Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Заполнение сравнительной таблицы
Критерии сравнения Социальный педагог Педагог-психолог
Основные направления профессиональной деятельности в образовательном учреждении (перечислить) Социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием [12, с.19]:
1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;
2) социально-педагогическая защита прав ребенка;
3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;
4)социально-педагогическое консультирование;
5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;
7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);
8) организационно-методическая деятельность. К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся [1, с.15]:
-психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- здоровьесберегающая деятельность;
-психолого-педагогическое консультирование;
- психологическая профилактика и просвещение;
- методическая работа;
- психологическое сопровождение управленческих процессов.
Основные профессиональные функции
Можно выделить 10 функций социального педагога образовательного учреждения [12, с.22]:
-аналитико-диагностическая;
- прогностическая,
-организационно-коммуникативная,
- коррекционная,
-социально-профилактическая и реабилитационная,
-координационно-организационная,
- социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся,
- охранно-защитная,
- психотерапевтическая,
- посредническая.
В этот список можно включить еще одну функцию – самообразование, так как для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога. Функции педагога-психолога [4, с.21]:
1.Образовательно-воспитательная.
2. Диагностическая.
3. Организаторская.
4.Прогностическая.
5.Предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая.
6.Организационно-коммуникативная.
Компетенции, профессионально важные качества Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Специальная компетентность:
владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие
Социальная компетентность:
владение приёмами организации группового взаимодействия, совместной, профессионально ориентированной деятельности, а также принятыми в данной профессии приёмами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда.
Личностная компетентность:
владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности.
Индивидуальная компетентность:
владение приёмами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать свой труд рационально, без перегрузок [9, с.23].
Социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость [9, с.24]. Профессиональная компетентность педагога-психолога проявляется в деятельности и может быть представлена как интегрированная структура, включающая:
специальную готовность, представленную специальной квалификацией и функциональной грамотностью человека, его личностной компетентностью, социальной функциональной грамотностью (результат специальной подготовки в вузе, в процессах послевузовской доподготовки и профессиональной деятельности);
квалификацию в деятельности как результат освоения технологий психолого-педагогической деятельности на практике и приобретения способности к ее рефлексии;
организационно-деятельностную компетентность, способность преобразовывать деятельность на основе результатов ее рефлексивного анализа (результат освоения механизмов развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности) [10, с.20].
Профессионально важные качества: коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость [10, с.22].
Контингент, с которым работает (укажите типичные группы) Дети:
- из многодетных семей;
- из социально опасных семей;
- «группы риска»;
- находящиеся на учете;
- оставшиеся без попечения родителей;
- из малообеспеченных семей.
Непосредственно родители данных категорий семей, педагоги.
Взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости). Педагог-психолог — это специалист, который работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и полиции, родителями детей и их родственниками.
Основные ситуации запроса в образовательном учреждении, проблемы, с которыми работает - информирование по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий обучающихся, правовое воспитание по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
-социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. — разрешить острые конфликты между учениками;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотова, А. К. Настольная книга практикующего психолога: практическое пособие / А. К. Болотова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 341 с.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: ACADEMIA, 2001. – 158 с.
3. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, С. В. Васильева, А. В. Микляева, С. А. Безгодова; под редакцией В. Н. Панферова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 291 с.
4. Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / В. М. Голянич [и др.]; под редакцией В. М. Голянича, С. В. Семеновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 365 с.
5. Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / общ. ред., сост. О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. – Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. – 170 с.
6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога средней школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 511 с.
7. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 442 с.
8. Колтовская, М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. – М.: ИСПС РАО, 2004. – С. 23–28.
9. Рабочая книга социального педагога: Пособие для самообразования / Орлов. гос. пед. ун-т, Орлов. обл. упр. соц. защиты населения. – Орел: Книга, 1995. – 157 с.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практ. пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017. – 233 с.
11. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практ. пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп., 2018. – 130 с.
12. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: [5 - 11кл.] / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005. – 207 с.