Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, которые взимаются с хозяйствующих субъектов страны и граждан в соответствии с действующим законодательством (Налоговым кодексом). Необходимость ее существования обусловлена наличием функциональных государственных задач, а основные этапы развития зависят от исторических особенностей эволюции государственной системы. Иными словами, организация и структура налоговой системы характеризуют уровень государственности страны и степень экономического развития.
Актуальность данной темы заключается в том, что налоговая система – это эффективный инструмент, способствующий формированию доходов бюджета страны, которые направляются на различные потребности государства, например, на содержание госаппарата, армии, сферы науки и техники, образования, детских домов, здравоохранения и окружающей среды. Перечисленные выше факторы являются выражением в налоговой системе фискальной функции. Налоговая система – это эффективный инструмент экономического регулирования государства, проявляющийся в воздействии на общественное воспроизводство, благодаря вводу определенных ограничений либо осуществления простого контроля некоторых процессов. Таким образом, в данном проявлении налоговой системы речь идет уже о ее экономической функции.
Предметом работы выступает налоговая система страны.
Целью работы является комплексный анализ особенностей и проблем развития налоговой системы Казахстана.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и раскрыть сущность налоговой системы страны,
описать основные виды налогов,
проанализировать структуру и особенности российской налоговой системы,
дать характеристику налоговых поступлений в бюджет Казахстана,
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Казахстана.
Работа состоит из двух основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты построения налоговой системы страны, основные виды налогов. Во второй главе дается анализ налоговой системы Казахстана.
Для написания отчета были использованы исследования современных авторов в области налогообложения, экономические порталы и данные налоговой статистики по Казахстану, ресурсы Интернет.
1.Налогово-бюджетная политика государства на современном этапе развития экономики
1.1.Основы бюджетной политики государства
Бюджетное устройство страны закрепляет основные принципы функционирования бюджетной системы государства, влияет на ее структурные характеристики и взаимосвязи между формами. Его основой являются экономические отношения и юридические нормы, которые определяют главные компетенции органов центральной и местной властей по реализации бюджетных процессов и взаимоотношений между его типами. Заметим, что система бюджетного и система государственного устройства непосредственно взаимозависимы.
Если рассматривать унитарное государство, бюджет находится на государственном и местном уровне. Что касается федерального устройства, то устройство бюджета включает три звена: федеративный бюджет, субъектов федерации и местный бюджет. Отметим, что местные виды бюджетов тоже могут быть разными, что обусловлено административно-территориальными делениями стран.
Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования денежных средств государства, призванной обеспечивать все функции государственных органов власти. Грамотная структура бюджета помогает реализовать успешную финансовую государственную политику.
Рисунок 1. Основные виды бюджетного устройства [16]
В основе любого бюджетного устройства лежит совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, основанная на принципе экономических отношений и правовых норм.
В целом бюджетная политика базируется на нескольких принципах:
1. Разделение видов бюджета, созданных в определенной стране.
2. Четкая регламентация основных принципов построения бюджетной системы.
3. Наличие разграничений между звеньями бюджетной системы.
4. Определение характера взаимодействия между частями бюджетной системы.
Бюджет республиканского государственного устройства концентрирует все средства, которые поступают из разных источников и идут на поддержание важнейших сфер народного хозяйства, на удовлетворение социальных потребностей, поддержание военной мощности страны, содержание государственного аппарата управления. Кроме того, часть средств распределяется в бюджеты низлежащего уровня по мере необходимости.
По критерию структуры выделяют две основные части бюджета: доходы и расходы. Доходы формируются за счет денежных поступлений и включают различные источники. Расходы отражают механизмы распределения аккумулированных денежных средств согласно ранее утвержденному плану. При прогнозировании бюджетов на будущих период необходимо определять устойчивый баланс между противоположными статьями бюджета. На практике достичь равновесия бывает крайне трудно и даже невозможно.
В связи с актуальным состоянием экономики бюджет находится в дефиците, то есть притоки средств гораздо меньше его оттоков. Правительства устанавливают предельные величины бюджетного дефицита, превышение которых может привести к неблагоприятным последствиям. Тогда применяется такая мера воздействия, как секвестр. Он предполагает сокращение государственных расходов во всех сферах деятельности. Исключение получают лишь отдельные статьи бюджета, защищенные действующим законодательством.
Отметим следующие принципы бюджетной системы [12, c.45-47]:
Принцип единства подразумевает наличие одной для всех субъектов экономики нормативно-правовой базы, предполагающей определенный порядок распределения денежных средств, единые принципы финансирования различных отраслей народного хозяйства, унифицированные формы расчетов с контрагентами и государственными органами. Бюджетная система страны должна быть построена таким образом, чтобы каждый уполномоченный орган обладал своими правами и обязанностями. Особенно это касается формирования и использования средств бюджета каждого уровня. Так, низший уровень также имеет право
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бюджетный Кодекс РК
2. Налоговый Кодекс РК
3. Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года № 25-VІ ЗРК «О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы»
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 775 «О реализации Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы"»
5. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
6. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.
7. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2012. - 488 c.
8. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.
9. Дырдов, С.Н.; Авдошина, Е.А. Справочник по налогам с населения; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 223 c.
10. Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2013. - 720 c.
11. Заяц, Н.Е. Теория налогов; Мн: БГЭУ, 2013. - 220 c.
12. Колчин, С.П. Налоги в Российской Федерации; М.: Юнити, 2012. - 254 c.
13. Парыгина, В.А.; Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями; М.: Эксмо, 2012. - 288 c.
14. Петрова, Г.В. Налоговое право; М.: Норма, 2012. - 271 c.
15. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.
16. Экономический портал. URL: http://institutiones.com/
17. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://economy.gov.kz/
18. Министерство финансов РК. URL: http://www.minfin.gov.kz