Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований как система
Социально-экономическое развитие – это планомерный управляемый процесс, направленный на достижение качественного изменения социальной сферы и экономического благосостояния, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления муниципальным развитием необходима социально-экономическая политика и определенные институциональные преобразования.
Развитие муниципальных образований в Российской Федерации осуществляется на основе планов социально-экономического развития, утвержденных органами законодательной и исполнительной власти муниципального образования.
Стратегическое планирование муниципального образования в современных условиях – основа эффективного развития территории и ее способности не только обеспечивать необходимый уровень качества проживания населения, но и способность противостоять негативным проявлениям социально-экономических кризисов. Именно поэтому важная часть стратегических планов – совокупность мероприятий, программ и показателей социально-экономического развития территории на определенный период времени, а также «дорожные карты» для их достижения и эффективного управления процессом.
Стратегический план — документ, определяющий главные цели и задачи города, важнейшие стратегические направления развития и основные мероприятия [1, С.13].
Сущность управления социальным развитием территории состоит в качественном изменении жизни населения муниципального образования, которые вызваны целенаправленными действиями органов управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Рост которых, связан с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов муниципального образования, ростом качества, количества и ассортимента предоставляемых благ и услуг на территории.
Муниципальное управление представляет практическое, организующее и регулирующее воздействие муниципальных органов власти на общественную жизнедеятельность населения территории в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала. Содержанием территориального управления являются все процессы управления социально - экономическими системами и объектами муниципалитета .
Субъект муниципального управления - это население муниципалитета .
Объект муниципального управления -это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами .
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципалитета понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципалитета. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и муниципальными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону .
Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, особенностями муниципалитета как объекта управления, включающего все стороны жизни людей методы муниципального управления, по нашему мнению, можно определить как совокупность целенаправленных форм воздействия (нормативно-правовых, финансово-кредитных, налоговых и т.д.) на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью достижения максимального социально-экономического эффекта .
Главная цель управления социально-экономической ситуацией состоит в улучшении качества жизни населения местного сообщества, и увеличение его вклада в развитие всего общества .
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную социально - экономическую политику. Муниципальная социально - экономическая политика может рассматриваться в виде комплекса мер, которые осуществляют органы муниципальной власти. Меры направлены на расширение экономического потенциала муниципального образования и повышение эффективности его использования, повышения конкурентоспособности предприятий, расположенных в регионе.
Основная цель муниципальной социально - экономической политики - рост качества жизни, через обеспечение занятости, создание налоговой базы для муниципального бюджета .
Основными задачами муниципальных органов управления по разработке и реализации социально-экономического развития являются:
- определение наиболее существенных диспропорций в экономике муниципалитета;
- формирование стратегических целей по совершенствованию структуры экономики муниципалитета;
- выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики муниципалитета;
– - создание и обеспечение функционирования организационно- экономического механизма в части регулирования и поддержки преобразований в экономике .
Для достижения целей территориального развития используется потенциал территории. Для социально-экономического развития важным является наличие условий и использование факторов управления.
Управление социальной сферой муниципалитета является приоритетно задачей органов государственной власти и управления, ответственных за обеспечение качества жизни населения территории. В стратегии социально-экономического развития каждого муниципалитета, субъекта Российской Федерации обязательно определены задачи социального развития и полномочия органов власти по их реализации.
Социальное развитие включает в себя широкий спектр вопросов, которые можно разделить на несколько больших блоков:
1) обеспечение качества жизни населения за счет:
- предоставление необходимого для нормальной жизнедеятельности человека комплекса социальных услуг,
- обеспечение необходимого уровня прожиточного минимума,
- создание инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения качества жизни,
- повышение демографических показателей муниципалитета;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021)[Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 в ред. Федер. закона от 19.11.2021№ 458-ФЗ, с изм. от 23.11.2021 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
4. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
5. Федеральный закон от 01.07.2018 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс
6. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
7. Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
8. Приказ Минфина РФ от 3 декабря 2010 г. № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
9. Постановление администрации №202-а от 30 ноября 2021 года «Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования Шурышкарский район на 2022-2024 годы»// https://www.admmuji.ru/nb/2021/4926
10. Бухвальд, Е.М., Ворошилов, Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - №1. - С. 132-138.
11. Бялкина, Т. М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. - № 5. - С. 69-73.
12. Войтишина М. А., Кистрина Э. И., Локтеева Г. Е. Подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2016. - № 1. - С. 135–138.
13. Данилова, С. Н. Основные проблемы разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ и пути их решения / С. Н. Данилова // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели : Материалы II Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 февраля 2016 года. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. – С. 84-87.
14. Дашиева А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 147–148.
15. Денисова И.П., Рукина С.Н. Оценка эффективности и результативности целевых программ при переходе к «программному бюджету» // Фундаментальные исследования. 2018. - № 8-2. - С. 399-404.
16. Жданова Н.Г., Еськова Н.А. Условия и факторы социально-экономического развития муниципальных образований: особенности территории городского поселения Печенга Мурманской области // Политика, экономика и инновации. 2019. - № 1 (24). - С. 4.
17. Курченков, В.В. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ [Текст] / В.В. Курченков, Т.В. Коробкина, Т.Н. Калмыкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - № 3 (36). - С. 39-45.
18. Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - Санкт-Петербург. «Питер», 2016. - 159 с.
19. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 22 апреля 2016 г. / под ред. д.ю.н., доц. Л. Т. Чихладзе. – Москва: РУДН, 2017. – 161 с.
20. Формирование регионального бюджета на основе статистических показателей: учеб.-метод. пособ. / Иншаков О. В. и др. Волгоград: Изд-во ВолГУ., 2019. – 323 с.
21. Economy legalization and corruption combating in the model of balanced socio-economic development / M. Fleychuk, A. Mokiy, O. Datsko, N. Nakonechna // The balanced development of national economy under the conditions of modern world transformations. – Daugavpils : DAUGAVA PRINT, 2019. – P. 6-23.
22. Finkler, S.A., Smith, D.L., Calabrese, T.D., and Purtell, R.M. 2017. Financial Management for Public, Health, and Not-for-Profit Organizations (5th edition). Washington, DC: CQ Press.
23. Murthy, S. L. and M. J. Mahim (2016), ‘Constitutional Impediments to Decentralisation in the World’s Larget Federal Country’, Duke Journal of Contemporary and International Law 26(1):79-138