Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика является необходимым элементом обучения по специальности «Реклама/Маркетинг». Учебная практика пройдена в ЗАО НПК «Комбиотех» г. Москва с 06.07.2022 г. по 19.07.2022 г. в отделе снабжения и сбыта в должности помощника маркетолога.
Целью прохождения учебной практики является закрепление полученных теоретических знаний, углубление первоначальных общих и профессиональных компетенций, сбор материала для написания выпускной квалификационной работы. В соответствии с целью учебной практики определены ее задачи:
– отразить в отчете наименование, юридический и фактический адрес организации;
– определить организационно-правовую форму;
– рассмотреть основные направления деятельности;
– изучить историю создания компании;
– исследовать организационную структуру предприятия;
– исследовать финансовые результаты предприятия;
– проанализировать маркетинговую деятельность предприятия;
– разработать рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности предприятия.
В результате прохождения учебной практики необходимо получить следующие компетенции:
– ОК-5: владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
– ОК-10: стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;
– ОК-12: осознание социальной значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
– ОК-17: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
В процессе прохождения учебной практики необходимо выполнить следующие виды работ:
– изучить учредительные документы и внутренние нормативно-правовые акты компании, такие как Устав ЗАО НПК «Комбиотех», Учредительный договор, Положения об организационной структуре управления, отделах и службах, финансовая отчетность и торговые отчеты за 2019-2021 гг.;
– исследовать маркетинговую деятельность компании;
– разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании;
– сделать выводы о результатах прохождения практики, подготовить и сформировать отчет о прохождении учебной практики в ЗАО НПК «Комбиотех».
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Наименование, юридический и фактический адрес
Закрытое акционерное общество научно-производственная компания «Комбиотех» (далее – ЗАО НПК «Комбиотех») имеет юридический адрес: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 16/10, корпус 71. Фактический и юридический адреса места нахождения организации совпадают [8].
1.2. Организационно-правовая форма
Организационно-правовой формой компании является закрытое акционерное общество. Общество осуществляет деятельность на основании Устава и Учредительного договора.
Капитал общества составляет 27000 руб. и разделен на определенное количество акций (не более 50). Преимущественное право приобретения акций ЗАО НПК «Комбиотех» в данном случае имеют члены общества, являющиеся его акционерами (собственниками). Перечень акционеров утверждается учредительными документами Общества. Организация включена в реестр малых предприятий Российской Федерации, так как выручка не превышает 800 млн руб., а количество сотрудников – менее 100 человек. В 2021 г. в компании осуществляли профессиональную деятельность 78 человек [9].
1.3. Основные направления деятельности
ЗАО НПК «Комбиотех» является разработчиком и производителем лекарственных препаратов. Организация имеет лицензию на производство лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения. Лицензия выдана 26.06.2012 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации [8].
Компания является первым в России разработчиком и производителем рекомбинантной дрожжевой вакцины против гепатита В. Для производства вакцины используется авторская технология и отечественное сырье. Созданная вакцина соответствует требованиям Всемирной Организации Здравоохранения по микробиологическим, иммунологическим, химическим характеристикам, соответствует международным критериям качества и безопасности. Специалистами компании разработана и внедрена в производство комбинированная вакцина «Бубо-М», которая предназначена для одновременной иммунизации от дифтерии, столбняка и гепатита В [8].
1.4. История создания
Научно-производственная компания «Комбиотех» основана в 1992 г. для обеспечения внедрения в производство научных разработок в области создания новых комбинированных вакцин и иных научных разработок в области медицины. Компания была создана группой российских ученых с целью разработки и производства эффективных и безопасных вакцин для массовой иммунизации взрослых и детей России [4, с. 6]. Создание и развитие организации происходило в период революционных преобразований в отечественной экономике. Научно-производственные предприятия, не приносящие быстрой прибыли и лишенные государственного финансирования, осуществляемого в рамках плановой экономики, находились на грани прекращения работы. Однако высокий научный потенциал, оригинальная технология получения вакцин и иммуноглобулинов позволили компании получить государственную поддержку и в 1994 г. запустить в массовое производство первую вакцину против гепатита В [9].
В 1995 г. вакцина против гепатита В, разработанная и производимая ЗАО НПК «Комбиотех», была внесена в Государственный Реестр медицинских препаратов, производимых в России. В 1996 г. было разрешено применение препарата для вакцинации детей. В 1997 г. были начаты работы по созданию комбинированной вакцины против гепатита А, В, вирусных форм заболевания [6, с. 52].
В 1999 г. компания совместно с научно-производственным объединением «Биомед» (г. Пермь) приступила к разработке технологии создания комбинированных вакцин против коклюша, столбняка, дифтерии. В рамках совместных исследований проводилось создание специфического иммуноглобулина для экстренной профилактики гепатита В[10].
После создания перечисленных препаратов начались их государственные испытания, которые были завершены в 2002 г. После испытаний медицинские препараты поступили в массовое производство. Дальнейшие достижения компании представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Достижения ЗАО НПК «Комбиотех» в 2007-2020 гг. [8]
Согласно рисунку, в ЗАО НПК «Комбиотех» с 2007 г. функционирует система менеджмента качества (далее – СМК), осуществляется сертификация продуктов, производимых компанией. На протяжении 2007-2021 гг. происходит непрерывная разработка новых вакцин и иммуноглобулинов. В 2020 г. СМК компании сертифицирована в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [8]. Компания выпускает вакцины не только для людей, но и для домашних животных, что существенно снижает риски заражения населения различными формами гепатита.
В настоящее время компания является современным высокотехнологичным предприятием по созданию и производству эффективных и безопасных вакцин для массовой иммунизации населения России. ЗАО НПК «Комбиотех» является одним из международных лидеров в разработке и производстве вакцин и иммуноглобулинов без применения консервантов. Научная и производственная деятельность организации осуществляется в соответствии с международными требованиями GMP (Good Manufacturing Practicefor Medicinal Products) [9]. В компании внедрена и непрерывно развивается система менеджмента качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.1998 г. № 651 ЗАО НПК «Комбиотех» определено национальным поставщиком рекомбинантных вакцин против гепатита В. В соответствии с указанным документом Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации являются государственными заказчиками продукции компании [3].
Таким образом, ЗАО НПК «Комбиотех» является высокотехнологичной компанией, функционирует на отечественном и международном рынках более 29 лет. Организация занимается разработкой вакцин для взрослых и детей, производит разработку поддерживающих иммунитет и предотвращающих развитие гепатита у домашних животных препаратов. Компания является национальным поставщиком медицинских препаратов для учреждений здравоохранения. Система менеджмента качества ЗАО НПК «Комбиотех» функционирует с 2007 г. и непрерывно совершенствуется в соответствии с изменениями требований международных медицинских организаций и отечественного законодательства в области качества и безопасности медицинских препаратов.
1.5. Организационная структура
ЗАО НПК «Комбиотех» для выполнения научных и производственных задач использует труд наемного персонала различных профессий и квалификаций. Штат сотрудников составляют высококвалифицированные специалисты, среди которых 11 кандидатов наук. Организационная структура компании представлена на рисунке 2.
Рис.2. Организационная структура ЗАО НПК «Комбиотех» [8]
Организационная структура ЗАО НПК «Комбиотех» является линейно-функциональной. Такой тип организации управления обеспечивает четкое разграничение функций и исключает дублирование властных полномочий в различных сферах деятельности организации. Руководство производственной деятельностью ЗАО НПК «Комбиотех» осуществляет начальник производства. Ему подчиняются начальники отделов ферментации, выделения и очистки, отдела готовых форм. Каждый отдел осуществляет производство отдельного вида продукции. В структуре компании присутствует отдел биологического и технологического контроля, отвечающий за качество закупаемого сырья и готовой продукции. Отдел осуществляет выборки продукции после выхода из производства и контроль соответствия продукции требуемым параметрам. В состав отдела микробиологического и технологического контроля входит лаборатория биотехнологий, которая занимается научными исследованиями и конструкторскими разработками новых продуктов.
Деятельность бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерия отвечает за финансово-экономические и бухгалтерские аспекты деятельности ЗАО НПК «Комбиотех».
Отдел снабжения и сбыта обеспечивает производство необходимыми материалами и сырьем, заключает договоры с поставщиками и иными контрагентами. Структурное подразделение занимается также сбытом готовой продукции и ее продвижением на российский рынок медицинской продукции.
Продвижением продукции и предприятия занимается маркетолог, закрепленный в отделе снабжения и сбыта. Маркетинг представляет собой важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли. Благодаря работе маркетолога, у предприятия есть возможность:
- повышать качество и обеспечивать конкурентоспособность продукции и услуг;
- оперативно применять инновации;
- предлагать идеи новых товаров и модифицировать уже производимые;
- корректировать цены, продвигать продукцию на рынок, опираясь на гибкое ценообразование, эффективные каналы сбыта и методы формирования спроса и стимулирования сбыта, используя данные исследований покупательского спроса, самих покупателей, их вкусов и предпочтений.
Основной целью в работе маркетолога является своевременное и качественное обеспечение маркетинговой работы, а также прогноз и анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Таким образом, в целях производства моновакцины против гепатита В, комбинированной вакцины против различных видов гепатита, столбняка, дифтерии и коклюша, иммуноглобулинов, компания использует высококвалифицированный персонал. Организационная структура ЗАО НПК «Комбиотех» является линейно-функциональной, что исключает дублирование управленческих функций начальниками структурных подразделений.
1.6 Финансовые результаты предприятия
Отчет о финансовых результатах деятельности ЗАО НПК «Комбиотех» в 2019-2021 гг. представлен в приложении 1. Далее необходимо провести анализ финансовых результатов деятельности компании (таблица 1).
Таблица 1. Финансовые результаты ЗАО НПК «Комбиотех» в 2019-2021 гг. (тыс. руб.) [12]
Наименование показателя 2019 2020 2021 Отклонение, тыс. руб. Темп роста, %
2020 к 2019 2021 к 2020 2020 к 2019 2021 к 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка 312676 364827 350456 52151 -14371 116,68 96,06
Себестоимость продаж -166476 -131436 -97 674 -35040 -33 762 78,95 74,31
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Валовая прибыль 146200 233391 252782 87191 19 391 159,64 108,31
Коммерческие расходы -34169 -30027 -25358 -4142 -4 669 87,88 84,45
Управленческие расходы -70406 -78403 -78313 7997 -90 111,36 99,89
Прибыль (убыток) от продаж 41625 124961 149111 83336 24150 300,21 119,33
Проценты к получению 31954 22975 25 619 -8 979 2644 71,90 111,51
Прочие доходы 5817 60720 50 825 54903 -9 895 1043,84 83,70
Прочие расходы -31283 -26981 -37005 -4302 10024 86,25 137,15
Прибыль до налогообложения 48113 181675 188550 133562 6875 377,60 103,78
Налог на прибыль -7640 -35141 -37 303 27501 2162 459,96 106,15
Чистая прибыль 39944 146534 151246 106590 4712 366,85 103,22
Согласно таблице, наиболее высокие темпы роста выручки, валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли наблюдаются в 2020 г. Темп роста продаж в 2020 г. составляет 116, 68%, а темп роста валовой прибыли – 159,64%. Темп роста чистой прибыли – 366,85%. Стремительного роста валовой прибыли компания достигла не только из-за роста объемов продаж, но и в результате снижения себестоимости продукции. В 2020 г. были снижены коммерческие, управленческие и прочие расходы
ЗАО НПК «Комбиотех».
В 2021 г. происходит снижение продаж компании на 14371 тыс. руб. Однако за счет снижения себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов ЗАО НПК «Комбиотех» добивается роста прибыли от продаж и чистой прибыли. Прибыль от продаж 2021 г. превышает прибыль от продаж 2020 г. на 24150 тыс. руб. Чистая прибыль компании в 2021 г. больше чистой прибыли 2020 г. на 4742 тыс. руб.
Далее рассмотрим бизнес-модель компании по выпускаемой продукции. Структура продукции ЗАО НПК «Комбиотех» по видам представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Структура продукции ЗАО НПК «Комбиотех»в 2019-2021 гг., % [13, 14]
Согласно рисунку, наибольший удельный вес в структуре продукции имеет моновакцина от гепатита В (46,7%). Значительную долю выпускаемой продукции составляет комбиовакцина от гепатита А, В, С, дифтерии, коклюша, столбняка (38,4%). Антигены составляют 12,7% выпускаемой и реализуемой продукции, а вакцины для домашних животных – всего 2,2%.
В период 2019-2021 гг. компания имела средний уровень диверсификации производства. Особенностью деятельности ЗАО НПК «Комбиотех» является высокий уровень зависимости финансовых результатов компании от наличия государственных и муниципальных заказов. Удельный вес государственного (муниципального) заказа и заказов частных компаний в структуре выручки компании в период 2019-2021 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2. Удельный вес государственного заказа и заказов частных компаний в структуре выручки ЗАО НПК «Комбиотех» в период 2019-2021 гг. [13, 14]
Наименование показателя 2019
тыс. руб. Уд.вес, % 2020
тыс. руб. Уд.вес, % 2021
тыс.руб. Уд.вес, %
Выручка 312676 100,0 364827 100,0 350456 100,0
Государственный (муниципальный) заказ
266087,3
85,1
314480,9
86,2
299990,3
85,6
Частные компании 46588,72 14,9 50346,13 13,8 50465,66 14,4
Согласно таблице, наибольший удельный вес (более 85%) в период 2019-2021 гг. в структуре выручки компании имеет государственный заказ на моно и комбиовакцины ЗАО НПК «Комбиотех». Следовательно, компания существенно зависит от наличия государственного заказа на выпускаемую продукцию.
На основании изучения общих сведений об организации необходимо сделать соответствующие выводы.
ЗАО НПК «Комбиотех» расположено в г. Москве. Юридический и фактический адреса организации совпадают. Организационно-правовой формой собственности компании является Закрытое Акционерное Общество, действующее на основании Устава, капитал которого разделен на определенное количество акций, соответствующих количеству участников общества.
Компания создана в 1992 г. За время своего существования ЗАО НПК «Комбиотех» стало одним из национальных поставщиков вакцин против гепатита, лидером на рынке медицинских продуктов. Компания выпускает моно и комбинированные вакцины против гепатита человека и домашних животных, разрабатывает и производит различные виды иммуноглобулинов.
Организационная структура компании является линейно-функциональной. Продвижением продукции ЗАО НПК «Комбиотех» на рынок занимается маркетолог, закрепленного в отделе снабжения и сбыта компании.
В процессе прохождения учебной практики нами были исследованы финансовые результаты деятельности ЗАО НПК «Комбиотех», управление маркетинговой деятельностью в компании. В процессе исследования Отчета о финансовых результатах компании за 2019-2021 гг. установлено, что существенный рост продаж произошел в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Однако в 2021 г. продажи имели отрицательную динамику. Нами сделан вывод, что результаты финансово-хозяйственной деятельности организации имеют высокий уровень зависимости от наличия государственных и муниципальных заказов на вакцинацию населения от различных видов гепатита. Очевидно, что для снижения уровня зависимости от государственного и муниципального секторов экономики, компания должна развивать инструменты продвижения СТМ «Комбиотех» на рынок.
Показать больше