Фрагмент для ознакомления
2
Конспект
В Федеральных законах Российской Федерации «Об обязательном эк-земпляре документов от 23.12.2003 N 186-ФЗ)» и «О библиотечном деле» 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ в ред. от 27.12.2009 N 370-ФЗ) c изм. от 27.12. 2000 года, дается следующее определение: «документ– материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и общественного использования», а в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите инфор-мации» от 20 февраля 1995 года (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) документ (документированная информация) определяется как «за-фиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, поз-воляющими ее идентифицировать». К вышеуказанным определениям доку-мента можно добавить, что документ в делопроизводстве означает средство закрепления информации о фактах, событиях, явлениях объективной дей-ствительности и мыслительной деятельности человека.
Следовательно, основным назначением документа являются фиксация и сохранение необходимой информации. Так, например, документы, составля-емые в органах внутренних дел, содержат информацию об оперативной об-становке, о результатах деятельности отдельных служб и подразделений, о лицах, совершивших правонарушения, о скрывшихся от суда и следствия и т.д., которая, будучи зафиксированной в документах, неоднократно исполь-зуется сотрудниками органов внутренних дел при анализе возникающих проблем, разработке и осуществлении мер по их разрешению.
Рассматривая значение документов в управленческой (внутриоргани-зационной) деятельности органов внутренних дел, можно сказать, что они являются формой реализации всех функций процесса управления. Так, например, планирование внешне выражено в составленном плане работы ор-гана для подразделения. Осуществление такой функции процесса управле-ния, как контроль, заканчивается обычно составлением акта или справки о проверке, отчета о выполненной работе и т.п. Между тем, рассмотрение до-кумента как формы реализации функций процесса управления не означает, что во всех случаях реализация каждой функции должна сопровождаться со-ставлением документов. Документ - это лишь одна из форм реализации управленческой деятельности. Правильно организованное управление долж-но ограничиваться необходимым минимумом документов, широко используя без документационные формы осуществления управленческих функций.
Документы, составляемые в органах внутренних дел, являясь одним из средств связи органов внутренних дел между собой, с другими органами, организациями и гражданами, выполняют также коммуникативную функ-цию. Так, посредством служебных писем сотрудники органов внутренних дел запрашивают из других органов и организаций необходимую информа-цию, направляет им предложения по устранению условий, способствующих совершению правонарушений, сообщают гражданам о решениях, принятых по их заявлениям, и т.п.
Юридическое значение документов, составляемых в органах внутрен-них дел, состоит в том, что они являются средством официального удостове-рения и юридического доказательства действий, событий, состояний, имею-щих юридическое значение. Например, составленный работником полиции протокол об административном правонарушении фиксирует имеющую дока-зательственное значение информацию об обстоятельствах проступка, о лич-ности правонарушителя. Выданное гражданину разрешение на приобрете-ние оружия является официальным удостоверением наличия у данного лица соответствующего права. Справка о результатах проверки работы органа внутренних дел, подразделения или его отдельного сотрудника служит офи-циальным удостоверением состояния этой работы и т.п.
Способность документов служить юридическим доказательством обу-словливает возможность контроля законности и эффективности деятельности органов внутренних дел (их подразделений и сотрудников) посредством изучения составляемых ими документов. Так, при изучении документов, со-держащих сведения о расстановке сил и средств, о результатах их использо-вания могут быть сделаны выводы об эффективности деятельности органа. Изучение материалов уголовных дел, постановлений о наложении админи-стративных взысканий позволяет оценить состояние законности в деятельно-сти органа и его отдельных сотрудников и принять меры к устранению вы-явленных нарушений.
В органах внутренних дел составляется множество самых различных документов. Уяснению их разнообразия служит классификация документов, которая осуществляется по различным критериям. Применительно к изуче-нию и практическому осуществлению делопроизводства наибольший интерес представляет классификация, произведенная по следующим критериям: по направлениям деятельности органов внутренних дел, по месту возникнове-ния и направлению движения документов, по количеству отражаемых в них вопросов, по участию заинтересованных лиц в составлении и подписании до-кументов, по степени секретности, содержащейся в документах информации и др.
В зависимости от того, при осуществлении какого из направлений дея-тельности органов внутренних дел создаются документы, они подразделяют-ся на управленческие или организационно-распорядительные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные.
Управленческие (организационно-распорядительные) документы со-здаются в процессе внутриорганизационной деятельности органов внутрен-них дел. В зависимости от назначения они, в свою очередь, подразделяются на распорядительные, отчетные и документы общего характера.
Группу распорядительных документов составляют письменные право-вые акты управления (приказы, инструкции, указания, планы и др.).
Отчетные документы содержат информацию о выполнении заданий, поручений, запланированных мероприятий (отчет о работе, рапорт или до-кладная записка, объяснительная записка, справка и др.).
Группа документов общего характера включает в себя разнообразные документы, составляемые по различным вопросам деятельности органа (подразделения); акт, протокол, служебное письмо, телеграмма и др.
Оперативно-розыскные документы отражают оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. Порядок оформления таких докумен-тов и правила работы с ними устанавливаются ведомственными норматив-ными актами МВД России.
Уголовно-процессуальные документы отражают действия, осуществля-емые по расследованию уголовных дел (протоколы следственных действий, постановления и др.). Требования к их содержанию и оформлению во мно-гом определены уголовно-процессуальным законодательством.
Административно-процессуальные документы (протоколы об админи-стративных правонарушениях, постановления по делам об административ-ных правонарушениях, акты обследования объектов разрешительной систе-мы и т.п.) отражают административную деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопас-ности. Требования к содержанию и реквизитам значительной их части опре-делены административно-процессуальным законодательством, а также ве-домственными нормативными актами МВД России.
В зависимости от места возникновения и направления движения все до-кументы подразделяются на исходящие, входящие и внутренние.
Исходящими называются документы, отправляемые органом внутрен-них дел в адрес других органов, организаций или граждан. Документы, по-ступающие в органы внутренних дел из других органов (организаций, учре-ждений) или от граждан, именуются входящими. Созданные в органе внут-ренних дел и не подлежащие отправке документы являются внутренними.
По количеству отражаемых в документах вопросов различают простые и сложные документы. Документ, составленный по одному вопросу, считает-ся простым. Если в документе содержится информация по двум или больше-му числу вопросов, он является сложным
.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема: Изучение общих правил делопроизводства в ОВД
Цель: Научиться организации делопроизводства в ОВД
Требования к результатам освоения:
Знать:
- организацию системы управления, кадрового, информационного и документационного обеспечения управленческой деятельности (по профилю подготовки);
- методы управленческой деятельности;
- основные положения научной организации труда;
- порядок подготовки и принятия управленческих решений, организа-ции их исполнения.
Уметь:
- разрабатывать планирующую, отчетную и другую управленческую документацию;
- принимать оптимальные управленческие решения;
- организовывать работу подчиненных (ставить задачи, организовы-вать взаимодействия, обеспечивать и управлять);
-осуществлять контроль и учет результатов деятельности исполните-лей
Оснащение:
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Уголовно-процессуальный кодекс
Ход работы:
Ход работы:
-Изучить рекомендуемые информационные источники;
-Выбрать нормы, необходимые для изучение общих правил делопро-изводства в ОВД
-Оформить конспект.
Результат деятельности: конспект
Защита – письменная
Конспект
Деятельность органов внутренних дел напрямую связана с созданием служебных документов, их оборотом, исполнением и последующим хранени-ем. Документационное обеспечение управленческой деятельности характерно для любых органов и организаций, однако для органов внутренних дел гра-мотная организация управления силами и средствами имеет первостепенное значение. В отличие от любых других органов и организаций «граждан-ской» направленности эффективность деятельности органов внутренних дел зависит не только от профессионализма сотрудников, но и от грамотного управления. Рациональная организация делопроизводства, в свою очередь, позволит рационализировать и унифицировать сам процесс управления, что, несомненно, приведет к повышению эффективности как в управленческой, так и в правоохранительной и правоприменительной деятельностях.
Оптимизация процесса делопроизводства и в конечном счете дальней-шая оптимизация процесса управления, осуществляемого посредством офи-циальных документов, для органов внутренних дел имеет огромное значение ввиду широкого спектра специфических задач, возлагаемых на органы внут-ренних дел в целом и на отдельные подразделения в частности. Все перечис-ленное подтверждает актуальность рассматриваемой темы. Более того, необ-ходимо обратить внимание на недостаточную теоретическую проработку проблемных вопросов документационного обеспечения управления как осо-бого вида деятельности в органах внутренних дел.
В настоящее время вопросы делопроизводства как документационного обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел нахо-дится за пределами объектов научных исследований большинства ученых. Одно из последних крупных исследований в этой сфере было проведено еще в 1999 году. Также небольшим является объем научных статей в периодиче-ских изданиях, посвященных конкретным вопросам организации делопроиз-водства в органах внутренних дел. При этом в исследованиях акцент делает-ся на вопросах делопроизводства как особого процесса в управленческой де-ятельности различных организаций, не учитывая специфики делопроизвод-ства именно в органах внутренних дел.
Ввиду того, что документационное обеспечение деятельности органов внутренних дел, как уже отмечалось, тесно связано с процессами управления, необходимо охарактеризовать управление в органах внутренних дел как специфический вид деятельности.
Под управлением понимается процесс воздействия на объект с помо-щью совокупности определенных способов воздействия, выбранных из мно-гих возможных вариантов на основе объективных данных, складывающихся в органе, организации или ведомстве. Управление направлено на поддержку, улучшение функционирования или развитие объекта для достижения задан-ной.
Органы внутренних дел (далее - ОВД) - это структурное звено системы государственных органов, которые осуществляют особый вид государствен-ной службы. Правовой статус ОВД определяет особенности
Показать больше