Фрагмент для ознакомления
2
Дата проведения занятия: 25.04.2022
Место данного занятия в системе занятий по изучаемой теме. Данное фронтальное занятие занимает важное место в системе, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном - развивающей работы
Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы.
Учебный материал имеет доступную для детей форму.
Поставленные логопедом цели соответствуют особенностям учебного материала. Логопед ставит перед собой образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи. Прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Выбор речевого материала соответствует задачам занятия.
Организация занятия:
- количество детей: 8.
- кабинет оформлен очень красочно, логопед использовал игрушки ёжика и других лесных зверей, картинки леса и яблок, качество наглядных материалов очень высокое.
Структура занятия:
- Структура занятия имеет стандартный вид. Вступительная часть, основная и заключительная (рефлексия). Этапы четко отделены друг от друга.
Продолжительность занятия 18 мин, вступительная часть: 2 минут, основная – 12 минут, заключительная – 4 мин.
Соотношение высказываний логопеда и детей примерно 40\60%.
Фактический ход занятия соответствует запланированному, отступления от конспекта не было.
Соотношение времени, отведённого на фронтальную и индивидуальную работу: 50\50%
Соотношение речевых и неречевых заданий 50\50%
Анализ этапов занятия:
Цель занятия была доведена до группы. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).
Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.
Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации).
Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
Особенности применения методических приёмов логопедом:
Для достижения поставленных задач воспитатель продумал тип занятия, его структуру, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия.
Обращает на себя внимание индивидуальный подход к детям. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Индивидуальными особенностями детей воспитатель руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места. При этом учитываются особенности физического развития каждого ребенка, своеобразие психического развития и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то такого ребенка воспитатель посадил поближе. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже посадили поближе. Недалеко от воспитателя были размещены сидеть и тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании учитывались также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь педагог руководствовалась педагогическими ценностями, подбирала соседей, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Индивидуальный подход на занятии позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей.
Логопед на протяжении всего занятия контролировал речь детей, исправлял допущенные детьми ошибки. Предъявляемые требования соответствовали речевым возможностям и личностным особенностям каждого ребенка.
Инструкции и вопросы логопеда были доступными и четкими. Использовались вопросы наводящие и альтернативные.
Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
Следует отметить эмоциональное состояние воспитателя. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику.
Можно наблюдать контроль со стороны воспитателя за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяли полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Особое внимание уделялось самостоятельности и произвольности речи.
Оптимальным является использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Воспитатель проводит пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.
Характеристика логопеда:
Логопед профессионально осуществлял контакт с группой детей, был настойчив в достижении цели, проявлял максимум педагогического такта. Речь была доброжелательной, понятной, логичной. Внешний вид логопеда нравился детям, они с удовольствием общались.
Результаты занятия:
Организация, формы работы и привлекаемый педагогом материал соответствует возрастным особенностям детей, возможностями их речевого и общего психического развития.
Логопед активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Намеченный план занятия был выполнен.
Степень самостоятельности детей-высокая, уровень активности детей – высокий, темп работы – средний.
Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия:
Учитывая встречающуюся у детей данной группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе занятия воспитателем предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.
Предложений и рекомендаций по проведению занятия нет.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики.//Материалы сайта http://ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/avanesov.htm
2. Белякова Л. И. Логопедия. Заикание/ Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова - Академия, 2012 г.-224 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4. Волкова Л. С Логопедия: Учебник для студентов дефектол. ф-тов пед.вузов. 5-е изд. –М., ВЛАДОС,2009-704 с
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики.-М., Эксмо, 2011-288 с.
6. Кузнецова И.Г., Головинская Е.Ю. Педагогическая диагностика причин школьных трудностей. Самара 2001.
7. Материалы сайта http://pedsovet.org/
8. Материалы сайта http://iemcko.ru/index.html
9. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в обучении.- Новокуйбышевск, 2009 год.- с.93
10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005.
11. Поварова И. А. Заикание. Диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи/А. И. Поварова - СПб, Речь, 2005.
12. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей по итогам научно – исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год.-научное издание, Челябинск,2016 г, - с.202
13. Фотекова Т.А., АхутинаТ.В.Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: М.: АРКТИ, 2002.
14. Шевцова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания/Е. Е. Шевцова-М.: библиотека логопеда