Фрагмент для ознакомления
2
1 часть
1. Проанализируйте свою трудовую или учебную деятельность. Сформулируйте и запишите цель своей деятельности, план, потенциальные барьеры, которые могут возникнуть на пути ее достижения.
Цель: Работать на себя.
План:
Действия Необходимые ресурсы Барьеры Предполагаемые результаты
Выделять в неделю время на учебу по курсу. Интернет, компьютер, время. Лень, страх, что не получится, усталость после работы. Я еженедельно выделяю 6 часов в неделю на прохождение курса.
Меньше заниматься прокрастинацией. Воля. Чувство, что кроме фантазий я больше не на что не способна, быстрое выгорание. Я больше времени уделяю важным, первостепенным делам. Меньше сижу впустую в соц сетях, меньше смотрю развлекательные программы.
Тайм-менеджмент. Воля. Знаю, что меня на долго не хватит. Я четко распределяю задачи. Продуктивно провожу свой день.
Работа с мышлением. Литература по психологии. Либо психолог. Читаю, вроде знаю, понимаю, но не применяю н практике, либо вдохновляюсь на короткий промежуток времени и перегораю, вновь оказавшись в рутине, этакий день сурка. Я уверенна в себе. Четко знаю, что хочу. Определилась в каком направлении мне двигаться.
Запишите вопросы, которые необходимо задать клиенту на каждом этапе коучингового взаимодействия. Оформите в виде таблицы.
Таблица: этапы коучингого взаимодействия; вопросы
Этапы коучингового взаимодействия Вопросы
Планирование Что вы хотите? Почему это важно для вас? (ценности) (SMART, экология, зона контроля)
(разработка плана действий) Как вы можете этого достичь?
Какие конкретные действия вы можете сделать уже сейчас?
повышение ценности Как вы можете усилить желание сделать это? (Рассмотрение разных сценариев; управление рисками; проверка экологии)
завершение Как вы можете узнать, что достигли цели?
Если бы у вас это уже было, что было бы по-другому?
2. Приведите пример консультации (ход беседы) по вопросу самоопределения с использованием различных приемов консультирования: открытые/закрытые вопросы, пересказ, отражение чувств, резюме, интерпретация.
Ответ: Елена Ю., 27 лет, директор учебного центра международной торговой компании.
"Я мечтала попасть на эту должность, чтобы реализовывать свои творческие идеи, а не сражаться с непониманием руководителей!".
Ситуация.
На должность директора учебного центра международной торговой компании Елена пришла с должности менеджера по обучению и развитию персонала.
Итогом испытательного срока должна была стать презентация перед менеджерами высшего звена компании новой системы обучения, разработанной Еленой.
Стремление сделать презентацию эффектной и эффективной и подтолкнуло Елену воспользоваться услугами коуча.
На первой встрече с коучем, Елена поделилась своими опасениями.
Из ее рассказа следовало, что менеджеры не расположены к новым идеям и хотят оставить все как есть. Кроме того, что новую систему обучения, так же как и ее автора, никто не видел "в деле", у нее есть еще один недостаток - она стоит дополнительных денег. "Но я просто так не сдамся, я им покажу!" - в запальчивости заявила Елена.
Коучинг.
Первая формулировка цели. "Я хочу заставить их принять мой проект!"
Коуч попросил Елену ко второй встрече выполнить домашнее задание.
Суть его была проста. Елена просто пишет текст выступления и репетирует его перед зеркалом.
В начале второй встречи коуч предложил выполнить домашнюю заготовку.
Жесткие и хлесткие фразы, резкие жесты и высокий громкий голос в сочетании с хрупкой фигурой и очень женственным стилем одежды. Складывалось впечатление, что Елена продавливает свой проект и вместе с тем, если он будет принят, - у автора может не хватить сил на его реализацию.
"Роль железной леди Вам не очень подходит. Если вы победите, это будет пиррова победа" - обратная связь коуча заставила надолго задуматься Елену.
"Я действительно в душе не такая, просто я их очень боюсь" - призналась она.
"Но как мне с этим быть?".
"Покажите им, что женщина может руководить особым образом, по-женски! И сделайте это на примере той аудитории, которая соберется вас слушать".
Вторая формулировка цели. "Хочу найти такой стиль презентации, чтобы быть в гармонии с собой и добиваться поставленных целей!
Результат.
Курс коучинга продолжался на протяжении трех встреч, из расчета одна встреча в неделю. Елена научилась диалоговому подходу к презентации. Когда презентация началась, она вовлекла в дискуссию людей в аудитории, и грамотно руководя их взаимодействием, склонила большинство к принятию проекта. Менеджеры компании буквально сами доказали значимость новой системы обучения для компании. Испытательный срок был пройден успешно!
3. Опишите самые распространенные в коучинге факторы эффективности карьеры.
Ответ: Осознанность и Ответственность. Именно с осознания ситуации, которая не удовлетворяет клиента и начинаются изменения. Принятие на себя ответственности за свои действия и решения помогают человеку чувствовать себя свободным. Любой человек может добиться поставленных целей, если четко знает, чего хочет, как к этому прийти по оптимально подобранной программе и не потерять мотивацию в процессе.
Иногда для получения более быстрых результатов есть смысл обратиться к коучу. Взаимодействие с коучем построено на принципах партнерства специалиста и клиента, направленное на достижение выдающихся результатов в выбранных клиентом сферах жизни. Когда речь заходит о карьере, то фокус внимания на коуч — сессии направлен на анализ имеющихся умений и навыков, а также на развитие новых личностных качеств, умений и навыков, необходимых для развития карьеры. Именно карьерный коучинг служит этой цели.
Задавая вопросы, коуч помогает клиенту осознать текущую ситуацию и увидеть, какие есть пути достижения желаемого, что дальше делать с карьерой, как раскрыть свой потенциал, найти скрытые ресурсы.
Всё это возможно благодаря тому, что коучи проходят специальное обучение, во время которого осваивают множество полезных навыков – например, навык активного слушания. В арсенале специалистов целая палитра методик – это важно, чтобы подбирать во время сессий каждому клиенту подходящие именно для него инструменты.
4. Используя одну-две методики для анализа и проработки жизненных ценностей, проведите консультацию («Методика выявления преобладающих ценностей», «Незаконченные предложения», «Маст-тест Эллиса (апробация П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова), «Тест смысло-жизненных ориентаций», «Ценностные ориентации Рокича и др.). Опишите ход консультации и полученные результаты.
Ответ: Анализ и проработка жизненных ценностей
Маст-тест, предложенный А. Эллисом и опробированный П. Н. Ивановым и Е. Ф. Колобовой, позволяет провести диагностику индивидуальных представлений субъекта как совокупности "иррациональных" идей, сводящихся к тому, что человек непременно должен получить абсолютизированные требования к миру и себе. Поскольку Эллис предполагает, что иррациональные идеи определяют содержательную сторону направленности личности и составляют ядро жизненной активности, то данная методика используется для выявления ценностно-мотивационных особенностей личности, в частности мотивации, как побуждений, определяющих направленность ее активности.
Ведущие темы в ответах испытуемых сопоставляются со следующим классификатором: 1 — профессиональный рост; 2 — забота о своем здоровье; 3 — общение; 4 — материальное благополучие;
• 5 — комфорт; 6 — поддержание моральных устоев; 7 — состояние внешней среды; 8 — общественная полезность; 9 — семья; 10 - автономия. Для снижения фактора субъективности желательно привлечь экспертов-психологов.
• • Метод генограммы в консультировании по вопросам профессионального самоопределения [1] возник как попытка объективировать семейный опыт профессионального выбора и связан с биографическим направлением в психологии и медицине. Метод основан на теории М. Боуэна о "межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии". По аналогии, для изучения профессионального самоопределения личности С. А. Котовой была разработана методика, которая апробирована в практике исследования и развития профессиональной идентичности. Методика нашла применение в практике профессионального и организационного консультирования и предоставляет новые ресурсы для развития персонала в организации.
Процедура работы с клиентом заключается в объективации семейной информации. Используется модель семейной структуры, состоящей из трех поколений, как наиболее осознаваемой и удерживаемой в памяти. Клиенту предлагается для заполнения бланк с традиционной символикой обозначения мужских и женских членов семьи; нуклеарная базовая структура семейных связей обозначена прямой линией, расширенная — пунктирной. Работа с бланком может проводиться как при непосредственном консультировании, так и в режиме анонимного анкетирования. Клиент создает профессиональную структуру своей семьи. Далее проводится анализ возможных влияний данной структуры на его профессиональное развитие.
Работа бизнесмена проходит в динамичных, насыщенных событиями, встречами, нестандартными ситуациями условиях. Сложившаяся картина отношений к окружающему миру часто подвергается проверке и требует уточнения. Поэтому индивидуальное консультирование может включать в себя периодический анализ жизненных ценностей.
Инструкция. "Вам предлагается список ценностей. Отметив в списке ценностей собственные ценности, можно подумать дальше, соответствуют ли наши реальные поступки этим ценностям, может, их стоит подкорректировать. Можно постараться вспомнить, каким образом вы отвечали на эти вопросы раньше, при каких обстоятельствах эти вопросы вставали перед вами, что подсказывает вам ваш опыт. Каждая из перечисленных здесь ценностей может по-разному восприниматься нами в зависимости от ситуации, важно осмыслить свое отношение к ценностям в условиях профессионально значимых ситуаций. Например, в вопросе об этническом равенстве мы можем быть толерантными, но при работе с конкретными сотрудниками других национальностей мы можем испытывать эмоциональные трудности или находиться под влиянием этнических стереотипов и т.п.".
Приведем список ценностей.
• 1. Жизнь и работа.
• • Какую часть сил следует тратить на работу?
• • Насколько важны для вас семья и друзья?
• • Насколько важно для вас ваше здоровье?
• 2. Профессиональное положение.
• • Насколько вы уважаете мнение эксперта?
• • Насколько сильно влияет на ваше мнение о человеке его образование?
• 3. Отношение к риску.
• • Не боитесь ли вы риска?
• • Пойдете ли вы на риск, зная, что неудача повлияет не только на вашу судьбу?
• 4. Выигрыш и проигрыш.
• • Хотите ли вы победить?
• • Что означает одерживать победу?
• • Должны ли окружающие проигрывать?
• • Насколько велики ваши шансы на выигрыш?
• 5. Поощрения и наказания.
• • Нормально ли реагируют люди на наказания?
• • Какой вид наказаний действует лучше всего?
• • До какой степени можно навязывать свою точку зрения?
• • Чем можно реально заинтересовать людей?
• 6. Законность.
• • Всегда ли нужно следовать духу закона?
• • Всегда ли нужно следовать букве закона?
• 7. Участие в управлении.
• • Стремитесь ли вы к "открытому" управлению?
• • Насколько активно вы привлекаете к делу окружающих?
• 8. Власть.
• • Нужно ли относиться к ней с уважением?
• • Нужно ли подвергать ее сомнению?
• 9. Отношение к иолам.
• • Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам?
• • Должны ли женщины иметь особые привилегии?
• • Может ли пол влиять на поведение человека на работе?
• 10. Равенство наций.
• • Могут ли расовые различия влиять на отношения людей?
• • Как вы относитесь к людям иной культуры?
• 11. Возраст.
• • Зависит ли ваше отношение к людям от их возраста?
• • Как ваше представление о возрасте влияет па ваше поведение?
• 12. Результат работы.
• • Чем нужно пожертвовать, чтобы добиться результата?
• • Что вы считаете удовлетворительным результатом?
• 13. Помощь другим.
• • До какой степени необходимо помогать тем, кто оказался в затруднении?
• • Должны ли люди отвечать за последствия своих поступков?
• • До какой степени необходимо помогать слабым людям?
• • Является ли оказание эмоциональной поддержки частью вашей работы?
• 14. Удовольствие.
• • Должна ли жизнь приносить удовольствие?
• • Должна ли работа быть вам в радость?
• • Важен ли для вас творческий подход к работе?
• 15. Открытость.
• • До какой степени нужно заботиться о том, чтобы быть откровенным?
• • Полезно ли демонстрировать свою "слабость" окружающим? Систематизированное прояснение ценностей представляет собой процесс самопознания человека, который осуществляется в следующие пять этапов [2].
• 1. Решение быть правдивым. Ценности довольно трудно выявить, поэтому добиться изменений в себе можно, только приняв решение быть максимально правдивым, даже если это значит, что временами вы будете чувствовать себя глупым или незрелым. Не взяв на себя такого обязательства, вы вряд ли добьетесь настоящих перемен.
• 2. Открытое выражение своих сегодняшних взглядов. Выявить ценности можно только в результате их обсуждения, обдумывания. Но это требует полного выражения собственных взглядов по данному вопросу, даже если вам самому не нравится то, что вы говорите, или вы находите эти взгляды непоследовательными. Необходимо знать, какова ваша позиция в настоящий момент. Для открытого выражения собственных взглядов совсем не обязательно выходить на площадь. Можно переговорить с близким человеком, учеником, использовать самоотчет типа дневниковой записи и т.п.
• 3. Анализ альтернатив. Обычно на одно и то же можно смотреть по-разному, поэтому необходимо изучить иные точки зрения. На первом этапе идентифицируются все взгляды на проблему ценностей. Это значит, что мы каким-то образом для себя определяем взгляды других людей, относим их к той или иной группе. Например, среди коллег можно выявить тех, кто не боится риска или слишком осторожен, готов оказать помощь другому человеку, настроен на коллектив или считает оказание помощи средством навязывания себя, подавления другого человека и т.д. Далее следует этап испытаний, на котором нужно выбрать, какие же ценности более подходят для вас, соответствуют вашим собственным взглядам, привычкам, установкам. Таким образом, глубокое исследование дает вам возможность свободно выбрать из хорошо изученных альтернатив.
Показать больше