Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Место прохождения практики – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10» города Нижневартовск
Педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистров по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, а также формированию культуры педагогического труда и профессиональной компетентности.
Перед началом работы была определена цель педагогической практики: знакомство со спецификой деятельности преподавателя в учреждении высшего учебного заведения, а также формирование к готовности преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
– Закрепление, углубление, расширение профессиональных умений и навыков педагогической деятельности;
– Освоение умений отбора учебного материала, выбора формы методов организации изучение конкретной темы;
– Формирование профессиональной позиции, стиля поведения и профессиональной этики преподавателя.
Содержание работы включало в себя :
– Ознакомление с должностными обязанностями преподавателя, направлениями деятельности, рабочей документации;
– Посещение учебных занятий преподавателей с целью ознакомления с методикой преподавания в высшем учебном заведении, в последующем написания анализа;
– Отбор учебного материала;
– Проведение лекционных занятий, практического занятия, воспитательного мероприятия;
– Посещения учебных занятий магистрантов с целью ознакомления и выявления неточностей в методике преподавания в высшем учебном заведении. В последующем написанием анализа;
– Сделать выводы и предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
Задание 1. Изучение оснащения кабинета ОБЖ, программ, учебников, методических пособий по предмету ОБЖ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 10» города Нижневартовск осуществляет образовательную деятельность с 1 сентября 1976 года (Решение Исполнительного Комитета Нижневартовского городского Совета депутатов трудящихся № 208 от 07.07.1976 г.). Школа является одним из ведущих образовательных учреждений города Нижневартовска. За высокие результаты школа дважды награждалась грантом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Школа имеет высокий инновационной потенциал: участие в эксперименте по созданию Русской национальной школы под эгидой ЮНЕСКО; сотрудничество с Центром профессиональной подготовки при УВД по ХМАО-Югре и создание юридических классов; участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование»; пилотная, затем стажировочная площадка по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; ресурсно-методический центр по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, лаборатория духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, социокультурный курс «Истоки».
Дата создания: 01.09.1976 год
Дата государственной регистрации: 19.07.1993 год
Учредитель образовательной организации:
Департамент образования администрации города Нижневартовска. Адрес: 628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 15 телефон: 8 (3466) 43-75-29, 8 (3466) 43-66-20 Режим работы: понедельник – пятница: с 09.00 до 17.00
Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. адрес: 628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Таежная, 24 Телефон: +7(3466)24-15-11, +7(3466) 24-22-28 Режим работы: понедельник – пятница: с 09.00 до 17.00 Э
Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №10"
Сокращенное наименование образовательной организации: МБОУ «СШ №10»
Кабинет ОБЖ предназначен для организации учебного процесса учащихся 7-11классов, включающего проведение:
– учебных занятий;
– индивидуальной работы с учащимися;
– классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.
Цель работы кабинета: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся .
Задачи кабинета:
– Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.
– Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
– Систематически обновлять стендовые материалы кабинета .
Основными направлениями деятельности кабинета являются:
– Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
– Дидактическое обеспечение учебных занятий.
Создание развивающей образовательной среды.
В прошедшем учебном году проведена большая и плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета и совершенствованию образовательного процесса, а именно:
– установлены компьютер, локальная сеть;
– осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ;
– имеется оргтехника : компьютер , сканер .
В кабинете 9 парт и 18 стульев для учащихся, отвечающих современным требованиям гигиены .
Таблица 1 – Диагностическая карта учебного кабинета ОБЖ
Зав. кабинетом Стаж работы зав. кабинетом Время функционирования кабинета
830 - 1535
Наличие:
Правила поведения и техники безопасности Инструкции
Журнал по ТБ
Уголок безопасности
План работы кабинета имеется
Административный контроль за деятельностью кабинета
осуществляется
Контроль за выполнением требований к кабинету осуществляется
Оформление кабинета
Комфортность условий для работы учащихся и учителя Эстетичность оформления Материалы образовательного стандарта Наличие измерителей стандарта Рекомендации учителя для учащихся
+ + + + +
Обеспечение деятельности кабинета
Мебель ( общее состояние) ТСО ( экран, проектор, аудио, видео и т.д.) Учебная и методическая литература, дидактические материалы, тесты и др. Материалы для учащихся ( литература, раздаточный материал) Планирование и проектирование деятельности учителя
хорошее + + + +
Все материалы в кабинет ОБЖ условно подразделяются на пять категорий:
– Оборудование для кабинета ОБЖ. Это самая важная часть учебного оснащения, так как школьники получают возможность отработать полученные навыки. Рекомендуется иметь в школьном кабинете ОБЖ противогазы, аптечку, тренажер для проведения реанимационных действий, СИЗ, небоевое оружие (для демонстрации).
– Наборы слайдов. Это превосходная альтернатива стендам и плакатам, которая соответствует темам уроков. Слайды могут полностью заменить плакат или применяться в качестве дополнения.
– Электронные пособия: плакаты, фильмы и так далее. Учащиеся будут намного охотнее усваивать информацию в виде видео, поэтому небольшая часть учебного материала можно подать в виде демонстраций: профилактика наркомании, ПДД, предотвращение травм, поведение на воде и при пожаре и так далее.
– Печатные пособия, брошюры. Является одним из самых оптимальных вариантов для раздаточных материалов, которые посвящены правилам безопасности, как осуществлять медицинскую помощь, действиям в опасных ситуациях. Желательно, чтобы число пособий и брошюр соответствовало числу школьников.
– Стенды и плакаты. Тематические уголки в кабинете ОБЖ оснащаются стендами и плакатами с основными разделами по теме, которые станут незаменимыми помощниками в процессе обучения. Кроме того этот вид пособий очень удобен в изучении классификаций, демонстрации составных частей комплекта противогаза, так как позволяет обеспечить наглядность.
Преподаватели ОБЖ опираются на целый ряд образовательных программ, например:
1. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (1-11 классы) (Сюньков В.Я., 2001).
2. «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-11 кл. (Вишневская Е.Л., Фролов М.П. и др., 1997).
3. «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-11 кл. (Вишневская Е.Л., Волошинов Б.В. и др., 1994).
4. «Основы безопасности жизнедеятельности» (Топоров И.К.).
5. Другие программы по выбору преподавателя.
Одной из наиболее востребованных является комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2009., соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
В соответствии с данной программой тема «Пожарная безопасность» изучается:
– в 5-х классах в объеме 1 час в Разделе 1. Основы комплексной безопасности Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Рассматриваются такие вопросы, как «Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре. Общие правила безопасного поведения в быту».
– в 7-х классах на тему отводится 1 час в Разделе 1. Основы комплексной безопасности Тема 5 Параграф 5.1 «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».
– в 8-х классах в объеме 3 часа в Разделе 1. Основы комплексной безопасности. Темы уроков представлены в таблице.
Таблица 2 - Тематика уроков в 8 классе
| Тема часы Содержание учебного материала
1 Пожарная безопасность 3
1.1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
1.2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения 1 Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
1.3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре 1 Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
в 11-х классах на тему отводится 2 часа в Разделе 1. Основы комплексной безопасности Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Тематики уроков следующие: «Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности», «Правила личной безопасности при пожаре» [43, С. 53].
Рассматривая других авторов программ и соответствующей учебной литературы (М. П. Фролов, В. П. Шолох, Е. Н. Литвинов), так же можно сделать вывод о том, что на изучение темы «Пожарная безопасность» учебные часы отводятся только в 5 и 8 классах, в 7 - незначительно.
В 5 классах рассматривается раздел - «Личная безопасность в повседневной жизни», включающий в себя следующие темы «Пожар в жилище», «Оповещение при пожаре и эвакуация», «Средства тушения пожаров», на которые отводится 1 час [34, С. 31].
В 7 классах на параграф №17 «Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения» в Главе 1. «Опасные и ЧС ситуации природного характера и защита населения от их последствий» выделен 1 час [44].
В 8 классах в Разделе 1. «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека» изучается отдельная Глава 2 под названием «Пожары и взрывы», в которую входят темы: «Пожары», «Условия и причины возникновения пожаров и взрывов», «Возможные последствия пожаров и взрывов», «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов» (3 часа) [41].
В методическом комплексе для 5 класса, который включает в себя учебник и методическое пособие (В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук) рассматривается Глава 1. Личная безопасность в повседневной жизни, в которой параграф №4 посвящен теме «Пожар» (1 час) [22, С.16].
В школьном учебнике по ОБЖ для 7 класса (С. Н. Вангородский, Н. И. Кузнецов, В. Н. Латчук) данной теме отведена целая Глава 8 «Лесные и торфяные пожары. Из истории лесных пожаров», в которой затрагиваются следующие вопросы: «Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров», «Последствия лесных и торфяных пожаров и способы их тушения», «Предупреждение лесных и торфяных пожаров», «Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара и его тушении» [45].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.
2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.
3. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 233 c.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
6. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2018. - 197 c.
8. Водопьянов, В. ВПС: Психология и педагогика. Конспект лекций в схемах / В. Водопьянов. - М.: Приор, 2017. - 96 c.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2017. - 288 c.
10. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: ЦПО, 2017. - 128 c.
12. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
13. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2017. - 262 c.
14. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2017. - 332 c.
15. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c.
16. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
17. Загвязинский, В.И. Общая педагогика. / В.И. Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2018. - 391 c.
18. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2017. - 288 c.
19. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2017. - 671 c.
20. Титов, В.А. ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2018. - 271 c.
21. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 408 c.