Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период с 14.03.2022 г. по 04.04.2022 г. проходила практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на базе психологической службы
Целью практики является приобретение формирование опыта работы практического психолога.
Задачами практики является:
1. Приобретение практического опыта психодиагностической, консультативной, профилактической и коррекционной работы.
2. Развитие навыков организации научно-исследовательской деятельности.
3. Развитие навыков и умений использования интерактивных методов и приемов при реализации различных программ по оптимизации психической деятельности человека.
4. Формирование навыков профессионального общения. 5. Развитие способности студента к проектированию, прогнозированию и анализу своей практической деятельности
1.Общая характеристика профильной организации
1.1.Общая характеристика МАОУ "СОШ № 8"
Полное наименование организации: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8"
Сокращенное наименование организации: МАОУ "СОШ № 8"
Дата создания организации: 03.09.1952
Тип образовательной организации: средняя общеобразовательная школа
Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляются Администрацией Великого Новгорода в лице комитета по образованию Администрации Великого Новгорода, действующего на основании Положения о комитете по образованию Администрации Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 09.04.2003 № 90
Руководитель: Председатель комитета образования Администрации Великого Новгорода - Шанаева Ирина Львовна
Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Московская, дом 21/6
Миссия МАОУ "СОШ № 8" – Равенство в доступности качественного образования для разных жителей г. Коломна, воспитание самостоятельной, творческой, активной личности, имеющей устойчивый вектор интересов, направленный на расширение и углубление своих знаний, и намеревающейся реализовать свой потенциал в технической области.
Стратегия МАОУ "СОШ № 8" – Заключается в создании современной открытой эффективной организационно-образовательной системы личностного развития и профессионального самоопределения старшеклассников в сфере технических наук, интегрирующей вновь создаваемые информационно-методические ресурсы школы и социальные возможности
1.2.Анализ психологической службы в профильной организации
Психологическая служба образовательных учреждений разного типа и вида (исключая ППМС-центр) создается его руководителем в составе руководителя учреждения (руководитель Службы), его заместителей по научной, учебной и воспитательной работе, штатных (нештатных) педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, врача.
Структура и порядок организации работы Службы образовательного учреждения определяется его руководителем по согласованию с территориальными управлениями, а при отсутствии таковой с муниципальной Службой, исходя из штатного расписания, специфики деятельности учреждения, квалификационных характеристик должностей, требований Положения о психологической службе в системе Министерства образования и науки Самарской области, и отражаются в Уставе образовательного учреждения, правилах внутреннего трудового распорядка и должностных инструкциях работников.
Количество педагогов-психологов в образовательном учреждении определяется по нормативам из расчета на одного обучающегося, воспитанника в соответствии с возрастной категорией и объемом психопрофилактической работы в зависимости от уровня психического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Основными функциями организации являются развитие интеллектуально, нравственно и физически здоровой личности спсобной к творчеству и самоопределению.
Место психологов в организации, в какое подразделение входят, включенность в профессиональные объединения за пределами данной организации.
Психолог Петрухнова А.А. работает в региональном социопсихологическом центре. В школе работает по договору.
1.3. Описание видов деятельности психолога в организации
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Задачи работы психолога в образовательном учреждении:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- работа, направленная на адаптацию детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- разработка и создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, направленных на адаптацию учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;
- создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования (из начальной школы в неполную среднюю, из неполной средней в среднюю образовательную, из средней образовательной в профессиональную и пр.);
- работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в учреждении образования (как среди рабочего коллектива, так и среди учащихся);
- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.
2.Практическая деятельность в профильной организации
2.1.Проведение психодиагностического исследования
Тестирование было проведено на общем собрании трудового коллектива, число респондентов составило 31: 29 женщин и 2 мужчины, в возрасте от 25 до 65 лет. Стаж работы от 2,5 лет до 44 лет.
В исследовании был использован комплекс методов и методик: теоретические методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение, анализ полученных результатов;
– эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Субъективная оценка межличностных отношений» СОМО (С. В. Духновский), «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (К. Томас), «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Обобщенные результаты проведенного исследования по трем методикам показали, что 23 педагога, принявших участие в исследовании стратегии межличностных отношений в условиях реорганизации общеобразовательного учреждения, имеют уже достаточно сформированные определенные стратегии, такие как компромисс и разрешение проблем, находясь при этом в дисгармоничных отношениях.
Результаты исследования по методике «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса показали:
– стратегией «компромисс» выраженно пользуются 14 педагогов (61%), в этом стиле обе стороны в конфликтной ситуации уступают друг другу, что позволяет педагогам сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то, чем все потерять;
– стратегию «избегание проблем» выбирают 10 педагогов (44%); применяя этот подход, педагоги не отстаивают свои позиции, не сотрудничают, игнорируют либо просто уклоняются от разрешения конфликта;
– стратегию «приспособление» применяют девять педагогов (39%), они взаимодействуют друг с другом, но добровольно отказываются от борьбы, не пытаясь отстаивать свои интересы;
– стратегии «сотрудничества» (три педагога – 13%) и «соперничества» (три педагога – 13%) представлены в равном соотношении.
2.2. Рекомендациями по предупреждению выявленных нарушений и отклонений
Полученные результаты диагностических методик, говорят о том, что компромиссная линия поведения, принятая в качестве основной стратегии педагогического коллектива, чревата глубинными конфликтами, так как проблемы не решаются, а только несколько сглаживаются.
Решение данной проблемы требует постоянной, систематичной работы, участия всех членов педагогического коллектива и привлечения других специалистов: психологов, конфликтологов, врачей и т.д.
Исходя из этого, необходимо разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе образовательной организации.
Цель комплекса мероприятий: формирование положительного отношения у педагогов к межличностному конфликту, развитие умений распознавать межличностный конфликт на ранней стадии появления и овладение педагогами навыков направлять развитие межличностного конфликта в конструктивное русло.
Задачи комплекса мероприятий:
– создать условия для доверительной атмосферы в педагогическом коллективе;
– расширить знания педагогов о межличностном конфликте и его предупреждении;
– развить у педагогов умения и навыки конструктивного разрешения межличностного конфликта на ранней стадии его развития.
Ожидания эффективности от проведения комплекса мероприятий по предупреждению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе:
– положительное отношение педагогов к межличностному конфликту;
– умение педагогов распознавать межличностный конфликт на ранней стадии появления;
– овладение педагогами навыков применения способов и методов предупреждения конфликтов.
2.3.План консультационной беседы для должностного лица и/или служебного коллектива по психологическим проблемам
При осуществлении профессионального психологического отбора в ОВД, наряду с другими методами, большое значение в ЦПД придается интервьюированию претендента. Наиболее успешно нами используется полуструктурированная беседа, которая включает в себя как стандартные вопросы, связанные в основном со сбором анамнестических данных, так и вопросы, основанные на “свободной тактике”, но в сочетании с определенной направленностью на необходимую информацию.
Рассмотрим, не останавливаясь на анамнестических сведениях, некоторые вопросы “свободной тактики”, используемые нами в беседе.
1. Какова Ваша цель в работе? Почему Вы решили посвятить жизнь (или некоторое время) этому делу?
Вопрос на самом деле очень глубокий, затрагивающий области ценностей, мотивационной направленности, жизненного предназначения. Кандидат, считающий данную работу возможностью самовыражения, собственного личностного развития, почти всегда успешнее, целеустремленнее и трудоспособнее. Совсем другое дело, когда звучат такие ответы: “А что было делать, нормальной работы нет, пришлось идти в органы”; “Без стажа никуда не берут”; или - “Друзья позвали”.
2. Что хотелось бы получить от работы?
Один претендент отвечает: “Хочу удовлетворения, интересных людей рядом, хорошую зарплату”, или: “Хочу самоутвердиться, сделать карьеру”. Это человек с программой “к”, у него есть к чему стремиться, двигаться. Как правило, это энергичные и предприимчивые люди, они заинтересованы в успехе и конечном результате.
Другой человек - “от", отвечает: “Не хочу рутины, однообразия, нищеты”... Человек “от" - это немного “автопилот”, тяготеет к привычному стереотипному виду деятельности, не любит резких перемен и неожиданностей, т. е. нацелен на избегание неуспеха.
3. Назовите три хороших и три плохих качества начальника. (Имеется в виду не конкретный начальник, а абстрактный, начальник “вообще").
Кандидаты, отвечая на этот вопрос, неизбежно привлекают эпизоды личной истории, связанные с управляемостью, лояльностью, конфликтами. Делясь своим видением руководителя, претендент открывает психологу методы и стили управления собой.
4. Назовите свои хорошие и плохие качества.
Взвешенное суждение, без преобладания повышенной или пониженной самооценки, есть признак личностной зрелости. О незрелой личности свидетельствуют, например, такие ответы: “Как я могу о себе судить”; “Другие лучше знают”.
2.5.Конспект психологического тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
1) познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, причинами возникновения и способами профилактики;
2) снизить уровень эмоционального напряжения;
3) содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
4) сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ход тренинга:
Вступительное слово:
Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Заключение
При планировании и осуществлении работы на практике для меня наиболее полезными оказались следующие дисциплины: возрастная психология и психология развития; общая психология; педагогическая психология; общий педагогический практикум; методы математический статистики и информатика в психологии.
В течении прохождении практики я познакомилась с большим количеством различной методической литературы, с федеральными законами в области образовании, отчетными документами педагогов и педагогов – психологов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бардышевская, М.К.Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие / М.К.Бардышевская. – Москва: Юрайт, 2021.– 153с.
2. Бурлакова, Н.С.Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич.– Москва: Юрайт, 2021.– 270с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник / Б.А.Сосновский [и др.]; под ред. Б.А.Сосновского.– Москва: Юрайт, 2021.– 359с.
4. Выготский, Л.С.История развития высших психических функций/ Л.С.Выготский.– Москва: Юрайт, 2021.– 336с.
5. Выготский, Л.С.Психология развития. Избранные работы/ Л.С.Выготский.– Москва: Юрайт, 2021.– 281с.
6. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
7. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
8. Обухова, Л.Ф.Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф.Обухова.– Москва: Юрайт, 2021.– 460с.
9. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
10. Подольский, А.И.Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие / А.И.Подольский, О.А.Идобаева.– Москва: Юрайт, 2021.– 124с.
11. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
12. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2021. – 318 с.
13. Психология развития и возрастная психология: учебник / Л.А.Головей [и др.]; под общ. Ред. Л.А.Головей. – Москва: Юрайт, 2021.– 413с.
14. Рогов, Е.И.Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие/ Е.И.Рогов.– Москва: Юрайт, 2021.– 412с.
15. Рогов, Е.И.Практикум школьного психолога: практическое пособие/ Е.И.Рогов.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 435с.
16. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие/ И.В.Дубровина [и др.]; под ред. И.В.Дубровиной. – Москва: Юрайт, 2021.– 206с.
17. Склярова, Т.В.Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум / Т.В.Склярова, Н.В.Носкова; под общ. Ред. Т.В.Скляровой.– Москва: Юрайт, 2021.– 235с.
18. Солдатова, Е.Л.Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник / Е.Л.Солдатова, Г.Н.Лаврова. – Москва: Юрайт, 2021.– 384с.
19. Сорокоумова, Е.А.Возрастная психология: учебное пособие / Е.А.Сорокоумова.– Москва: Юрайт, 2021.– 227с.
20. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва: ЮРАЙТ, 2020. – 406 с.
21. Хилько, М.Е.Возрастная психология: учебное пособие / М.Е.Хилько, М.С.Ткачева.– Москва: Юрайт, 2021.– 201с.
22. Хухлаева, О.В.Психология развития и возрастная психология: учебник / О.В.Хухлаева, Е.В.Зыков, Г.В.Базаева; под ред. О.В.Хухлаевой.– Москва: Юрайт, 2020.– 367с.
23. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
24. Шаповаленко, И.В.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум / И.В.Шаповаленко. – Москва: Юрайт, 2020.– 457с.