Фрагмент для ознакомления
2
В процессе прохождения практика было проведено социологическое исследование по теме «Социальная адаптация студентов: анализ факторов, влияющих на выбор профессии».
Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью выявлять и анализировать факторы, влияющие на выбор профессии студентами ВУЗов, так как от этого во многом зависит дальнейшая жизнь молодых людей, их профессиональная самореализация. Основная проблема заключается в том, что при выборе будущей профессии и, соответственно, направления обучения, многие студенты принимают спонтанные, необоснованные решения. В итоге обучение в ВУЗе становится тяжелым испытанием, которое не все с достоинством проходят. Это приводит к дестабилизации психологического состояния, нарушению социальных связей, неэффективной адаптации к новому учебному и трудовому коллективу.
Обозначенная проблема усугубляется неготовностью молодых людей, поступающих в ВУЗ, к самостоятельной жизни, что проявляется в отсутствии необходимых навыков самоорганизации, планирования времени, совмещения учебы, работы и отдыха. Частично данная проблема может быть решена за счет формирования и развития трудовых навыков уже в процессе обучения в ВУЗе. Основным трудовым навыком в данном направлении является навык самостоятельной оплачиваемой работы, что позволяет студенту адаптироваться к новым коллективам, трудовым функциям, применять полученные знания на практике, и, что не менее важно, обеспечивать себя необходимыми финансовыми ресурсами. Приведенные положения позволяют сказать, что осознанный выбор профессии и направления обучения повышает эффективность социальной адаптации студентов к процессу обучения и самостоятельной жизни.
Степень научной разработанности.
Внимание к вопросам социальной адаптации студентов со стороны исследователей реализуется в нескольких аспектах. А.Н. Грецкая рассматривает социальную адаптацию студентов как социально-педагогическую проблему и связывает ее с недостаточным уровнем развития необходимых для обучения навыков, в том числе, навыков самоорганизации, коммуникации с широким кругом незнакомых лиц, освоением и систематизацией большого объема информации .
Н.П. Даниленко считает, что проблема адаптация студентов вузов обусловлена процессом перехода от одной системы получения знаний в рамках общеобразовательной школы к другой системе, требующей более высокой личной ответственности, самостоятельности, вовлеченности в образовательную деятельность. Эффективность процесса социальной адаптации к обучению в ВУЗе во многом зависит от уверенности студента в правильности выбора направления обучения и приобретения будущей профессии .
Е.А. Новосельцева анализирует влияние интернет-зависимости на социальную адаптацию студентов и приходит к выводу, что направленность внимания студентов, а именно, большое количество времени, проведенное в интернете, существенно снижает эффективность социальной адаптации. Чем выше степень интернет-зависимости, чем больше времени студенты проводят в интернете, тем менее развиты реальные социальные связи, а значит, и ниже социальная адаптация .
Увеличение в российских ВУЗах числа иностранных студентов привело к тому, что многие исследователи стали изучать вопросы социальной адаптации иностранных студентов. Например, Н.А. Полихина, И.Б. Тростянская приводят результаты социологического анализа проблем адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российских ВУЗах. Основными проблемами, помимо языкового барьера, являются также культурные и социальные различия в организации жизни, формировании и развитии отношений, ценностных ориентациях и стратегиях дальнейшей профессиональной деятельности .
В научной литературе также представлены результаты профориентационных исследований, определяющих мотивы выбора профессией молодыми людьми. Но преимущественно данные исследования проводятся среди выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов ВУЗов. При этом студенты, уже выбравшие направления обучения, могут изменить свои предпочтения и жизненные ориентиры, разочароваться в выборе или, наоборот, найти для себя сферу профессиональной самореализации. Поэтому необходимо дополнительно изучать факторы, влияющие на выбор профессии студентов, уже обучающихся в ВУЗе. Этим обусловлен выбор темы исследования.
Связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.
Проведенная работа связана с другими научно-исследовательскими работами, так как базируется на результатах социологических исследований, в том числе, опросов общественного мнения, проведенного ВЦИОМ. Для разработки программы социологического исследования применялись теоретические положения и выводы, представленные в работах Ю.А. Скитейкиной, М.А. Ядовой, А.А. Голявиной и других исследователей.
Объектом исследования выступают студенты ВУЗов. Предмет исследования – факторы, влияющие на процесс социальной адаптации студентов к самостоятельной жизни и возможности повышения эффективности социальной адаптации в ВУЗе.
Цель исследования – выявить и проанализировать факторы, влияющие на социальную адаптацию студентов к самостоятельной жизни.
Методология и методы исследования.
Методология исследования базируется на системном подходе и рассмотрении студенчества как социальной группы. Основным методом исследования стал метод вторичного анализа результатов социологических исследований, в том числе, опросов общественного мнения, проведенного в 2021 году ВЦИОМ .
При проведении исследования также использовались методы описания, обобщения, интерпретации понятий, графического представления данных, статистического анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программы социологического исследования, включающей методологический и процедурный разделы. В программе описана проблемная ситуация, конкретизированы объект и предмет исследования, сформулирована исследовательская цель и задачи по ее достижению, разработаны гипотезы, дана интерпретация основных понятий.
Практическая значимость работы представлена в заключительном разделе, содержащем рекомендации по организации работы со студентами, направленной на повышение эффективности социальной адаптации с учетом выявленных факторов выбора профессии. Рекомендации включают проведение профориентационных мероприятий, вовлечение студентов в различные виды профессиональной, трудовой деятельности, развитие взаимоотношений ВУЗа с представителями коммерческих и бюджетных организаций заинтересованных в трудоустройстве студентов и выпускников образовательного учреждения.
Программа социологического исследования на тему «Социальная адаптация студентов: анализ факторов, влияющих на выбор профессии»
Разработанная программа социологического исследования направлена на изучение такого аспекта социальной адаптации студентов, как профессиональное самоопределение. В рамках темы исследования проведен анализ факторов, влияющих на выбор профессии студентами, выявлены отличия профессионального самоопределения студентов от других возрастных групп. Далее представлен методологический блок программы.
1. Формулировка проблемы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулинин Ф.В., Адамов Д.В. Риски выбора будущей профессии для абитуриента вуза и для государства: проблемы и решение // Инновационное развитие экономики. – 2021. –№ 5 (65).– С. 253-260.
2. Воеводин И.В., Пешковская А.Г., Галкин С.А. Белокрылов И.И. Социальна адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири // Социологические исследования. - №11. – 2020. – С. 157-161.
3. Голявина А.А. Мотивация выбора профессии современной молодежи // Аспирант. – 2021. – № 5 (62).– С. 80-82.
4. Грецкая А.Н. Адаптация студентов к обучению в вузе как социально-педагогическая проблема // Сборники конференций НИЦ Социосфера.– 2021.– № 33.– С. 27-30.
5. Даниленко Л.П. Особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2020.– № 1.– С. 101-109.
6. Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В. Мотивы выбора профессии как предикторы профессиональной направленности студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. –№ 2. – С. 114-124.
7. Новосельцева Е.А. Взаимосвязь склонности к интернет-зависимости и особенностей социально-психологической адаптации личности студентов // Академическая публицистика. – 2021.– № 12-2.– С. 419-426.
8. Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Социологические исследования. - №11. – 2020. – С. 149-156.
9. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. Аналитический обзор результатов исследования ВЦИОМ. 24.01.2022. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija, дата обращения 05.06.2022
10. Скитейкина Ю.А. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе // Трибуна ученого. – 2021.– № 11.– С. 407-411.
11. Учиться, общаться и тусоваться, или главные ценности российского студенчества. Аналитический обзор результатов исследования ВЦИОМ 25.01.2022. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitsja-obshchatsja-i-tusovatsja-ili-glavnye-cennosti-rossiiskogo-studenchestva, дата обращения 05.06.2022
12. Ядова М. А. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности // Социологические исследования. – № 2.– 2022. – C. 83-93