Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Студенчество является наиболее социальной активной группой населения, принимающей участие в научно-исследовательских, коммерческих, общественных видах деятельности. Выбор направлений деятельности студенчества во многом обусловлен системой ценностей. Изучения главных ценностей современного российского студенчества заключается в том, чтобы определять возможности использования интеллектуального, трудового, социального потенциала страны, сформированного студенчеством. Также важно исследовать, как воспринимается студенчество как социальная группа жителями страны. Данное восприятие базируется на исполнении социальной роли студенчества, проявлении студентами своих ценностей, интересов, особенностей поведения.
Степень научной разработанности. Тема российского студенчества регулярно исследуется социологами. Социальный портрет отдельных групп студенчества, в частности, студентов приграничных регионов России, представлен в работе Симонян Р.Х. (СОЦИС, 2018). Причины низкой успеваемости студентов исследовали Г.Е. Зборовский, П.А. Адамова (СОЦИС, 2021). Особенности социальной коммуникации между преподавателями и студентами в условиях интернационального образования изучали П.Н. Осипов, Ю.Н. Зиятдинова (СОЦИС, 2017). Отдельные аспекты гражданской идентичности студентов исследовали А.С. Магранов, Л.С. Деточенко, В.П. Воробев, Е.В. Еремина, С.И. Неделько (СОЦИС, 2018). Несмотря на большое количество исследований, посвященных студенчеству, тема остается актуальной, так как ценности, процессы, в которых участвуют студенты, особенности мировосприятия постоянно меняются.
Связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами прослеживается по объекту исследования – студенчество. В то же время, у данного исследования есть отличительная характеристика. В нем изучается общественное мнение о студенчестве, его ценностях, особенностях поведения, а не само студенчество как социальная группа.
Объект исследования – общественное мнение по поводу российского студенчества.
Предмет исследования – основные ценности, модели поведения, восприятие праздника российских студентов («Татьянин день») россиянами
Цель исследования – выяснить, как воспринимается студенчество жителями России.
Методология и методы исследования.
Исследование проведено методом телефонного опроса. В опросе использовались формализованная анкета с определенными вариантами ответов. Полученные результаты обрабатывались с использованием методов социальной статистики и графического представления данных.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и систематизации сведений о том, как воспринимают студенческую молодежь россияне.
Практическая значимость работы заключается в определении факторов риска, связанных с неконструктивными ценностями российского студента.
Программа социологического исследования на тему «Восприятие российского студенчества жителями России»
С целью выявления общественного мнения по поводу российского студенчества Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно проводить опросы жителей страны.
Методологический блок исследования
1. Формулировка проблемы
Проведение исследования было обусловлено в первую очередь информационным поводом – приближающимся «Днем студента» 25 января 2022 года. Основная проблема исследования заключается в том, чтобы проследить, как изменились ценности российского студенчества за период с 2010 года по 2022 год.
Исследования общественного мнения по вопросам студенчества ВЦИОМ проводит не реже 1 раза в 3-4 года. Так, например, в январе 2019 года было проведено аналогичное исследование методом телефонного опроса.
В результате данного исследования выявлена проблема, связанная с расхождением мнений тех, кто имеет высшее образование, и тех, кто не учился в вузе. Оказалось, что те, кто имеет высшее образование, в большей степени ценят хорошую учебу в вузе. Те же, что не имеет высшего образования, считает, что навыки практической деятельности важнее, чем хорошие оценки в процессе обучения .
Еще одна проблемная характеристика восприятия студенчества связана с трудоустройством студентов. Проблему трудоустройства студентов, особенно, трудоустройства по специальности, признают практически все участники исследования. В то же время, те, кто имеет высшее образование, считают, что студентам необходимо начинать работать уже в процессе обучения, не ожидая получения диплома. Это позволит подготовить к самостоятельной трудовой деятельности и повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.
В исследовании 2019 года затронут такой проблемный аспект, как оценка вероятности трудоустройства выпускников вузов представителями социальных групп с разным уровнем доходов. Оказалось, что чем ниже уровень дохода участника опроса, тем меньше его уверенность в том, что высшее образование помогает трудоустройству и повышению материального положения .
Рассмотренное в работе исследование сосредоточено на одном проблемном аспекте ¬– восприятие ценностей российского студенчества представителями разных возрастных групп.
Изучение обозначенной проблемной ситуации происходило путем сбора мнений респондентов и дальнейшего анализа полученных данных. Для достижения целей исследования были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
1) разработан перечень вопросов, позволяющих выявить мнения россиян в отношении Дня студента и студенчества в целом;
2) определить варианты ответов по каждому вопросу;
3) определить социально-демографические группы участников исследования с точки зрения отношения к студенчеству: студент, не студент, имею члена семьи-студента;
4) выявить среди участников исследования представителей социальной группы, имеющей отношения к Дню студенчества – преподавателей вузов;
5) получить данные, сопоставимые с результатами исследования по аналогичной теме, проведенным в 2019, 2013 и в 2010 годах.
2. Описание объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это восприятие жителями России студенчества как социальной группы. Исследователей интересовало мнение респондентов о студенчестве, студенческих традициях, праздновании Дня студента, но не сама социальная группа студентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аналитический обзор ВЦИОМ 25.01.2022 «Учиться, общаться и тусоваться, или главные ценности российского студенчества».– [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitsja-obshchatsja-i-tusovatsja-ili-glavnye-cennosti-rossiiskogo-studenchestva, дата обращения 27.05.2022
2. Аналитический обзор ВЦИОМ 25.01.2019 «День студента: зачем идти учиться?». – [Электронный ресурс]. – https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya, дата обращения 27.05.2022
3. Воробьев В. П., Еремина Е. В., Неделько С. И. Символы российской государственности в сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. – №8.– 2018.– C.117-127
4. Зборовский Г. Е.,Амбарова П. А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. –№3.– 2021.– C.17-27
5. Магранов А. С.,Деточенко Л. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. –№8. –2018.– C.108-116
6. Осипов П. Н., Зиятдинова Ю. Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования // Социологические исследования. – №3. –2017.– C. 64-69
7. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) //Социологические исследования – №8. – 2017. – С. 88-94.
8. Пушкарева Г. В.,Кузнецов И. И.,Батоврина Е. В. Особенности включения российского студенчества в общественные солидарные связи // Социологические исследования. –№10.– 2021. –C.125-131
9. Рахманова Ю. В. Методы социологического исследования: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.— 124с.
10. Симонян Р.Х. Студенческая молодежь приграничных регионов России // Социологические исследования.– №4. –2018.– C.82-8