Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1: Реализовать Программу знакомства с образовательной организацией
Практика проходила в МБОУ "СОШ №60" имени Владимира Завьялова г. Барнаула.
В ходе прохождения практики была разработана и проведена беседы с директором школы, завучем начальной школы с целью знакомства с образовательной, научно-методической деятельностью учителей образовательной организации.
Были получены следующие результаты.
Основным видом деятельности МБОУ «СОШ № 60» имени Владимира Завьялова (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей.
Структура управления МБОУ «СОШ № 60» имени Владимира Завьялова представлена в виде государственной и общественной составляющей. В учреждении определены основные направления деятельности государственно-общественного управления: развитие школьного самоуправления, повышение открытости системы образования, расширение социального партнерства в сфере образования, общественное участие в оценке качества образовательных услуг.
В школе выстроено структурное взаимодействие между элементами административного и общественного управления. Сложившаяся в учреждении система управления позволила успешно решать приоритетную задачу внедрения ФГОС для формирования открытой образовательной среды. Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных методических объединения:
• общих гуманитарных дисциплин;
• естественно-научных дисциплин;
• объединение педагогов начальных классов.
В школе формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: Общее собрание работников Учреждения, Совет Учреждения, Педагогический совет Учреждения, Общешкольное родительское собрание Учреждения, Совет учащихся Учреждения.
В школе действует профессиональный союз работников.
Нормативно-правовая база соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Результаты освоения программ начального образования
Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 9 процентов, но вырос по сравнению с 2019 (в 2019 был 33%, 2020- 44%, 2021- 35%), процент учащихся, окончивших на «5», повысился по сравнению с 2019 годом и остаётся стабильным в течение последних двух лет и составляет 7% (в 2019 – 4%). По сравнению с прошлым годом уменьшилось количество неуспевающий учащихся. В 2021 году 8% обучающихся были переведены условно. 4 человека прошли ПМПк им была поменяна программа, двум учащимся был поставлен диагноз УО, остальные оставлены на повторное обучение.
Воспитательная работа
Воспитательная деятельность МБОУ «СОШ №60» имени Владимира Завьялова в 2021 учебном году осуществлялась в соответствии с законодательством РФ, Уставом школы, локальными актами, согласно плану работы на учебный год, в соответствии с планом воспитательной работы, а также на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, духовно - нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся. Воспитательная работа проводилась в общей системе образовательного процесса и охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь учащихся, разнообразную деятельность и общение, осуществлялась через активное привлечение учащихся к участию в районных, городских, краевых конкурсах, акциях, а также через планомерную работу классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников.
Ведущими направлениями деятельности в 2021 году были: гражданско-патриотическое воспитание; историко-краеведческое, экскурсионное направление и работа школьных музеев; духовно-нравственное воспитание; развитие интеллектуальной и познавательной активности учащихся; здоровьесберегающее воспитание, военно-спортивное направление, правовое воспитание.
Реализация основных направлений воспитания на базовом уровне осуществлялась классными руководителями. Содержание их планов воспитательной работы - это конкретизация общешкольного плана воспитательной работы образовательной организации.
В 2021 году были проведены традиционные мероприятия, такие как: День Знаний, акция «Бессмертный полк», Декада Памяти Владимира Завьялова ,спортивный мемориал имени Вячеслава Сальникова, «А ну- ка, парни» , « Мама, папа и я – спортивная семья», Последнего Звонка и Выпускной вечер. Приоритетным продолжало оставаться гражданско - патриотическое воспитание, все проводимые мероприятия были направлены на формирование гражданина, патриота. Осуществлялось тесное взаимодействие с организациями: «Российский союз ветеранов», «Алтайский союз ветеранов войны в Афганистане».
Реальной и важной школой социализации учащихся является самоуправление. В школе главным органом ученического самоуправления является Совет учащихся, в который входят старосты 5-11 классов. В свою очередь, каждый староста является представителем своего класса и входит в Совет класса, орган, регулирующий актив класса. К самоуправлению были подключены и начальные классы. Опыт оказался интересным и результативным. Ученики начальной школы с интересом и ответственностью принимали участие в обсуждениях и активно откликались на предложения участвовать в различных мероприятиях и конкурсах.
Совершенно уникальное направление в школе « Музейная педагогика».
«Музейная педагогика» - это проект, целью которого является развитие общих творческих способностей учащихся. Предполагается, что участие ребенка в реализации этого проекта подвигнет его к занятию живописью, чтению и сложению стихов, пению, игре на музыкальных инструментах, созданию музыкальных произведений. Отличительной чертой данного проекта от общеизвестных учебных курсов по обучению рисованию, игре на музыкальных инструментах и т.п. является то, что занятия с ребятами, вместе с учителем общеобразовательной школы, ведут носители и практики культурных знаний и умений: художник, искусствовед, журналист, музыкант. Обучение является интегрированным. Данный проект является долговременным и рассчитан на 6-9 классы. В 2021 году прошли только четыре из восьми запланированных очных занятий в рамках проекта. Ребята с наставниками посетили детскую библиотеку имени Н. К. Крупской, Музей «Город», прошел мастер - класс по обучению рисованию, подготовлено и проведено классное мероприятие «Прочту любимые стихи…»
Одной из приоритетных задач продолжает оставаться индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на различных видах профилактического учета. Для ее реализации налажен тесный контакт, с представителями различных служб, таких как центр психологической поддержки «Потенциал», КДН и ЗП при администрации Железнодорожного района города Барнаула, ОДН ОП по Железнодорожному району УМВД России по г. Барнаулу. Кроме того в рамках этой работы введен единый день профилактических бесед, классных часов, встреч с учащимися, на которых ведется профилактика «булинга», антивитального поведения», правонарушений, зависимых состояний.
Для реализации цели работы социального педагога по осуществлению комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних успешно решались такие задачи как: раннее выявление детей и семей, требующих особого педагогического внимания, и организация работы с ними; своевременное информирование органов системы профилактики о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказание социально-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющими отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; привлечение несовершеннолетних к участию в спортивных секциях и кружках дополнительного образования; осуществление мер по реализации МИПР, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В течение отчетного периода контролировалось движение учащихся, поддерживалась тесная связь с родителями, изучались социальные проблемы учеников, велся учет и профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществлялась социальная защита детей из семей группы риска.
Подводя итоги воспитательной работы за 2021 год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. Но есть проблемы, которые необходимо решать: работать над повышением уровня воспитанности учащихся: как младшего, так и среднего звена, формировать у детей основы культуры поведения. Не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками. Продолжает иметь место ряд нарушений Устава школы подростками. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы школы в новом учебном году должна стать работа, как с детьми, так и родителями по нравственному воспитанию.
Дополнительное образование
Работа по дополнительному образованию направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения во внеурочное время, с учетом индивидуальных особенностей. За последние несколько лет у школы сложились устойчивые партнёрские связи с учреждениями дополнительного образования и спорта, которые качественно изменяются год от года. Система дополнительного образования в школе представлена творческими и спортивными объединениями: «Волейбол, «Баскетбол», «Студия спортивного танца», ЮИДД «Светофорик», отряд юных пожарных «Факел».
Работа с детьми по профилактике ДТП. Главной задачей школы по-прежнему является проведение работы по профилактике ДТП. Чтобы знания, полученные в школе, стали прочными и могли быть с успехом применены на практике, систематически проводится обучение школьников дисциплинированному поведению на улице. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей. Ребята из отряда ЮП ПДД активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях по знаниям ПДД, занимаются на специализированных площадках по ПДД.
Привлекается родительская общественность, проводятся «Родительские патрули»
Система дополнительного образования в Организации позволяет реализовать цель дополнительного образования социокультурной практики развития мотивации обучающихся к познанию, творчеству, труду и спорту, развивать их способности, организовать досуговую деятельность школьников.
В школе созданы все условия для самореализации ребенка урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, различного вида. Родители, выпускники, обучающиеся высказывают позитивное отношение к деятельности школы.
Оценка содержания подготовки обучающихся школы дана по критериям, указанным в положении «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, в части выполнения требований к условиям реализации образовательной программы, требованиям к результатам. Воспитательная работа и дополнительное образование оценивается по основным показателям, утвержденным Программой развития школы.
Организация учебного процесса
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписанием занятий. При форме получения образования в школе доступны следующие формы обучения: очная, заочная, очно-заочная. Для выбора этих форм обучения родители подают заявление в школу, школа уведомляет местные органы управления образованием.
Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9 классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО).
Максимальная учебная нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПиН (2021).
Образовательный процесс в начальной школе строится в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 60» имени Владимира Завьялова.
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет общий и максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей по годам обучения.
Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, личностное развитие обучающихся в соответствии с индивидуальными способностями.
Перечень предметов и количество часов полностью соответствует учебному плану начального общего образования.
Преподавание учебных предметов осуществляется в соответствии с программой «Школа России».
Начало учебного года с 1 сентября, продолжительность учебного года для первоклассников 33 недели с пятидневной учебной неделей. В 1-м классе рекомендуется в соответствии с СанПиНом 1.2.3685 – 21 организовывать ступенчатый режим: сентябрь – октябрь 3 урока по 35 минут, ноябрь – декабрь – 4 урока по 35 минут, январь – май – 4 урока по 40 минут.
При реализации внеурочной занятости по ФГОС организована работа по пяти направленностям, среди которых проектная деятельность, художественное творчество, туристско-краеведческие, спортивные, предметные кружки. Данной работой охвачены все обучающиеся 1-4 классов.
Учитель планирует индивидуальную работу с семьёй на весь учебный год, определяет очерёдность посещения семей учеников, дни консультаций родителей в школе. При планировании следует учитывать, какое основное назначение видит учитель в посещении семьи.
Первое посещение семьи носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи. Эти данные необходимы для того, чтобы знать, кто из членов семьи может оказать помощь первокласснику хотя бы в первый месяц его учёбы в школе.
Здесь же учитель выясняет, как семья готова к тому, что их ребёнок пойдёт в школу. Вместе с самим ребёнком следует посмотреть, где будет в квартире его рабочий уголок.
В присутствии родителей учитель выясняет у ребёнка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет. Учителю следует обратить внимание на отношение ребёнка к братьям и сёстрам.
Далее можно продолжить разговор с родителями уже без ребёнка. Во время беседы важно почувствовать, кто из старших оказывает большее влияние на ребёнка, кого он больше слушается.
Заключительный этап посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании. Здесь же договариваются о путях сотрудничества семьи и школы.
Настоящий учитель знает, что понятия «хороший ученик» и «хороший человек» неравнозначны. Как, впрочем, нельзя думать, что всё плохо в неуспевающем ученике. Поэтому при встрече с родителями важно не только дать рекомендации, как повысить успеваемость и дисциплину, но и посоветоваться о развитии добрых душевных качеств ребёнка. Важно постараться понять систему воспитания в данной семье, а иногда и предупредить её от зазнайства, эгоизма, от появления других нежелательных черт в характере ребёнка.
Очень внимательно должен работать учитель с семьёй, где мать не является для детей примером достойного личного поведения. В этом случае и учитель, и родительский комитет должны внушить матери ответственность за воспитание детей, за то, чтобы её дети были достойными людьми общества.
Таким образом, в школе сложились оптимальные организационные условия, обеспечивающие реализацию образовательных программ; созданы благоприятные условия для развития способностей, учета возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Общие выводы в области организационно правового обеспечения образовательной деятельности:
• Локальные акты приведены в соответствие законодательства Российской Федерации,
в области системы управления:
• дальнейшее развитие государственно-общественного управления осуществляется, но присутствуют проблемы, связанные с малочисленностью ОО;
в области реализации образовательной программы, оценки качества образования:
• условия для реализации потенциала одаренных детей созданы;
• работа педагогов по повышению качества знаний учащихся; по подготовке обучающихся к итоговой государственной аттестации усовершенствуется через различные педагогические составляющие;
• развитие дистанционного обучения не имеет максимального значения при организации образовательного процесса, сетевое взаимодействие расширяется;
• информационно-образовательная среда укреплена;
в области обеспечения условий образовательного процесса:
• созданы условия для прохождения аттестации и курсовой подготовки педагогами школы;
• осуществляется стимулирование педагогов к участию в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях, публикации материалов из опыта работы;
• не созданы странички педагогов школы на школьном сайте;
• организовано внутришкольное повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических семинарах и мастер-класса.
Показать больше