Фрагмент для ознакомления
2
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМСЯ
В качестве обучающегося, с которым будет проводиться индивидуальная психолого-педагогическая работа, была выбрана Самир А., обучающийся 3 класса в возрасте 9 лет. Для диагностики образовательной обстановки младшего школьника и выявления его образовательных потребностей, а также предметных тем, по которым необходимо провести дополнительную индивидуальную педагогическую работу, была составлена анкета (Приложение 1). Заполненная ребенком анкета представлена в Приложении 2.
Представим краткую психолого-педагогическую характеристику на ребенка. У данного ребенка дольше (почти на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из - за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы, поэтому находится в рядах хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) он правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьник при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.
Затруднения у обучающегося 3 класса - «неразвитость орфографической зоркости».
Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема и распределения внимания.
Для того, чтобы выявить затруднения ученика, составили анкету, где предусмотрено 10 вопросов: 5 открытых, без предложенных вариантов ответа, 5 закрытых вопросов.
Программа коррекционно-развивающей работы с младшим школьником «Будь внимателен!»
Программа рассчитана на 3 занятия, которые проходят 1 раз в неделю, длительность занятия 20 – 25 минут. Занятия по развитию внимания проводятся в индивидуальной форме.
Структура занятия определена следующим образом:
I. Вводная часть (Разминка.) 2-3 мин
II. Основная часть: 10 мин
III. Заключительная часть: 2 мин
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Для реализации программы предусмотрено материально-техническое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- дидактические игры, картинки на развитие свойств внимания;
- простые и цветные карандаши;
- игрушки.
Предполагаемые результаты:
1. Внимание должно стать произвольным, устойчивым, объем и концентрация - близкими к норме;
2. Обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения;
3. Расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.
Тематический план
№ Раздел Количество часов
1. «Будь внимателен» 1
2. «Игра на внимание» 1
3. «Все виды внимания» 1
Итого 3
Занятие № 1. «Будь внимателен»
Цели:
Воспитывающая: способствование развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Развивающая: развитие внимания, обучение быстрому и точному реагированию, развитие активного внимания.
Образовательная: формирование умения общаться с педагогом.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата.
УУД:
Личностные: ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Регулятивные: активно взаимодействует со взрослыми. Осуществление действий по образцу и заданному правилу.
Познавательные: ребёнок проявляет любознательность.
I. Вводная часть (Разминка.) 2-3 мин
Цель: настроить ребенка на положительную работу.
II. Основная часть: 10 мин
Цель: диагностика и коррекция основных видов и свойств внимания.
Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их. Для исправления текста не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.
Обработка результатов:
Подсчитать количество ошибок:
0 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
5 и более низкий.
Текст: Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т с юда, чтобы помочь людям. Скоро удалос ь м не на машине.
III. Заключительная часть: 2 мин
Рефлексия проведенного занятия.
Самиру А. понравилось проведенное занятие, что визуально прослеживалось по эмоциям, самоконтролю и поведенческим реакциям (проговаривание задания; ответственность выполнения; желание улучшить результат; вопросы на уточнение понимания текста; догадка о предназначении текста). Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика и коррекция основных видов и свойств внимания ребенка обеспечивалась благоприятным психологическим фоном.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ансимова Н. П., Смирнова А. В. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ // Ярославский педагогический вестник. 2020. №6 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-i-pamyati-mladshih-shkolnikov-na-urokah (дата обращения: 12.05.2022).
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
4. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] / Л.П. Григорьева // Ж. Дефектология № 1, 2002
5. Дубровинская, Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания [Текст] / Н.В. Дубровинская. – Л. «Наука»,1985
6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640с.
7. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: учеб.-метод. пособие для студентов [Текст] / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 370 с.
8. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская – М.: ВЛАДОС, 2003 – 245 с.
9. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
10. Старых А. И. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 10.08.2020).
11. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 610-612. URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (Дата обращения: 22.12.2019).
12. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина. Ярославль, 1997.