Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Анализ полномочий органов представительной и исполнительной ветвей
власти всех уровней в сфере библиотечного обслуживания…………………….5
1.1 Краткая характеристика сферы библиотечного обслуживания…………..5
1.2 Анализ полномочий различных государственных и
муниципальных органов власти и управления, а также государственных
или муниципальных организаций, имеющих полномочия в сфере библиотечного обслуживания…………………………………………………..7
1.2.1 Анализ полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов федеральной власти в сфере библиотечного обслуживания………………………………………………………………….7
1.2.2 Анализ полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере библиотечного обслуживания
на примере Томской области………………………………………………...11
1.2.3 Анализ полномочий представительных и исполнительных
Органов местного самоуправления в сфере библиотечного
обслуживания на примере г. Томска………………………………………...15
2. Анализ деятельности ТУСУР, кафедра АОИ г. Томск,
в функционировании сферы библиотечного обслуживания…………………….20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………….…..30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная библиотечная политика – очень сложный общественный феномен. Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границ взаимодействия и юрисдикции все время менялось и меняется и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло [18].
В последние годы стали сильно меняться представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роль в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранения ее источников.
Цели и задачи библиотечной политики реализуются через определенную структуру управления - иерархически упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и взаимодействии, выполняющих присущие им функции в направлении достижения конечных результатов. В Российской Федерации функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный (государственный), отраслевой, территориальный, управление библиотекой [5].
Вид практики: учебная практика.
Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: сфера библиотечного обслуживания в Российской Федерации.
Предмет исследования: полномочия органов представительной и исполнительной ветвей власти всех уровней в сфере библиотечного обслуживания.
Цель исследования в рамках учебной практики: изучить роль и полномочия органов представительной и исполнительной ветвей власти всех уровней в сфере библиотечного обслуживания, включая роль ТУСУР, кафедра АОИ г. Томск в функционировании данной сферы.
Для достижения поставленной цели определено пять задач:
1) изучить сферу библиотечного обслуживания в Российской Федерации;
2) проанализировать полномочий различных государственных и муниципальных органов власти и управления, а также государственных или муниципальных организаций, имеющих полномочия в сфере библиотечного обслуживания;
3) проанализировать полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере библиотечного обслуживания на примере Томской области;
4) проанализировать полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления в сфере библиотечного обслуживания на примере г. Томска
5) выявить роль деятельности ТУСУР, кафедра АОИ г. Томск, в функционировании сферы библиотечного обслуживания.
1. АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВЕЙ
ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Краткая характеристика сферы библиотечного обслуживания
Библиотечное обслуживание – это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей [9].
Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе.
Пользователь библиотеки – это определенное лицо или организация, обращающаяся к ее услугам. Этот термин не упраздняет понятия «читатель». Пользователь библиотеки может быть посетителем книжной выставки, участником мероприятия, получателем справки и т.д. [10]. Главная же задача библиотеки – это формирование из пользователя настоящего читателя [9].
Основная цель обслуживания читателей – содействие всестороннему и гармоничному развитию личности.
Осуществление этой цели выдвигает ряд принципов библиотечного обслуживания – основных требований, предъявляемых к системе обслуживания пользователей в библиотеке. Знание этих принципов необходимо библиотекарю для правильного выбора таких методов и форм работы с читателями, которые помогают эффективно достигать намеченной цели. Библиотечное обслуживание основано на следующих принципах [5]:
- полнота предоставляемой информации;
- оперативность получения информации;
- свобода доступа к информации;
- систематичность;
- дифференцированный подход к читателям;
- наглядность;
- комфортность;
- высокая культура обслуживания;
- привлечение населения в библиотеку.
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек. Прежде всего, это библиотеки государственного и местного надзора.
Библиотечная сеть входит в число четырех главных информационных систем России (наряду с Архивным фондом России, система государственной статистики, государственная система научно-технической информации). В ней занято более 200 тыс. человек. В нее входит 130 тыс. учреждения.
Система библиотек России включает в себя множество типов (например, научные, общественные и др.) и другие виды библиотек. Сеть публичных библиотек является самой крупной библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские и другие федеральные библиотеки. В сеть открытых библиотек входят также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации - центральные задействованные открытые библиотеки универсального профиля, а также детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей создание сети публичных библиотек является муниципальные публичные библиотеки, которые относятся к системе местного самоуправления.
Основная цель библиотечного обслуживания читателей – содействие всестороннему и гармоничному развитию личности реализуется путем решения следующих основных задач [7]:
1) Формирование мировоззренческой культуры читателей.
2) Повышение общеобразовательного уровня.
3) Повышение культурного уровня.
4) Повышение профессиональных знаний.
5) Содействие нравственному, трудовому и правовому воспитанию читателей.
6) Помощь эстетическому и физическому развитию.
Цели и задачи библиотечной политики реализуются через определенную структуру управления - иерархически упорядоченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и взаимодействии, выполняющих присущие им функции в направлении достижения конечных результатов. В Российской Федерации функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный (государственный), отраслевой, территориальный, управление библиотекой.
1.2 Анализ полномочий различных государственных и
муниципальных органов власти и управления, а также государственных
или муниципальных организаций, имеющих полномочия в сфере библиотечного обслуживания
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
6. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
7. Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
8. Закон Томской области «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области» (принят решением ГД ТО от 09.10.1997 № 573) [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
9. ГОСТ Р 7.0.94-2022 Библиотечный фонд. Термины и определения.
10. ГОСТ Р 7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения.
11. ГОСТ Р 57723-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения.
12. ГОСТ Р 7.0.96 - 2016 Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования.
13. «Стандарт качества муниципальной услуги по организации библиотечного обслуживания населения города Томска».
14. «Положение об организации библиотечного обслуживания населения, комплектования библиотечных фондов муниципальных библиотек муниципального образования городского округа «Город Томск»;
15. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
16. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
17. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
18. Тухватуллина В.Б. По волнам цифрового чтения / В. Б. Тухватуллина// Современная библиотека. - 2021. - № 9. - С. 36-41.
19. Сайт библиотеки Томской области,
справочно-информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://portal.lib.tomsk.ru/ru/ (дата обращения: 01.11.2022).
20. Официальный сайт Муниципальное автономное учреждение «Муниципальная информационная библиотечная система» Города Томска (МАУ «МИБС») [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.library.tomsk.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).
21. Официальный сайт Университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tusur.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).
22. Официальный сайт библиотеки ТУСУР [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.tusur.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).