Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Производственная практика: научно-исследовательская работа проходила в период с 15.06 по 12.07 на базе ООО «Тейхос» город Евпатория.
1. Цель, задачи практики, индивидуальные задания
Цель практики:
изучение специфики эмоционального выгорания сотрудников ООО «Тейхос».
Задачи практики:
1. Рассмотреть теоретико- методологические основы исследования проблемы;
2. Представить методики исследования эмоционального выгорания;
3. Результаты проведенного исследования уровня исследования эмоционального выгорания.
Индивидуальные задания:
Провести исследование эмоционального выгорания сотрудников ООО «Тейхос».
Данная практика по способу проведения является стационарной, по форме – дискретной.
2. Отчет по практике
2.1. Теоретико- методологические основы исследования проблемы
Термин «сгорание», или «выгорание» (burnout), был введен в практику американским психологом Х. Дж. Фройденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перена¬пряжения при оказании профессиональной помощи [8]. К ним, по мнению автора теории, относились те, кто в силу своей профессии находился в постоянном напряжении, интенсивно общался с другими людьми в том числе в условиях кризисных центров, клиниках и т.п. Повышенное эмоциональное напряжение создавалось благодаря необходимости постоянно преодолевать негативные эмоциональные переживания других людей. Позднее в категорию профессий, способствующих развитию эмоционального выгорания Р. Шваб добавил также учителей, полицейских, юристов, политиков. Сам Х. Фройденберг определял эмоциональное выгорание как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завы¬шенных требований к собственным ресурсам и силам»[4].
Характеризуя проявления синдрома эмоционального выгорания у врачей, И. Харди образно сравнил его с «отравлением людьми», которое вызывало раздражительность, беспокойство, постоянное эмоциональное напряжение[14].
Некоторые ученые рассматривали эмоциональное выгорание как процесс начало которого связывалось с продолжительным профессиональным напряжением, стремлением как можно лучше справляться со своими обязанностями, а завершающий этап характеризовался разочарованием и профессиональным цинизмом, потерей интереса к возможному профессиональному росту[11].
Другое определение рассматривает выгорание как «состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, но напротив - ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недоста¬точной компетенции»[10].
Необходимо отметить, что единого определения выгорания не существует. Кроме того, проведённый анализ литературы показал частое синонимичное использование понятий: «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание», а также понятий «выгорание» и «сгорание». Специфика профессионального выгорания заключается в том, что спектр психологических проблем, возникающих у индивида непосредственно связан с факторами его профессиональной деятельности. Как показывает анализ научной литературы, на первых этапах исследования проблемы выгорания его действительно рассматривали, прежде всего, как профессиональное выгорание, так как преимущественно связывали со спецификой работы специалистов в так называемых «помогающих» сферах. Концепция К. Маслач была одной из первых, рассматривавших выгорание не только как следствие специфики профессиональной деятельности, но связав симптоматику с общей когнитивной сферой.
В работе «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты» Л.С. Чутко и Н.В. Козина приводят классификацию моделей синдрома выгорания (рис. 1)[15].
Среди отечественных психологов первым, кто поднял проблему «эмоционального сгорания» стал Б.Г. Ананьев также, как и зарубежные специалисты, связав появление его симптомов со спецификой социономических профессий.
Рисунок 1 – Модели синдрома эмоционального выгорания
В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как разновидность механизма защиты, который возникает как ответ на длительное психотравмирующее воздействие, в том числе связанное и с профессиональной деятельностью, и проявляющийся как частичное или полное отсутствие эмоционального отклика[3]. Автор рассматривается эмоциональное выгорание как процесс, развивающийся поэтапно, подобно стрессу.
М.В. Клищевская и Г.Н. Солнцева наравне с другими исследователи в качестве основного проявления эмоционального выгорания выделяют исключение эмоций, но расценивают этот факт как положительный так как это, по их мнению, дает возможность специалисту дозированного расходовать свои психоэмоциональные ресурсы [1].
Указанную точку зрения сложно признать полностью корректной, нарушая гомеостаз личности, эмоциональное выгорание не может оказывать положительного воздействия в отличие от синдрома профессиональной деформации – адаптационного механизма, который позволяет поддерживать личностный гомеостаз в психотравмирующих условиях профессиональной деятельности [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатырев С.В. Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгоранияи стресса у сотрудников полиции//Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 106-109.
2. Бойко В. В. Психоэнергетика / В.В.Бойко: Электронный ресурс. Режим доступа: https://bookz.ru/authors/viktor-boiko/psihoene_829.html ( дата обращения 03.06.2022).
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В.В. Бойко – СПб.:Сударыня, 1999. - 177 с.
4. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2007. - 685 с.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.:Питер, 2008
6. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и эк-зистенциональные проблемы. // Психологические проблемы само-реализации личности. / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой. – СПб.: СПбГУ, 1997.С.112-144
7. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко: Электронный ресурс. Режим доступа: https://elib.bspu.by/ bitstream/doc/1492/.pdf. ( дата обращения 03.06.2022)
8. Куроптева В.И. Профессиональное выгорание //NovaUm.Ru. 2021. № 29. С. 121-122.
9. Лапина, И.А. Эмоциональное выгорание: причины и последствия. / И.А. Лапина: Электронный ресурс Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37222/. ( дата обращения 03.06.2022)
10. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2005
11. Огольцова, Е.Г. .Синдром эмоционального выгорания педагогов: теоретический аспект /Огольцова Е.Г., Рождественская Я.В.// Danish Scientific Journal. 2020. № 37-2. С. 68-70.
12. Орёл, В.Е. Синдром психологического выгорания личности / В.Е. Орёл: Электронный ресурс. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-valeriy-orel/92952-sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti-valeriy-orel/read/page-2.html. ( дата обращения 03.06.2022).
13. Орёл, В.Е. Синдром психологического выгорания личности / В.Е. Орёл: Электронный ресурс. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-valeriy-orel/92952-sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti-valeriy-orel/read/page-2.html. ( дата обращения 03.06.2022)
14. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова – Курск: Курск. гос. ун-т., 2008. – 336 с.
15. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. – Москва: «МЕДпресс-информ», 2015