Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель производственной практики – закрепление и углубление теоретических знаний, получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области экономико-правового обеспечения экономической безопасности АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод».
Задачами производственной практики являются:
- закрепление и обобщение теоретических знаний, развитие умений и навыков в области экономической безопасности;
- изучение теоретических положений, нормативно-технической документации; научной и научно-практической литературы, охватывающей отечественный и зарубежный опыт экономической безопасности организаций по избранной теме с изложением своей точки зрения;
- приобретение практических навыков владения методами и приемами прогнозирования, анализа, регулирования, планирования и другими вопросами, связанными с деятельностью АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»;
- сбор, обработка и анализ информации о деятельности АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод».
Объект исследования – организационная структура АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» и организация безопасности.
Предмет исследования - АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод».
Метод исследования – проведение анализа деятельности АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» и ее структурных подразделений.
Глава 1. Характеристика и организационная структура АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»
1.1 Общая характеристика компании АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) входит в Концерн «Уралвагонзавод». На протяжении многих лет лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении. Предприятие известно в мире как производитель бронетанковой техники. Днём рождения Уралвагонзавода считается 11 октября 1936 года, когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. Уралвагонзавод возглавляет интегрированную структуру, объединяющую более 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Поэтому корпорация считается и советской, и российской, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов.
Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» - советская и российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия. Головное предприятие - завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области.
Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А. В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них — по несколько цехов, объединённых технологическим процессом.
28 августа 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Уралвагонзавод» в ОАО «НПК «Уралвагонзавод».
20 сентября 2007 года был подписан контракт с ОАО «РЖД» на поставку 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб.
К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино».
В 2010 году в корпорации был создан центр корпоративного управления (ЦКУ), основной функцией которого является управление предприятиями, входящими в интегрированную структуру ОАО "Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», а также всеми остальными дочерними и зависимыми обществами.
В 2011 году корпорация установила производственный рекорд — годовой план по выпуску 24 тыс. единиц подвижного состава был выполнен досрочно. В 2011 году корпорация выпустила 25 500 единиц подвижного состава, поставив абсолютный рекорд мира. Также в 2011 году корпорация выпустила свой миллионный вагон.
Финансовый кризис также негативно повлиял на работу предприятия — по состоянию на апрель 2015 года в вынужденных отпусках находились более 5 тысяч сотрудников. Главной причиной этому является стагнация на рынке вагоностроения и отсутствие спроса на подвижной состав. Летом все они вернулись на рабочие места.
8 мая 2015 года Альфа-банк заявил о намерении обратиться в суд с иском о банкротстве предприятия. Тяжба завершилась в октябре 2016 года мировым соглашением. В 10 Июня 2016 года Альфа-Банк вновь подал иск в Арбитражный суд Свердловский Области о признании организации банкротом ввиду неуплаченного долга в 7.3 млрд руб., в марте 2017, долг был погашен за счёт средств Газпромбанка (не менее 30 % акций по состоянию на 2018 контролируется государством) под государственные гарантии выплаты. 21 марта 2022 года из-за нехватки деталей, компания приостановила работу в России. Само предприятие этих данных не подтвердило.
Основной вид деятельности компании (по коду ОКВЭД ред.2): 30.40 - Производство военных боевых машин. Заявлено 94 дополнительных видов, в том числе: 01.70 Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, 08.12.2 Добыча глины и каолина, 16.23.1 Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий и другие.
АО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» зарегистрировано по адресу: 622007, обл. Свердловская, г. Нижний Тагил, ш Восточное, 28. Учредители - держатель реестра: АО «РТ-РЕГИСТРАТОР», руководитель: управляющая организация АО «КОНЦЕРН «УРАЛВАГОНЗАВОД». Организация является учредителем (соучредителем) средства массовой информации.
Уставный капитал АО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» составляет 89,3 млрд руб. Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).
Миссия компании – лидерство в транспортном машиностроении на основе непрерывных инноваций с целью интеграции в мировую экономику, роста удовлетворенности потребителей, качества жизни сотрудников и стоимости бизнеса группы компаний.
1.2 Организационная структура АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»
В состав объединения входят 17 структурных подразделений, в том числе четыре КБ, два института, металлургический, вагоносборочный, механосборочный, инструментальный, ремонтно-механический и другие заводы, обеспечивающие самодостаточность и замкнутую цикличность производства. Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции.
Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники. Механосборочный цех ОАО «НПК «Уралвагонзавод» производит промежуточную и окончательную сборку различных деталей, узлов, механизмов, а также готовую продукцию (продукция гражданского назначения: тракторы и их модификации, погрузчики и узлы к ним и спецпродукция – это Танк Т-90С; Танк Т-90МС; Танк «Армата» Т-14; модернизированный танк Т-72; инженерная машина разграждения ИМР-3М; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М; бронированная машина разминирования БМР-3М; боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР-2; боевая машина огневой поддержки ТЕРМИНАТОР; БМП Т-15).
Производственный процесс цеха 120 ОАО «НПК Уралвагонзавод» включает в себя получение заготовок, обработку деталей, контроль продукции, ее испытание.
Уралвагонзавод сегодня возглавляет вертикально-интегрированную структуру АО «НПК Уралвагонзавод», объединяющую 19 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России. Список предприятий, входящих в структуру, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура «НПК Уралвагонзавод» Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Совет директоров Общества состоит из 11 человек. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Рисунок 2 – Органы управления и контроля общества
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.
1.3 Стратегия развития АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»
В рамках процедуры стратегического планирования Советом директоров АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» утверждены Стратегия развития Интегрированной структуры до 2025 года и Программа деятельности Интегрированной структуры на период 2019-2022 гг.
Реализация программных документов осуществляется согласно плану. Документами предусмотрено развитие как производства продукции военного назначения (разработка и постановка на производство новых образцов бронетанковой техники и инженерных машин различного назначения, а также исполнение контрактов на поставку – производство, капитальный ремонт и модернизацию – серийных изделий в соответствии с государственной программой вооружений и государственным оборонным заказом), так и наращивание выпуска продукции гражданского назначения, в том числе за счёт разработки и постановки на производство инновационных образцов продукции гражданского назначения.
Ключевым направлением для Общества в данном случае является производство грузового железнодорожного подвижного состава. Данные о реализации ключевых стратегических проектов, включённых в состав Программы деятельности, ежеквартально направляются в адрес Государственной корпорации «Ростех» в рамках утверждённой процедуры среднесрочного планирования. Несмотря на то, что по итогам 2019 года Обществу не удалось выйти на плановые показатели выручки, значение показателей прибыли осталось на требуемом уровне, что связано с благоприятной конъюнктурой гражданских рынков.
Для Интегрированной структуры утверждена программа инновационного развития до 2022 года. Отчёт о реализации программы за 2019 год подготовлен для рассмотрения Головного НТС Интегрированной структуры и последующего направления на рассмотрение заседания Совета директоров. В общем ключевые показатели инновационной деятельности Обществом достигнуты. Вся инновационная активность в части реализации государственного оборонного заказа проходит в плановом порядке. Перенос сроков завершения отдельных НИОКР гражданской тематики связан с внешними обстоятельствами (загруженность испытательного полигона НИИЖТ) и не имеет существенного влияния на общие результаты реализации Программы инновационного развития.
Также для Интегрированной структуры утверждена Программа финансового оздоровления 2018-2025гг. В рамках реализации этой программы в 2019 году был достигнут запланированный уровень по чистой прибыли. При этом из-за переноса части выполнения контрактов по спец.продукции на 2020 год не выполнен план по выручке от реализации продукции на 21,7%, при этом рентабельность по EBITDA составила 9,5%. Банковский долг снизился на 3% от запланированного.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бухгалтерская и финансовая отчетность АО НПК «Уралвагонзавод» с 2017 г. по 2019 г.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ — СПб.: «Питер», 2006.
3. Устав АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод».
4. Годовой отчет Собрания совета директоров за 2019 год.
5. Балабанов А. И. Финансы. Краткий курс. СПб.: Питер, 2009.
6. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / «ЮНИТИ», 2020.
7. Протокол Совета директоров № 248-СД от «24» августа 2020 года.
8. Протокол Общего собрания акционеров № 9 от «06» октября 2020 года.
9. Учетная политика АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод».
10. Дворядкина Е. Б., Новикова Н.В. Экономическая безопасность [Текст] : учеб.пособие / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Новикова – Екатеринбург : Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2010.
11. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко… — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018.
12. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Е.И. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ, 2017.
13. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности; Дело и сервис - М., 2015.
14. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Бариленко В.И.. - М.: КноРус, 2017.
15. Отчет об изменениях капитала за 2017-2019.
16. Отчет о движении денежных средств за 2017-2019.
17. Приказ от 02.04.2019 №128 «Об утверждении Положения о порядке обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства работниками АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод», в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей и внесении изменений в приказ от 20.06.2018 № 285».
18. Приказ от 04.04.2019 №134 «Об утверждении Регламента ведения реестра лиц, обязанных представлять информацию о наличии заинтересованности в совершении АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделок».