Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2
Статья
«Роль медиативных навыков в профессиональной деятельности юриста»
Для современного социума характерно усложнение общественных отношений, которые влекут увеличение правовых споров с участием граждан и юридических лиц. И зачастую, традиционное состязательное разрешение споров приводит к значительным потерям сторонами сил, времени и средств. К тому же юристы сталкиваются с многочисленными трудностями в разрешении конфликтов между его участниками.
Успешному решению данной проблемы способствует применение новой метода эффективного регулирования конфликтов – медиации. Это одна из современных примирительных процедур в юриспруденции, которая получила законодательное закрепление. Благодаря медиации, юрист может разрешать споры в любой сфере жизнедеятельности.
Прикладной характер медиации исследовали такие зарубежные авторы, как Х. Бесемер, Д. Кэнни и Л. Фуллер. Среди отечественных ученых, которые изучали содержательные аспекты данной технологии, выделяются работы О.В. Аллахвердовой, A.А. Елисеева, А.Д. Карпенко, Г. Пуна, Ц.А. Шамликашвили, В.Ф. Яковлева и др.
Цель исследования – рассмотреть роль медиативных навыков в профессиональной деятельности юриста.
Считается, что медиация в различных формах была присуща многим древним цивилизациям. Но научное обоснование она получила лишь во второй половине XX столетия, когда были созданы принципы медиации, требования к медиатору; структурирован процесс поэтапного проведения процедуры и т. д.
Так, исследователь Х. Бесемер определяет медиацию как посредничество в конфликте беспристрастных третьих лиц, которые признаются всеми сторонами конфликта [3, с. 14].
Современные специалисты называют медиацию «королевой переговоров», технологией управления спорами. Данная технология представляет собой стандартизированную систему методов, способов и техник, которые позволяют с высокой вероятностью достигнуть результата[4].
В Федеральном законе РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация трактуется в качестве альтернативной процедуры урегулирования споров в целях достижения взаимоприемлемого решения, с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора[1].
Отечественные ученые обращают внимание на тот факт, что профессиональный успех судей, адвокатов, нотариусов, прокуроров и других юристов значительно повысится, если он не просто знаком с технологией медиации, но и владеет некоторыми умениями и навыками, присущими профессиональному медиатору [7; 8]. Например, юристам важно уметь вести диалог, основываясь на принципах медиации, корректно взаимодействовать с оппонентом и достигать взаимоприемлемых результатов.
Юристы должны понимать психологическую специфику медиации, т. к. её важной психологической чертой является и то, что она рассматривает конфликт не только с правовой точки зрения, но и с учётом других факторов (например, межличностные взаимоотношения оппонентов). Конфиденциальность процедуры обеспечивается обязанностью медиатора и сторон не разглашать третьим лицам информацию, которую он узнал в процессе медиации. Исключение – это данные, связанные с преступлением.
Медиация способна значительно сократить материальные и моральные
потери всех участников конфликта, помогает им преодолеть сопровождающие негативные эмоции, и обеспечить более комфортное сосуществование конфликтующих сторон в будущем на основе доверия [2, с.16].
Юристы обязаны соблюдать основные принципы медиации, которые позволяют перейти с состязательного, порой силового метода решения конфликта на более конструктивный, взаимовыгодный и гуманистический метод. Медиация базируется на таких принципах как добровольность, равенство сторон, конфиденциальность, нейтральность и беспристрастность незаинтересованной стороны. Данные принципы направлены на обеспечение проведения медиации наиболее оптимальным способом. Поэтому их беспрекословное соблюдение, а также, следование ряду простых правил, создает благоприятную среду, для того чтобы конфликтующие стороны смогли договориться [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении [Текст] // Вестник образования. – 2010. – №9.
2. Медиация как способ разрешения конфликтов в образовательном процессе [Электронный ресурс]: рабочая тетрадь. – Режим доступа: www.eduportal44.ru/Nerehta/centre_soprov/.../Рабочая%20%20тетрадь.docx.
3. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях [Электронный ресурс] / Федеральный институт медиации. – Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/pdo/meridian/2016-472-pril1.pdf.
4. Методические рекомендации по проведению медиации между жертвой и правонарушителем с целью реализации восстановительного подхода и восстановительного правосудия, создания основ для единообразной интеграции восстановительной практики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fedim.ru/wp-content/uploads/2016/03/10.1.Metodicheskie-rekomendatsii_vosstanovitelnaya-praktika.pdf.
5. Мурашёва, С. В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. –С. 246-250. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/64051.htm.