Фрагмент для ознакомления
2
По словам В.С.Мухиной: «детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными» [19, с. 29].
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности должно происходить при соблюдении организационно-педагогических условий:
- предметно-развивающая среда ДОО, являющаяся действующей силой в целостном процессе становления личности, должна способствовать формированию коммуникативных умений;
- коммуникативно - диалоговая основа взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми как аспект нравственного развития и становления личности ребенка при регулярной включенности в игровую деятельность;
- систематизация средств и методов игровой деятельности, распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативных умений.
В старшем дошкольном возрасте основное стремление в общении со сверстниками - жажда сотрудничества, возникающая в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности [12, с. 14].
Значение игр в воспитании, обучении и развитии коммуникативных навыков неоценимо - это совмещение игр и обучения, переход от игр-забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности [27, с. 17].
ГЛАВА 2. Практическая работа по использованию методик в формировании детей старшего дошкольного возраста с особенностями развития коммуникативных способностей с помощью игровой деятельности
2.1. Программа формирования методики исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Сказка». В исследовании приняли участие учащиеся 1-3 групп. Всего 50 человек. В таблице 1 представлены данные о возрасте участников исследования.
Таблица 1. Данные о возрасте участников исследования.
№ п/п Возраст Группа % в выборке
1 4-5 1 21
2 5-6 2 24
3 6-7 3 55
Анализ данных приведенных в таблице 1 говорит о том, что костяком выборка состояла из представителей трех возрастов. Третий возраст – дети 6-7 лет или старшие дошкольники. Они сформировали 55% участников исследования.
Второй возраст – дети 5-6 лет. Эта возрастная группа заняла 24% выборки. Третья группа – дети 4-5 лет. Они представили 21% выборки.
Собранные данные позволяют сделать вывод, что самыми активными участниками стали старшие учащиеся ДОУ, а затем учащиеся среднего периода обучения, и наконец, первогодки или младшие учащиеся. Такая градация говорит о том, что выпускающиеся ученики – это одна из самых заинтересованных групп воспитанников ДОУ. Они стремятся принять участие во всех процессах, мероприятиях и т.д.
В таблице 2 представлена информация о половом составе выборки.
Таблица 2. Информация о половом составе выборки.
№ п/п Возраст Пол
М Ж
Окончание таблицы 2
1 3-4 8 10
2 4-5 10 12
3 5-6 12 13
4 6-7 16 19
Анализ данных собранных в таблице 2 показывает, что количество мальчиков и девочек в выборке было примерно одинаковым (46 / 54). Здесь можно заметить, что такая ситуация является нормальной для современной системы образования и общества в целом.
В случае с нашим тестированием нужно напомнить, что девочки всегда были более любопытны и склонны принимать участие в различных исследованиях, опросах, анкетированиях и т.д. Мальчики менее склонны не только участвовать в экспериментах, но и делиться с посторонними своими переживаниями или мыслями.
Таким образом, в исследовании приняли участие ученики МБДОУ «Сказка» в количестве 50 человек. В таблице 3 представлены данные о причинах посещения ДОУ учениками.
Таблица 3. Данные о причинах посещения ДОУ учениками
№ п/п Причины посещения школы % в выборке
1 Интересно узнавать новое 55
2 Интересные опыты и задачи 30
3 Неинтересно. Только общение 7
4 Не интересно. Больше пойти особо некуда 8
Анализ таблицы 3 показал, что большинству учеников нравится учиться и узнавать что-то новое (55%). 30% нравится проводить или наблюдать за опытами и решать задачи. 7% нравится только общение. Остальным 8% больше негде проводить время кроме как в детском саду.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 13.05.2021).
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. – 624 с.
3. Алибулатова А. М-А. Психологические особенности учащихся страших классов // Цифровая наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-strashih-klassov (дата обращения: 19.05.2021).
4. Андреева В.С., Смирнова А.О. Психологические особенности учебного процесса в старшей школе. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
6. Будагов Г.П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 50-52.
7. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Психологические особенности подростков и юношей. Монография. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2017. – 282 с.
8. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Психологические проблемы учащихся старших классов. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
9. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.
10. Жилина Е.Ю. Формирование и развитие учебной мотивации старших школьников. Монография. – Волгоград: ВолГУ, 2019. – 277 с.
11. Ионов, А.В. Ценностные основания профессионала – Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 125-128.
12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
13. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.
14. Лебедев О.М., Носов М.С. Психологические особенности старшего школьника. – Воронеж: ВорГУ, 2017. – 376 с.
15. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. 2001. - № 1.-С.57-66.
16. Лернер П.С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России / П.С. Лернер // Мир образования - образование в мире. 2009. №3. - С. 3-13.
17. Логутова Е.В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23869 (дата обращения: 17.05.2021).
18. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – //Школьный психолог, № 9, 2001 – 8-9 с.
19. Медведева Н.А. Петрова М.С. Развитие учебной мотивации у старшего школьника. – Казань: Пальмира, 2018. – 332 с.
20. Плешакова Т.В. Роль письменной речи в свете современных требований к формированию коммуникативных компетенций // Социосфера. 2015. № 4. С. 12-13.
21. Подъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.
22. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Педагогический процесс в юношеском возрасте. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 287 с.
23. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия»,2007. -192 с.
24. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для школьников вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 476 с.
25. Разуваев, С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего самоопределения школьников // Вектор науки плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149. Тольяттинского государственного университета. Серия:
26. Семенов О.В. Борисов А.В. Юность. Психологические проблемы. Особенности. – СПб: Индикатор, 2019. – 331 с.
27. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Психология и педагогика о старшекласснике. Мифы и заблуждения. – Томск: Пирамида, 2018. – 558 с.
28. Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации высшего образования / Зеер Э.Ф //Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 28-33.
29. Тихонова Е.Е. Теория и практика педагогики старшего школьника. – Саратов: Полис, 2017. – 289 с.
30. Юрьева, И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // КНЖ. 2014. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-formirovanii-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-1 (дата обращения: 13.05.2021).