Фрагмент для ознакомления
2
Конспекты 3 открытых логопедических занятий с самоанализом, подписью и оценкой учителя-логопеда.
Конспект № 1
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Виды детской деятельности:
Игровая,
Двигательная,
Коммуникативная.
Материально-техническое оснащение.
Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.
Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).
Ход
I Орг.момент
Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)
II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)
Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?
А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)
Картинки на доске: ромашка, букашка,
шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”
игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)
3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша
Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)
4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу
Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём
5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке: (Психогимнастика).
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.
6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)
Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.
Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]
На занятии присутствовали дети старшеq группы, посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья
Конспект № 2
Тема: «Посуда»
Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа), 6 слов (2 подгруппа);
- пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат опорные сигналы ;
Развивающие:
- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
- закреплять понятия: «слово – признак», «слово – действие».
Коррекционные:
- закреплять умение детей составлять предложение по предметным картинкам и схемам предлогов (на, под, за, между, в) .
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- бережное отношение к посуде.
Оборудование: опорные сигналы к тексту, две сюжетные картины с изображением Федоры, схемы предлогов, мяч, цветок с двумя кармашками,
предметы посуды (чайник, кастрюля, сахарница, хлебница, бокал, поднос), предметные картинки с изображением игрушек, листы, простые карандаши, трафареты посуды и ножницы по количеству детей, бумажная скатерть, магнитофон с записью русской народной мелодии «Ах, вы сени, мои сени», конверт с письмом.
Методы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа: чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание физминутки, рассматривание предметов посуды, сделанных из разных материалов, работа со схемами предлогов.
Конспект занятия.
Организационный момент. Дети входят в группу и садятся на стульчики.
Логопед: Дети, я сейчас вам прочитаю отрывок из произведения К.И.Чуковского, а вы послушайте и скажите, как оно называется
Читается отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».
Логопед: Молодцы !
Разворачивается доска с изображением плачущей Федоры.
Логопед: Ребята, кто это?
Дети: Федора.
Логопед: Нам Федора прислала письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие дети, от меня убежала вся посуда. Она вернётся, если вы поможете мне, выполнив задание. Пожалуйста, помогите!»
Логопед: Ну что ребята, поможем Федоре, постараемся?
Дети: Да.
Основная часть
Логопед: Ребята, давайте выполним первое задание Федоры. Выходите в центр группы, встаньте в круг и передавая мяч друг другу расскажте Федоре какой бывает посуда, если она сделана из разных материалов ?
Дети: фарфоровая, стеклянная …,
Логопед: какая она была, когда убегала от Федоры?
Дети: грязная, немытая, разбитая, … ,
Логопед: какой она должна быть?
Дети: чистой, блестящей, красивой…...
Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?
Дети: слова – признаки.
Логопед: А теперь расскажем, как нужно обращаться с посудой, что с ней можно делать?
Дети: беречь, чистить, мыть…..
Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что делает?
Дети: слова – действия.
Логопед: Молодцы! С этим заданием Федоры вы справились. Садитесь на стульчики
Дети проходят на стульчики
Логопед: Федора прислала картинки и просит вас пересказать рассказ, который называется «Мамина чашка»
Логопед читает, по ходу чтения указывает на опорные сигналы
На улице шёл дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.
На улице совсем стемнело и дождь шёл всё сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце. Алеше стало стыдно. Он пошёл к маме и во всём признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.
Логопед: вы внимательно слушали рассказ? Ответьте на мои вопросы:
Какая погода была на улице? Что не разрешила мама Алёше? Алеше было скучно или весело? Что стал делать Алёша? Куда упал мяч? Что стало с чашкой? Что сделала мама? Что сделал Алёша? Что сделала с Бобиком мама? Какая погода была на улице? Что делал под окном Бобик? Что чувствовал Алёша?
Как поступили с Бобиком?
Логопед добивается полных, развёрнутых ответов детей.
Логопед: Ребята, давайте выполним следующее задание Федоры. Выходите в круг.
Физминутка «Федорино горе»
И помчалися по улицам ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
На месте движения руками сверху вниз
хватательные движения руками
руки на поясе
дети бегут по кругу
стоя на месте, одна рука на поясе, другая вытянута вперёд.
Ходьба с высоким подниманием колен
Логопед: Молодцы! А теперь я вам буду бросать мяч и называть слово- действие, а вы должны вспомнить предложение из рассказа.
Дети выполняют задание.
Логопед: Шёл.
Ребёнок: На улице шёл дождь.
Слова-глаголы: - не разрешила –взял – опрокинул –– пришла –- выгнала –– скулил –– признался – пустили.
Логопед: Садитесь и ещё раз послушайте рассказ. Внимательно запоминайте его.
Вторичное чтение рассказа. Пересказ рассказа 3-4 детьми.
Логопед: Молодцы! Чей рассказ вам понравился больше всего? И почему?
Ответы детей.
Логопед: Итак, последнее задание, которое поможет найти и вернуть посуду Федоре.
Логопед приглашает детей пройти к столу с цветком.
Посмотрите, какой красивый цветок у нас на столе! На каждом лепестке цветка с одной стороны картинка с изображением предмета, а с другой стороны – схема с маленьким словом-предлогом. С их помощью вы поймёте, где спряталась посуда.
Дети по очереди подходят к столу, берут по одному лепестку и выполняют задание.
Маша: Посуда находится за мишкой ….(около куклы, между зайцем и пирамидкой, под стулом, на столе)
Заключительная часть.
Развитие мелкой моторики руки (под запись русской народной песни).
Логопед: Молодцы! Давайте сделаем Федоре подарок.
Дети: Давайте!
Логопед: Возьмите трафареты, простые карандаши обведите посуду по контуру, затем ножницами вырежьте её.
Дети выполняют задание.
Логопед: Какая новая замечательная посуда получилась для Федоры! Посмотрите на Федору, она такая же грустная?
Дети: Нет.
Логопед: Федора весёлая и довольная, благодаря вам.
Рефлексия
Логопед:А у вас какое настроение?
Дети: Хорошее. Радостное. Весёлое.
Логопед: Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
Дети: выполнять задания Федоры, искать посуду и т.п.
Логопед: Ребята, вы – молодцы, со всеми заданиями справились замечательно! До следующей встречи!
Самоанализ занятия
Занятие проводилось с детьми 5-6 лет c фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме «Посуда» в соответствии с перспективным и календарным планами коррекционно- развивающей работы.
На занятии была поставлена следующая цель: обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа), 6 слов (2 подгруппа);
- пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат опорные сигналы ;
Развивающие:
- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
- закреплять понятия : «слово – признак», «слово – действие».
Коррекционные
- закреплять умение детей составлять предложение по предметным картинкам и схемам предлогов (на, под, за, между, в) .
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- бережное отношение к посуде.
Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве развивающей, образовательной, коррекционной и воспитательной задачах. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, игровыми и практическими.
Показать больше