Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИКА ПРОВОДИТСЯ
в государственном общеобразовательном учреждении Тульской области
«Тульский областной центр образования» - ГОУ ТО "ТОЦО"
Директор образовательного учреждения:
Полянский Сергей Александрович
Зам.директора по УВР (руководитель отделения № 1):
Бакунина Елена Аднановна
Педагог – психолог:
Алешина Олеся Викторовна (отделение №1 адаптированного общего
образования обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
практики:
- готов сознавать социальную значимость своей профессии, обладает
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен к организации, совершенствованию и анализу собственной
образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).
Цель практики: развитие компетенций, связанных с использованием
знаний и умений в профессиональной деятельности, готовность к сбору,
анализу и систематизации информации, а также способности к
взаимодействию с педагогами, детьми, родителями, формирование и
укрепление толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи практики:
1. Закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения
дисциплин «Общая психология», «Детская психология», «Дефектология».
2. Познакомиться с основными направлениями, целями и задачами
психологического сопровождения обучающихся: проанализировать и
определить место и значение каждого вида деятельности (просвещение,
диагностика, коррекция, консультирование, профилактика) в конкретной
организации, с учетом ее типа и вида.
3. Познакомиться с практическим использованием методов психолого-
педагогического исследования и требованиями к ним.
4. Развитие интереса к выбранному профилю обучения, осознания своих
профессиональных интересов и склонностей, освоения профессиональной
этики, повышать учебную мотивацию.
5. Самостоятельное использование методов и методик психолого-
педагогической диагностики.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основные сведения об образовательном учреждении:
Организация располагается в нескольких отдельно стоящих зданиях:
- отделение №1 - г. Тула, ул. Замочная, д. 105;
- отделение № 2 - г. Тула, ул. Бундурина, д. 45;
- отделение №3 - г. Тула, ул. Бундурина, д. 56.
Отделение 1 - Отделение адаптированного общего образования
обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы.
Отделение 2 - Отделение адаптированного общего образования
обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы.
Отделение 3 - Отделение адаптированного общего образования
обучающихся с нарушением слуха.
Основными видами учебных занятий в отделении по адаптированной
основной общеобразовательной программе являются:
- урок;
- логопедическое занятие;
- коррекционно-развивающее занятие с педагогом-психологом;
- занятие с учителем-дефектологом;
- лабораторная работа;
- практическое занятие.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса в отделении проводятся в установленном порядке занятия педагога-
психолога. Занятия педагога-психолога, консультации родителей (законных
представителей) обучающегося педагогом-психологом проходят в
соответствии с утвержденным графиком занятий, утверждаемым
руководителем отделения. При проведении консультаций родители
(законные представители) получают объяснения определенных
теоретических положений и аспектов их практического применения. Учебная
организация также располагает интернатом для проживания детей из других
городов и поселков.
Моя практика проходила на базе Отделения 1.
Школа ориентирована на работу с детьми, имеющими проблемы в
развитии. Формирование доступной среды, создание условий для учащихся с
разнообразными видами нарушений способствуют интеллектуальному,
психо-эмоциональному, физическому развитию, социальной адаптации
обучающихся.
В настоящее время в школе открыты 14 классов, в которых обучаются
189 учащихся, дети с ограниченными возможностями здоровья от 6,6 до 18
лет. Функционируют классы для детей со сложной структурой дефекта, где
обучаются дети с расстройством аутистического спектра, тяжелыми и
множественными пороками развития.
Педагогический коллектив состоит из 46 человек, из них имеют
высшее образование 44 человек, высшее дефектологическое или
переподготовку в области «олигофренопедагогика» - 20 человек.
В учреждении работает педагог-психолог, учитель-логопед, 2 учителя-
дефектолога, социальный педагог. Высшую квалификационную категорию
имеют 23 учителя, первую- 10 учителей.
Имеют почетное звание «Заслуженный учитель РФ» - 1 человек, , 3
человека – звание « Почетный работник общего образования РФ»,
грамотами Министерства образования и науки РФ награждены 5 человек,
отмечены Почетными грамотами министерства образования Тульской
области – 12 человек.
В школе имеются 2 мастерские по слесарному делу, оснащенные
верстаками и металлорежущими станками (токарные, сверлильные,
заточные, фрезерные, строгальные) и 2 мастерские по швейному делу,
оборудованные современными электрическими швейными машинами.
Функционируют 5 классов начальной школы и 9 классов средней школы;
кабинет логопедии, кабинет психолога, кабинет учителя- дефектолога,
сенсорная комната, медицинский кабинет, библиотека, столовая на 40
посадочных мест.
Во внеурочное время учащиеся занимаются в кружках :
«Танцевальный», «Рукоделие», «Русская народная игрушка», «Левша»,
«Волейбол», «Спорттуризм» и на занятиях внеурочной деятельности
(нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное
направления).
Место прохождения практики – кабинет психолога.
Практическое задание 1.
Выявить цели, задачи и формы работы школьного психолога в школе
обучающихся с нарушением интеллектуальной сферы.
Педагог - психолог Алешина Олеся Викторовна рассказала о своей
работе следующее. Психолог работает со всеми участниками
педагогического процесса: учениками, учителями, администрацией и
родителями.
Основные направления работы школьного психолога:
Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей,
родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или
учителей.
Коррекционное и развивающее. Например, это могут быть уроки
психологии, тренинги, индивидуальные или групповые занятия с
детьми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные
особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть
направлены как на развитие познавательных процессов (память,
внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-
волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки
учащихся. Школьный психолог использует уже существующие
программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно,
учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в
себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и
другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста
школьников.
Консультативная работа. Самые разные консультации для всех:
учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и
индивидуальные. это работа по конкретному запросу. Психолог
знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает
определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в
будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом
совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих
проблем и взаимодействию со школьником.
Просветительская работа: заключается в том, чтобы знакомить
учителей и родителей с основными закономерностями и условиями
благоприятного психического развития ребенка. Она осуществляется в
ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и
родительских собраниях, психолог может вести свою страничку на
сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей.
Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах,
уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в
ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого,
замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное
русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или
учеником и учителем. Предупредить формирование девиантного
поведения.
Методическое. Психолог должен постоянно работать с литературой,
включая периодические издания, чтобы отслеживать новые
достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться
с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения
обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог
проверяет в практике новые методики и находит наиболее
оптимальные приемы практической работы.
Практическое задание №2
Проведение диагностики с целью выявления сплоченности коллектива
в 8А классе (дети с легкой степенью умственной отсталости)
Диагностика проводится по просьбе классного руководителя, который
обеспокоен недружелюбностью детей класса по отношению друг другу.
Руководитель хотел бы получить рекомендации психолога, которые помогли
бы сплотить коллектив класса.
Форма проведения диагностики групповая.
Ситуация выбора:
1. Напишите имена одноклассников (из присутствующих сегодня в
классе), кого бы вы пригласили на свой день рождения. Можно
отметить только 3 имени, можно - меньше.
2. Напишите имена одноклассников, с кем бы вы смогли остаться на
необитаемом острове. Отметить только 3 имени, можно – меньше.
3. Напишите имена одноклассников, к кому бы вы обратились за
помощью в объяснении непонятного задания по предмету. Отметить 3
имени, можно – меньше.
Показать больше