяйственных, во многом регулируются нормами земельного законодательства.
Во-вторых, земля как объект недвижимого имущества является основой жизни и деятельности человека и обладает установленным законом приоритетом охраны как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием ее в качестве недвижимого имущества (пп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
И наконец, в-третьих, в рамках принятого на территории РФ законодательства установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (зданий, строений, сооружений), согласно которому все указанные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Указанные выше обстоятельства ставят земельный участок как объект отношений в особый режим охраны и целевого рационального использования, который обеспечивается нормами земельного законодательства даже в тех случаях, когда эти отношения имеют имущественный характер.
Примеров вышеуказанному много, наиболее заметным из них является Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который определяет и условия приватизации этих земель, и ограничения по их обороту, и особенности их использования.
В силу того, что эти отношения в значительной степени регулируются нормами земельного законодательства, естественно считать их земельными. В то же время их нельзя не отнести к гражданским отношениям, поскольку они имеют имущественный характер, а объектом их является земля как недвижимое имущество.
Такая двойственность данной группы земельных отношений еще более усиливается, когда речь заходит о взаимосвязи и взаимозависимости правового и хозяйственно-экономического положения земельных участков с расположенными на них и прочно связанными с ними иными объектами недвижимости, например зданиями, строениями, сооружениями, водными объектами и т.п.
Здесь оборот земельных участков совмещается с оборотом упомянутых иных объектов недвижимости в рамках единых действий.
При совершении гражданско-правовых сделок земельный участок и расположенные на нем и прочно связанные с ним иные объекты недвижимости, в тех случаях когда они принадлежат одному лицу, выступают в виде единого имущественно-земельного комплекса, являющегося и единым объектом отношений. Имущественно-земельный комплекс является объектом гражданско-правовых отношений, поскольку составляющие его элементы (земельный участок и прочно связанные с ним другие объекты недвижимого имущества) представляют собой объекты имущества. В то же время эти отношения нельзя не назвать земельными по причинам, которые были изложены выше. Из всего сказанного выше следует, что гражданско-правовые отношения, объектом которых является земельный участок в любой форме, т.е. в комплексе с иным имуществом либо вне его, правомерно считать земельно-имущественными отношениями.
Собственно, в правоприменительной практике имущественно-земельные отношения именно в таком их понимании уже давно принимаются в качестве предмета как гражданского, так и земельного права.
В смысле изложенных выше положений отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками как объектами имущества, всегда (а не только применительно к земельно-имущественным комплексам) являются отношениями имущественно-земельными, регулируемыми нормами как гражданского, так и земельного законодательства.
Имущественно-земельный комплекс, как единый объект имущественноземельных отношений, представляет собой сложную вещь, состоящую как минимум из двух элементов: земельного участка и прочно связанных с ним других объектов. В связи с этим возникает вопрос о главной вещи в комплексе.
Вопрос этот имеет большое практическое значение, так как главная вещь комплекса определяет юридическую судьбу иных его объектов, являющихся в этом случае принадлежностью главной вещи.
Земельным и гражданским законодательством этот вопрос решается поразному. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного права является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все расположенные на земельном участке объекты недвижимости следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Тем самым, однозначно земельный участок определен в качестве главной вещи в земельно-имущественном комплексе. Это же подтверждается
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: Принят Гос. Думой 25.10. 2001 года № 136 – ФЗ [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: Принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г.: одобр. Советом Федерации 24 сентября 2003 г. [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru
3. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Текст]: федер. закон: Принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.: одобр. Советом Федерации 6 июня 2001 г. [Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru
4. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости [Текст]: федер. закон: Принят Гос. Думой 3 июля 2015 г.: одобр. Советом Федерации 8 июля 2015 г. [Электронный ресурс]/ Информационноправовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru
5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения [Текст]: федер. закон: Принят Гос. Думой 21 декабря 2010 г.: одобр. Советом Федерации 24 декабря 2010 г.
[Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал «Гарант» - Режим
доступа: http://base/garant.ru
6. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости [Текст]: федер. закон: Принят Гос. Думой 4 июля 2007 г.: одобр.
Советом Федерации 11 июля 2007 г. [Электронный ресурс]/ Информационноправовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
8. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2015 г.
9. Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды”
13. Постановление Правительства Мурманской области от 23 сентября 2009 г. № 733 - П «Об утверждении переченя автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Мурманской области».
14. Киселева Н.А. Управление земельными ресурсами [Текст]: учебнометодическое пособие / Н.А. Киселева, О. В. Тараканов – Пенза: ПГУАС, 2012. – 140 с.
15. Варламов, А.А.: Управление земельными ресурсами. [Текст]: учебные и методические пособия для студентов высших Учебных заведений/ А.А. Варламов, А.А. Рассказова М.: Колос 2007. - 68с.
16. Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами [Текст]: учебнометодическое пособие / Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В., Семкина О.С., Хованова Н.В.: – СПб.: Питер, 2006.-448 с.
17. Методические указания по межеванию и оформлению землеустроительного дела [Текст]: утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.
[Электронный ресурс]/ Информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base/garant.ru.
18. Аверьянова Н.Н. Правовые аспекты государственного управления землями сельскохозяйственного назначения. Журнал: «Государственное управление. Электронный вестник» 2013 г
19. Носокова М.М., Тюкленкова Е.П. Исследование территорий овражнобалочной системы Мурманской области, Международный аграрный журнал «Молодежь и наука» 2016 г.
20. Лютых Ю. А. Повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения Журнал: «Вестник красноярского государственного аграрного университета» 2010 г.