Фрагмент для ознакомления
2
1) Пути совершенствования контрольной среды АО «Крокус»
Контроль как управленческая функция пронизывает все бизнес-процессы и процессы взаимодействия в компании ООО «КРОКУС». Прежде всего, контроль осуществляется на разных уровнях управления. Применяются как стратегический, так и тактический контроллинг:
- Руководство компании и ТОП-менеджмент осуществляют контроль за выполнением стратегических и оперативных планов, а также выполнением планов структурных подразделений;
- менеджеры среднего звена управления контролируют выполнение функционала структурного подразделения и поставленных задач,
- менеджеры нижнего звена несут ответственность только за выполнение своих должностных задач.
Таким образом, контроль в компании имеет многоуровневую направленность (рис.3.1):
Рис.3.1. - Уровни контроля в ООО «КРОКУС»
К методам контроллинга внешней среды и ее влияния на деятельность компании, применяемым в ООО «КРОКУС» относятся:
- анализ фактов, событий и отклонений,
- функционально-стоимостной анализ.
Для обеспечения контроллинга в компании используется несколько форм: Стратегия развития компании, Стратегии развития направлений деятельности, планы, программы, функциональные задачи, диаграмма Ганта, в которых обозначаются основные показатели и индикаторы контроллинга.
Стратегия развития компании на определенный период включает в себя несколько блоков, характеризующих направления деятельности и показатели, которых планирует достичь предприятия к определенному периоду времени.
В Стратегии развития компании выделены такие блоки развития: маркетинг, производство, управление персоналом, продажи, логистика. В каждом блоке представлены показатели, которых компания планирует достичь к 2023 году.
Оперативные планы компании содержат плановые показатели и методы и инструменты их достижения, а также бюджет, необходимый для реализации поставленных задач. Как правило, оперативные планы разрабатываются на сезонный (май-сентябрь) и несезонный период (октябрь-апрель) и помесячно.
Контроллинг осуществляется сопоставлением достигнутых к определенному периоду результатов с запланированными показателями.
Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандартов и точно указывать его причину.
Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы сразу понять причину отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних перемен факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов. Однако не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты .
Контроль осуществляют люди, и направлен он на деятельность людей. Поэтому без учета психологии и особенностей человеческого поведения строить систему контроля нельзя.
Можно выделить основные характеристики эффективного контроля. В их числе, во–первых, стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
Во-вторых, ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.
В-третьих, для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
В-четвертых, своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
В-пятых, контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Показать больше