Фрагмент для ознакомления
2
YIII. Обследование артикуляционной моторики
лицо: «Зажмурься от яркого солнышка»- жмурится так как положено его возрасту, «Огурцы» - затруднения в области щек.
«Брови поднимаем – опускаем- брови опускаются спокойно, «Морщим нос- расслабляем »- морщится спокойно.
губы: «Улыбка» -улыбается с радостью, «Трубочка»- дается тяжело, «Хоботок»-очень затруднительно дается
«Заборчик»-выполняет с удовольствием, «Улыбка – трубочка- дается с трудом,
язык: «Лопатка» - наблюдаются не большие отклонения, «Иголочка» - не может повернуть язык в нужную форму, «Чашечка» - то же самое, что и с иголочкой, «Качели» - пытается выполнить данное упражнение, «Часы»- дается с трудом , «Вкусное варенье» - трудностей не наблюдалось.
челюсть: движение челюстью вправо/ влево –движение выполняются вполне нормально для его возраста.
мягкое нёбо: широко открыть рот и зевнуть – выполняет без трудностей.
Выводы: у ребенка наблюдается задержка речевого аппарата, не все упражнения для развития речи он может выполнить самостоятельно.
IX. Звукопроизношение
гласные: А –произносится без дефекта, У-произносит звонко, О –глухое произношение, Ы –нарушений в произношении не наблюдается.
согласные: С –слышится свист во время произношения, Сь –опять же слышится свист, З –произносится нормально, Зь-наблюдается небольшое шипение , Ц –произношение больше похоже на -с, Ш-шипящее произношение, Ж –тоже самое, Щ-слышится нормальное произношение, Ч –немного шипит, Л –произносит нормально, Ль- слышится без мягкого знака на конце произношения, Р –наблюдается картавость.
X. Обследование слоговой структуры слова
Коза –произносит гласную о, в произношении, вместо а, рога- наблюдается картавость в букве р, корова-опять же картавость на произношение р, избушка- шипящее произношение, слон- произношение нормальное, паук- выговаривает хорошо, кружка-шипящее глухое произношение,
Паутина- слышится как «путина», пуговица-нормальное произношение.
Выводы: у ребенка наблюдается картавость в произношении буквы «р», и плохо произносятся согласные шипящие.
XI. Обследование просодической стороны речи
1. Исследование темпо-ритмической организации.
а) прохлопай как я: - старается повторить задание, хлопая в ладоши
б) «Самолет – черепаха» -задание с трудом дается ребенку.
2. Исследование интонационной выразительности.
«Расскажи стишок, как: Баба Яга – наблюдается интонационный тон, Дюймовочка- пытается рассказать с интонацией.
3. Исследование силы голоса.
«Расскажи стишок тихо» - не все слова можно хорошо расслышать, Громко- сильно громко кричит.
Выводы: у ребенка наблюдается возможность развития интонационного тона, сильно тихий голос плохо расслышим, сильно громкий он начинает кричать, поэтому будем искать золотую середину.
XII. Обследование фонематического слуха
1. Опознание фонем на материале текстов.
Какой звук чаще всего встречается в тексте? «Мама мыла Марину, а Марина ела малину»- малина.
2. Опознание фонем на материале слов.
а) показать: бочка-почка; рожки-ложки; крыша-крыса- не все согласные звуки проговаривает, часто слышны гласные.
б) повтори : Том-дом-ком –запинается в правильной последовательности произношения
в)«Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком Б»: бык, кабан, сок, палка –хлопает, но не всега.
3. Опознание фонем на материале слогов.
повторить: ба-па-ба, па-ба-па, бя-ба-бя
па-пя-пя, да-та-да, та-да-та, -чаще все слышны были звуки- папа-па, баба-ба.
4. Опознание фонем на материале звуков.
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Т»: Т К Д Т Г М Т – не смог уловить данные звуки.
Выводы: ребенок плохо проговаривает согласные глухие звуки, заменяя их на гласные, слуховая память требует развития.
Показать больше